РЕЧЬ НА ЗАСЕДАНИИ РАСШИРЕННОГО ПЛЕНУМА СОВЕТСКОГО КОМИТЕТА ЗАЩИТЫ МИРА

31 августа 1953 г.

Дорогие друзья по защите мира!

В методе нашей работы уже установилась традиция: подытоживать в нужный момент пройденный путь борьбы за мир и, определяя свое отношение к текущим событиям, ставить перед собою новые задачи.

С этой целью полезно сказать, хотя бы в самых кратких чертах, о важнейших фактах международной жизни, начиная с Будапештской сессии Всемирного Совета Мира.

Эта сессия явилась знаменательным событием, смысл которого тем глубже, чем теснее и плодотворнее становится сотрудничество людей самых различных направлений жизни и мысли в деле ослабления международной напряженности.

Именно на этой сессии появились представители многих течений и трупп, которых не было на предыдущих сессиях и конгрессах сторонников мира. На этой сессии выявились новые и новые слои верующих различных исповеданий, включающих себя в движение в защиту мира. Б Будапеште был дан наглядный пример сближения людей различных тенденций и найдена точка опоры, точка приложения общих усилий в виде всемирной кампании в пользу переговоров и международных соглашений.

В реализации переговоров правильно усматривается ближайшая и, может быть, единственная возможность постепенного преодоления взаимного недоверия, место которого — по логике вещей — должны занять взаимные проявления доброй воли, взаимное уважение интересов друг друга и, в конце концов, полезное всем сотрудничество.

Твердая уверенность именно в таком развитии международных отношений внушается нам не только нравственным чувством. Всем известные заявления руководителей мировой политики также поддерживали общее настроение уверенности в достижении соглашения. Даже в самом ходе событий стало заметно сказываться воздействие нашей уверенности, нашей настойчивости и солидарности.

Этой новой обстановкой и продиктованы решения Будапештской сессии. В них говорится о возможности мирного урегулирования всех международных проблем, о рождении великой надежды на всеобщее согласие и о необходимости более тесного общения народов.

Смысл этих решений сводится к требованию практически испытать идею мирного сосуществования народов и различных социальных систем в духе взаимного уважения и равенства. Это значит, что народы хотят иметь более совершенный и более прочный мир, чем мир, обусловленный насилием, страхом или деспотизмом сильной державы или даже соревнованием вооружений. Общечеловеческим сознанием ясно ставится вопрос о таком мире, который явился бы венцом взаимных стремлений всех народов, который можно было бы назвать миром доброй воли.

Достижению этого мира Русская Православная Церковь не только сочувствует, но и содействует, потому что она в основу подлинного общежития полагает «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). С этим убеждением мы, церковные люди, и все наши верующие, активно участвуем в трудах и борьбе своего народа за мир и с надеждою следим за развитием мировых событий, в которых такое огромное значение имеют миролюбивая политика нашей великой страны, ее авторитет и влияние.

Сейчас мы, церковные люди, вместе со всем человечеством, переживаем великое удовлетворение по поводу перемирия в Корее. Нас радует прекращение кровопролития, радует тишина, объявшая измученную страну, радует и сознание факта, что усилия доброй воли сотен миллионов людей, в том числе и усилия нашей Церкви, не пропали даром, а дали добрый плод. Не будь проявлена эта воля, — и корейское кровопролитие давно бы превратилось в мировое бедствие.

Но перемирие, как это всем понятно, не есть еще полный мир, особенно при наличии некоторых кругов, заинтересованных в продолжении военных авантюр. Мы все знаем, что корейский народ и его истерзанная земля разделены на две части, — и только их мирное воссоединение может привести к полному решению проблемы.

Вот почему требуются все новые и новые акты доброй воли, новые усилия сторонников мира, чтобы жертвы и страдания корейского народа увенчались умиротворением всей Азии и получили бы в нем благодарное признание всего человечества.

Наше государство уже оказало свое содействие делу перемирия в Корее, оказало и значительную материальную помощь этой стране. Китай, Индия и другие азиатские страны также проявили огромную волю к миру, добиваясь перемирия в Корее. Дело теперь за теми, кто по недостатку доверия, или по избытку страха, или по инерции раз принятого политического курса все еще продолжает следовать политике расчленения Кореи и политике игнорирования нового Китая.

С перемирием в Корее появилась новая надежда на дальнейший прогресс в международных отношениях. И наше Советское правительство не упускает этой возможности, используя каждый повод, каждое событие для того, чтобы ослабить международное напряжение, чтобы во главу угла всех международных событий вложить идею переговоров.

В этом отношении каждый шаг Советского правительства можно назвать проявлением доброй воли к миру.

Актом миролюбия явилась нота нашего Правительства правительствам Франции, США и Англии от 4 августа с. г. о созыве совещания министров иностранных дел.

Волей к миру продиктована и последняя нота Советского правительства от 15 августа по германскому вопросу.

Эти предложения нашего Правительства не остались словами: неделю спустя оно, вместе с правительственной делегацией Германской Демократической Республики, подписало Протокол о прекращении взимания германских репараций и других мерах по облегчению финансово-экономических обязательств Германской Демократической Республики, связанных с последствиями войны.

Так проявляется добрая воля нашего народа к миру. Одушевляя мирные усилия Советского правительства, эта воля утверждает, что нет сейчас такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем на основе взаимной договоренности заинтересованных стран. Воля к миру руководит всей жизнью нашей страны, нашего народа, требуя, чтобы дух переговоров восторжествовал над применением силы.

Добрую волю нашего народа неизменно разделяет и поддерживает Русская Православная Церковь своими молитвами и благословениями, своим участием в борьбе за мир, своим нравственным влиянием. Она вместе со всеми верующими нашей страны горячо приветствует идею переговоров, потому что в их процессе может вполне выявиться добрая воля каждой стороны, потому что только непосредственное общение может привести к взаимопониманию, потому что эта идея отвечает глубочайшим чаяниям христианского духа.

В стремлении поддержать требование сотен миллионов людей всех наций и религий о встрече глав великих держав и мирном разрешении международных разногласий, наша Церковь прилагает все усилия к тому, чтобы все христианские церкви единодушно высказались за торжество переговоров, за мир доброй воли между народами.

На этой почве должны объединиться христиане всех вероисповеданий. Мы призываем к этому и христианские круги Запада, которые до сих пор не высказали своего отношения к вопросам мира, этой основной проблеме человечества. Пора понять, что речь идет не о преобладании какого-либо образа жизни или социального строя, а о взаимном уважении интересов народов и их свободы, как основы их мирного сосуществования.

Вместе с своим народом и со всеми людьми доброй воли мы, церковные люди, будем неустанно добиваться победы духа переговоров над духом недоверия и вражды, чтобы придти в конце концов к торжеству всеобщего умиротворения.

Наша Церковь — неизменно с народом; с ним она и в борьбе за мир.

И наша уверенность — это уверенность всего советского народа в том, что война должна быть побеждена и будет побеждена великой, могучей силой всего миролюбивого человечества!

Митрополит Николай.

Система Orphus