8 сентября, по церковному календарю, Святая Церковь торжественно совершает праздничное Богослужение в память события, совершившегося по обетованию и благословению Божию около двух тысяч лет тому назад в небольшом галилейском городе Назарете, — рождения от праведных родителей Иоакима и Анны Пресвятой Девы Марии.
Юная Мария, со временем воспитавшись в храме Божием, явила миру высочайший образец нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям, образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнописцев прославлять Ее, как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...»
«День Рождества Богородицы, — говорит боговдохнавенный поэт, преп. Иоанн Дамаскин (ум. ок. 780 г.), — есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась на радость. Ибо Ева слышала определение Божие: «В болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16), а Марии возвещено: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28). Пресвятая Богородица родила миру неотъемлемое Сокровище благих; через Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в блаженнейшее состояние»
Знаменитые церковные песнописцы посвятили этому празднику свои вдохновенные творения, раскрывающие глубокий богословско-догматический смысл и величайшее значение праздника для рода человеческого.
Святая Церковь включила в состав службы праздника лучшие творения религиозного гения, начиная с первых веков христианства и до нашего времени.
К восприятию самого праздника Святая Церковь подготовляет верующих с кануна праздника и вводит их в самое содержание праздника через молитвы и песнопения и особенно через тропарь и кондак предпразднества, а также через изумительный по богатству мыслей канон, принадлежащий творчеству преп. Иосифа песнописца (ум. в 883 г.).
За праздничным всенощным бдением, наряду с неизменяемыми молитвословиями и песнопениями, последовательно развивается основная мысль праздника, что Господь приготовил Себе в лице Девы Марии земной Престол и Чертог и что Она превыше всех жен, ибо от Нее родится Сын Божий.
В стихирах на «Господи, воззвах» (творения иноков Стефана и Сергия святоградцев — IX век), в стихирах литийных, написанных Анатолием, епископом Солунским (IX век), и в стихирах на стиховне, составленных Германом, патриархом Константинопольским (ум. в 740 г.), верующие приглашаются возрадоваться и прославить Деву Марию, потому что через Нее небо соединилось с землею и снова открылось людям Царство Небесное, люди сделались причастниками Божией благодати и святости — «обожились».
Праздничная служба имеет три паремийных чтения: здесь мы слышим голос из далеких ветхозаветных времен о прообразах праздника.
В 1-й паремии (Быт. 28, 10—17) говорится о видении патриархом Иаковом на пути из Вирсавии в Харрам3 во сне таинственной лествицы, соединявшей небо и землю; лествица духовно прообразовала Богоматерь, через Которую снисшел на землю Господь Иисус Христос.
Во 2-й паремии (Иез. 43, 27; 44, 1—4) повествуется о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем в бытность в ассиро-вавилонском плену. Эти затворенные врата, по толкованию св. Отцев Церкви, прообразуют приснодевство Божией Матери.
В 3-й паремии (Притч. 9, 1—11) узнаем об обиталище, уготованном Богом. Обиталище — это Святая Дева Мария, Которая послужила делу воплощения Сына Божия — Божественной Премудрости.
В тропаре «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...», в образных выражениях раскрывается общее значение события праздника для вселенной, именно — что от Пресвятой Девы воссияло Солнце Правды, Христос Бог, уничтоживший клятву, упразднивший смерть и даровавший людям благословение и вечную жизнь.
Величание в краткой форме выражает основное содержание события праздника: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родите лей, и всеславное славим рождество Твое».
Утреннее евангельское чтение (Лк. 1, 39—49, 56) повествует о посещении Пресвятой Богородицею матери Иоанна Крестителя, праведной Елисаветы, которая первая пророчески назвала Пресвятую Деву Матерью Господа. А Пресвятая Дева, во вдохновенной песни Богу, выразила Свою радость о Боге, Спасителе Своем, Свое глубокое смирение и величие Своей славы во всех поколениях, как Божией Матери.
После Евангелия на «Слава», ради праздника, поется — «Молитвами Богородицы...» (вместо «Молитнами апостолов»), на «И ныне» — тоже, «Молитвами Богородицы...» и «Помилуй мя, Боже...» Затем праздничная стихира «Сей день Господень...»
На утрени положено петь два высокоторжественных канона, с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Преп. Иоанн Дамаскин, автор первого канона, и преп. Андрей Критский (ум. в 712 г.), творец второго канона, в ряде художественных картин — тропарей воспроизводят событие праздника, самые обстоятельства рождения Пресвятой Девы Марии, воспевают участников этого события и их благочестивых предков; приводят глубокое догматическое толкование праздника, плоды празднуемого события — уничтожение следствий первородного греха и указывают на значение Приснодевы для вечного спасения людей, Которую еще в Ветхом Завете прообразовали: таинственная лествица, виденная Иаковом; ветхозаветная скиния cвидения с ее священными принадлежностями; Неопалимая Купина, которую видел Моисей; прозябший жезл Ааронов; гора в видении пророка Даниила, от которой нерукотворенно отторгся камень; орошаемая и не опалившая трех божественных отроков халдейская пещь; врата и дверь, виденные пророком Иезекиилем, которыми прошел только один Господь Бог Израилев.
Кондак «Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева тли смертныя свободистася...» говорит о животворном влиянии Рождества Богородицы для рода человеческого во все времена мира, начиная от Адама и Евы.
На 9-й песни канона поются, вместо «Честнейшую», радостные припевы праздника: к первому канону: «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере», и ко второму канону: «Величай, душе моя, от Неплодове родшуюся Деву Марию»[1].
В песнопениях светильна «От Неплодныя днесь...» Пресвятая Дева изображается как цвет, наполняющий Божественным благоуханием весь мир и радующий живущих в нем; особенно светилен призывает всех праведников к радости и ликованию по случаю рождества Богоматери.
В пении хвалитных стихир на подобен «О дивнаго чудесе...» указывается на следствия события праздника, на благословение Божие, на действие в мире благодати Божией, на возвышение девства.
Заключительной стихирой вновь служит стихира «Сей день Господень...», которая в немногих словах изображает событие праздника, воспевает величие Родившейся и указывает на мессианское служение Господа Иисуса Христа и на Его воплощение от Духа Святаго и Марии Девы.
Далее в праздничном последовании Литургии продолжается с особой полнотой раскрытие величия и значения события рождества Богородицы для человечества.
Для прокимна перед Апостольским чтением взяты слова из умилительной и возвышенной песни Самой Приснодевы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем», и стих «Яко призре на смирение Рабы Своея...»
В апостольском чтении (Филип. II, 5—11) указывается на высочайший образец смирения и уничижения Господа Иисуса Христа, сказавшихся в Его рождении от жены, и о последовавшем затем Его прославлении. Содержание чтения Апостола напоминает и о глубоком смирении Самой Девы Марии.
В праздничном Евангелии (Лк. X, 38—42; XI, 27—28) повествуется о блаженстве слушающих слово Божие, возвещаемое Господом Иисусом Христом, и хранящих его, а также о восторженном и благоговей ном восхвалении материнства Божией Матери.
Заключительным торжественным прославлением праздника служит задостойник — ирмос 9-й песни канона: «Чужде матерем девство...», с припевом «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере», и причастен «Чашу спасения прииму и имя Господне призову», выражающий ту мысль, что родившаяся Поиснодева явилась источником нашего спасения и приобщения нас к жизни вечной [4].
Доц. А. Георгиевский