«Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илиа славный...» (Тропарь).
В сонме ветхозаветных пророков одно из видных мест занимает святый пророк Божий Илия. Это — «земной Ангел и небесный человек», «пророк предивный», «пророк пречудный», «зритель славы Христовой на Фаворе», «во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова», — так рисует святая Православная Церковь образ св. пророка Илии. В Четьи-минейном житии св. пророка Илии рассказывается, что он происходил ив рода Ааронова. Отец его по имени Саваха в момент рождения сына видел, как некие светозарные мужи разговаривали с младенцем, пеленали его огнем и влагали в уста его огненный пламень. В этом же житии рассказывается, что Илия воспитывался и обучался среди священников и с самых юных лет проводил время в пустыне, в молитвах и подвигах
Однако сообщение это — скорее благочестивое предание, которое нельзя подтвердить точными библейскими данными. На историческое служение св. пророк Илия вступает уже в зрелом возрасте. Известно только то, что он был родом из города Фесвы, расположенного в восточной части Галаадской страны (за Иорданией), умел писать (2 Парал. 21, 12). Современники так описывают внешний вид Илии Фесвитянина: «он весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4 Цар. 1, 8).
Чтобы отчетливее представить характер и значение деятельности этого исключительного ветхозаветного пророка, необходимо сказать несколько слов о той обстановке, в которой жил и действовал св. пророк Илия. Обстановка эта, действительно, была сложной. Сорокалетнее царствование Давида и такое же продолжительное правление его сына Соломона было блестящим периодом в истории Израиля. По словам библейского писателя, оно было исполнено такой роскоши и изобилия, что золото и серебро стали равноценными простому камню. Сооруженный Соломоном храм и царский дворец поражали современников роскошью, блеском и художественною отделкой. Строительный материал доставлялся из окрестных стран Ливанских. Кедры и кипарисы с Ливана свозились к морю, а оттуда плотами переправлялись к назначенному месту и затем доставлялись уже сухопутными дорогами в Иерусалим. Все это требовало значительных перевозочных средств и такого же значительного количества рабочей силы. Царские корабли из далеких стран, в частности из Офира, доставляли предметы роскоши, привозили искусных мастеров и, в свою очередь, экспортировали палестинский хлеб.
Была произведена (при Соломоне особенно) и внутренняя организация Израильского царства. Двадцать тысяч всадников были размещены в Иерусалиме и разных других городах. Разумеется, они были обеспечены содержанием. Создан был целый штат писцов и надзирателей за рабочими людьми.
Для всего этого требовались огромные средства, которые царь получал в виде дани с населения. Таким образом внешняя роскошь и благополучие тяжелым бременем ложились на население и пышный внешний расцвет Израильского царства сопровождался и его внутренним загниванием. Авторитет Давида и его сына Соломона сдерживал взрыв народного возмущения, хотя имеем основание предполагать, что уже при Соломоне среди народа происходило какое-то брожение. Во главе недовольных стал Иеровоам, сын Наватов, лицо, приближенное к Соломону. Народное движение, находившееся еще в зародыше, в начальной стадии, удалось подавить, а Иеровоаму пришлось бежать в Египет.
Когда Соломон «почил с отцами своими», народный гнев на чрезмерное бремя вылился наружу уже открыто. На престол должен был вступить сын Соломона Ровоам. Премудрый сын Сирахов считает Ровоама «скудным разумом» (Сирах. 47, 28). Ровоам прибыл в Сихем, где должно было произойти провозглашение его царем. Но здесь оказался и Иеровоам, который, узнав о смерти Соломона, прибыл сюда из Египта. Не без его внушения собравшийся в большом количестве в Сихем народ обратился к Ровоаму с таким предложением: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». За ответом Роша м приказал народу явиться через три дня.
Старые, опытные люди, некогда окружавшие Соломона, учитывая обстановку, советовали Ровоаму пойти на частичные уступки народу. Но молодые друзья Ровоама, его сверстники, внушали ему другое: никаких уступок! Ты, говорили они, скажи им: если отец мой обременял вас тяжелым игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.
Когда через три дня народ снова явился к Ровоаму, то последний действительно так и сказал народу. В ответ на это собравшиеся заявили Ровоаму: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» И разошелся Израиль по шатрам своим.
Только колена Иудино и Вениаминово остались верными сыну Соломонову; остальные десять колен провозгласили царем Иеровоама. Попытки Ровоама при помощи военной силы вернуть потерянный престиж оказались тщетными.
Иеровоам укрепил город Сихем, который стал столицей его царства. Но религиозным центром попрежнему оставался Иерусалим. Чтобы устранить тяготение своих подданных к Иерусалиму, Иеровоам отлил двух золотых тельцов и поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» — заявил он. В честь новых богов были сооружены капища, назначены специальные жрецы и пророки, установлены праздники, аналогичные тем, которые праздновались в Иудее. Политику религиозной изолированности царства израильского от иудейского проводили и преемники Иеровоама, о которых священный бытописатель обычно говорит, что они делали «неугодное» пред Господом.
Предела нечестия достиг израильский царь Ахав, женатый на дочери Сидонского царя Иезавели. Под влиянием жены он стал открытым почитателем Ваала и больше других царей израильских делал то, что возбуждало гнев Господа.
Такова была историческая обстановка, когда «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» (Сирах. 48, 1). По слову Божию, Илия явился к Ахаву и заявил ему, что за его нечестие в годы не будет ни росы, ни дождя. Слово пророка исполнилось. Стране грозила продолжительная засуха и в результате этого голод. Раздраженный Ахав виновником постигшего страну бедствия считал Илию и послал во все окрестные народы и царства специальных лиц разыскивать его. Когда ему говорили, что в том или другом месте Илии нет, то он брал с разведчиков клятву, что Илию они действительно не обнаружили (3 Цар. 18, 10). Розыски не дали результатов, так как Илия, по повелению Божию, скрывался у потока Хорафа, против Иордана. Из потока Илия получал питьевую воду, а вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо. Но вот высох и этот поток. По указанию Божию, Илия направился в Сарепту Сидонскую и поселился у одной вдовы. Пребывание Илии в Сарепте ознаменовалось двумя чудесами. У вдовы мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало. Через несколько времени после того, как в ее доме поселился Илия, тяжело заболел и умер сын хозяйки. Но по молитве Илии отрок вернулся к жизни.
Прошло три года. Бедствия стали нестерпимыми. Коснулись они и царского дворца. Недостаток воды и корма для домашнего скота побудил Ахава отправиться на розыски водных источников и травы. Сам Ахав пошел в одном направлении, а начальник царского дворца Авдий — в другом. Об этом Авдии священный повествователь дает весьма положительные сведения, как о человеке благочестивом и богобоязненном. Он рассказывает, что когда Иезавель истребляла пророков Божиих, Авдий укрыл из них сто человек. Группами по 50 человек он скрыл их в пещерах и снабжал их хлебом и водою. Таков был Авдий. И вот в то время, когда Ахав и Авдий пошли на розыски, Господь повелел Илии снова начать обличение Ахава. Послушный велению Божию, Илия покинул Сарепту Сидонскую. На пути ему встретился Авдий. Последний не поверил сначала своим глазам, когда увидел Илию. Он пришел в ужас, так как действовал строгий царский указ о розыске и выдаче Илии. Вывел Авдия из недоумения сам Илия. «Пойди и скажи своему господину, что Илия здесь», — произнес пророк. Но это еще более смутило Авдия. «Если я скажу Ахаву, что ты здесь, но Дух Господень снова скроет тебя, то весь гнев Ахава обрушится на меня. Ахав может разузнать, что в свое время я скрывал от истребления пророков Божиих». Илия успокоил Авдия, заявив: «Жив Господь, Саваоф, пред Которым я стою! Сегодня я покажусь Ахаву». После этого Авдий уже спокойно сообщил Ахаву о появлении Илии.
Произошла встреча Илии и Ахава. «Это ты смущаешь Израиля!» — обрушился Ахав на Илию. «Не я смущаю Израиля, а ты и отцы твои», — возразил Илия.
Чтобы раз навсегда покончить дело, Илия предложил Ахаву собрать на гору Кармил народ израильский, 450 пророков вааловых и 400 пророков дубравных. Ахав согласился на это предложение. Он рассуждал так, что Илия окажется бессильным против 850 организованных пророков, к тому же находивших правительственную поддержку. К назначенному сроку на Кармиле собрались и народ и пророки. К собравшимся Илия сразу же обратился с такими словами: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал бог — то покланяйтесь ему». Народ безмолвствовал. Для испытания правоты пророков вааловых Илия предложил следующее. Пусть дадут нам два тельца. Одного из них пусть выберут себе жрецы Ваала, а другого пусть оставят ему, Илии. Тельцов должно подготовить к жертвоприношению. Но огня для всесожжения не должно давать ни жрецам, ни ему, Илии. Огонь для жертвоприношения должен послать с неба тот Бог, Который является истинным. Предложение Илии было принято. В первую очередь выступили жрецы вааловы. Они подготовили к жертвоприношению тельца я с утра до полудня тщетно взывали: «Ваале, услышь нас». Но ни голоса, ни ответа не было. В полдень Илия стал смеяться: «Кричите громче, может быть ваш бог задумался, или занят чем-либо, или он в дороге, а может быть, он просто спит...» Жрецы стали кричать громче, кололи себя ножками и копьями, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.
Между тем наступал вечер и приблизилось время вечернего жертвоприношения. Жрецы отошли в сторону, а народ приблизился к Илии. Илия взял двенадцать камней по числу колен сынов Израилевых и соорудил из них жертвенник. Вокруг жертвенника он ископал ров. На жертвенник положил дрова, на дрова положил рассеченного надвое тельца. На все это он приказал вылить в три приема по четыре ведра воды. Ров наполнился водою. Когда все это было сделано, Илия обратился с молитвою к Богу, чтобы Господь совершил чудо и этим обратил к Себе сердца отпавшего от Него народа. Лишь только Илия закончил молитву, как ниспал с неба огонь, испепеливший и жертву и жертвенник.
Чудо возымело свое действие. «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» — закричал народ. По требованию Илии пророки вааловы были схвачены и все до одного умерщвлены.
Вскоре же после этого небо сделалось мрачным от туч и от ветра, и пошел сильный дождь. Смущенный Ахав отправился в Израиль, а перед ним следовал Илия.
Когда узнала о происшедшем Иезавель, то пришла в ярость и поклялась на завтрашний же день умертвить самого Илию. Илия бежал сначала в Вирсавию (на территории царства иудейского), а затем дальше, в пустыню. Утомленный продолжительным путем, он сел под можжевеловым кустом и стал просить у Бога смерти себе: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих...» Зная Илию как строгого ревнителя о славе Господа, нетрудно представить переживаемое им душевное состояние. Он пришел в отчаяние, видя свое бессилие истребить идолослужение. Илия недоумевал, почему Господь, ниспосылая огонь на жертвенник, не истребил огнем идолослужителей.
В печальных размышлениях Илия уснул под можжевеловым кустом. Проснулся он от прикосновения руки Ангела, который сказал ему: «Встань, ешь и пей». Илия увидел у своего изголовья печеную лепешку и кувшин воды. Эта чудесная находка помимо подкрепления физических сил Илии давала ему понять, что все происходящее совершается не без воли Божией. Но тогда пред Илией встал другой вопрос: в чем же смысл происходящего, как объяснить действия Божии, не постижимые для него; почему Господь предоставляет возможность оставлять сынам Израилевым завет Божий, разрушать жертвенники, убивать пророков Божиих. Как совместить Божественное правосудие с таким попустительством Иезавели и Ахаву чинить их беззаконные дела. Эти мысли одолевали Илию.
Он, подкрепившись пищей, снова уснул и снова был разбужен Ангелом, который предложил ему подкрепить пищей свои физические силы ввиду предстоящего дальнего пути. Сорок дней и сорок ночей прошел Илия дальше до горы Божией Хорива. Место эго в истории парода израильского имело немаловажное значение. Здесь некогда Боговидец Моисей, пасший стада у своего тестя Иофора, сподобился слышать голос Божий из горящего, но не сгоравшего тернового куста (Исход. 3, 1—2).
У Хорива Илия нашел себе ночной приют в пещере. «Что ты здесь, Илия?» — спросил его Господь. Илия и высказал свои тяжелые думы: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
Кратко, но полно раскрыл пред Господом свои душевные терзания Илия. «Кто же Ты, Господи, что допускаешь такие беззакония» — как бы спрашивает у Господа Илия.
Это событие в жизни Илии переносит нас в более ранние времена, когда другой Боговидец — Моисей, созерцавший, как Господь оказывал благодеяния народу еврейскому в пустыне, несмотря на его жестоковыйность и склонность к идолослужению, просил Господа: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» (Исх. 33, 13). Между настроениями Моисея и Илии можно усмотреть полное совпадение. Полное совпадение и в дальнейших событиях. Господь поставил Моисея в расселине скалы и покрыл его рукою Своею... И прошел Господь пред лицем его и провозгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый п многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Исх. 34, 6—7). Эти слова Господни только несколько успокоили Моисея, но полный смысл и характер действий Промысла Божия Моисей не уразумел еще. Эту мысль слово Божие раскрывает в следующих словах Господа Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых; ты увидишь Меня только сзади» (Исход, 33, 20—23; там же, 34, 6—7). Только отчасти уразумел Моисей существо Бога Живаго, Господа долготерпеливого, многомилостивого и истинного, но и правосудного.
Возвратился к Илии. «И сказал Господь: Выйди и стань на горе пред лицем Господним; и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (и там Господь)». Илия закрыл лице свое милотью своею и вышел и стал у входа в пещеру. Снова Господь спросил: «Что ты здесь, Илия?» Снова последовал ответ Илии: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее».
Мы не знаем подробности происшедшего при Хориве Богоявления, но священный дееписатель передает нам, что Господь повелел Илии помазать в цари над Сирией некоего Азаила, а в цари над Израилем Ииуя, сына Намессиина; пророком вместо себя Илия должен был помазать Елисея, сына Сафатова, из Авель-Мехолы. Эти три лица и будут мстителями нечестивым. Илия сетовал, что религиозное развращение в израильском народе было полным и всеобщим, однако среди Израиля имелось семь тысяч мужей, которые не преклонили своих колен перед Ваалом и не оказывали ему божеских почестей.
Скоро гнев Божий постигнул Ахава: в сражении с царем Сирийским он был убит. Недолго процарствовал и сын его Охозия, которого сменил на престоле брат его Иорам. Печальная участь постигла несколько позднее и Иезавель. У Илии уже имелся преемник в лице Елисея, сына Сафатов. Приходили к концу дни земной деятельности пророка Божия Илии.
«На земли же Ангела познахом, божественный пророче, и на небеси человека Божия, якоже и Сам Господь рече: понеже Илия человек жесток еси, согрешающу Израилю терпети не можеши, взыди ты ко мне, да Аз доле сниду» (Канон пророку Илии). Так благочестивое христианское чувство объясняет причину чудесного переселения пророка Божия Илии в небесные селения.
Взятие пророка Илии на небо не было неожиданным, внезапным. О нем был осведомлен сам пророк Илия. Знали об этом «сыны пророческие» в Вефиле и Иерихоне. Знал и непосредственно преемник Илии пророк Елисей. Точно известен был этим лицам и день взятия Илии на небо. Это знаменательное событие является вторым известным нам случаем переселения на небо богоугодивших людей.
Об одном из библейских патриархов Енохе на первых страницах Библии мы читаем: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24). Илия был вторым небесным человеком, как и Енох, не видевшим смерти. Вот как рассказывает о взятии его на небо книга Царств — замечательно точное по своему историческому изложению произведение. В то время, когда Господь восхотел вознести Илию з вихре на небо, шел Илия с. Елисеем из Галгала. Илия сказал Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Елисей отказался оставить своего учителя и руководителя и заверил свое решение клятвою: «Жив Господь, и жива душа твоя! не оставлю тебя». И пошли они в Вефиль. Когда Илия с Елисеем прибыли в Вефиль, к ним вышли «сыны пророческие», проживавшие в Вефиле, и сказали: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над головою твоею?» Елисей ответил: «Знаю, молчите!» Илия удерживал Елисея в Вефиле: «Господь посылает меня в Иерихон». Но Елисей и на этот раз категорически отказался отлучиться от своего учителя. Оба они, Илия и Елисей, прибыли в Иерихон. II здесь сыны пророческие, проживавшие в Иерихоне, приступили к Елисею со словами: «Знаешь ли ты. что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею?» Елисей ответил: «Я также знаю, молчите!»
Илия сказал Елисею: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану». Елисей клятвенно («жив Господь и жива душа твоя») заверил, что он не оставит своего руководителя.
Илия и Елисей подошли к Иордану. Пятьдесят человек из сынов пророческих стали в некотором отдалении. Илия свернул милоть свою и ударил по струям иорданским. Вода расступилась по ту и другую сторону. Илия и Елисей перешли реку, как посуху. Илия насказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». — «Трудного ты просишь, — заметил Илия, — но если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет».
И вот, когда они шли дорогою и беседовали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей, смущенный и пораженный, мог только воскликнуть: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» Илия скрылся из глаз его. Горю его не было предела. Но вот с высоты падает милоть Илии, точно залог того, что дух вознесшегося святого пророка почил на Елисее. Так и было в действительности. Ударив милотью по водам Иордана, Елисей перешел его, как посуху.
Чудесное восшествие Илии на небо смутило и иерихонских «сынов пророческих», которые предложили Елисею пятьдесят человек на розыски исчезнувшего Илии: «Пусть бы они пошли и поискали господина твоего, может быть, унес его Дух Господа и поверг его на одной из гор или в одной из долин». Елисей только после настойчивой просьбы согласился на это, так как был убежден в бесплодности поисков своего учителя. Трехдневные розыски Илии остались, как и следовало думать, безрезультатными.
Св. пророк Божий Илия не умер обычною смертью. Он жив и теперь в тех небесных не достижимых для нашего человечества, сферах, где находится и патриарх Енох, где пребывает взятая на небо с плотию Пресвятая Дева, где находится и вознесшийся с человеческой плотью и воскресший Христос.
Ветхозаветные люди ждали и верили во вторичное пришествие св. пророка Илии на землю. Когда на берегах Иордана раздался глас вопиющего в пустыни Иоанна Крестителя и предтечи Христова, то некоторым из современников казалось что он — Илия. Иоанн Креститель отверг это предположение (Иоан. 1, 21).
Когда однажды Христос Спаситель спросил Своих учеников, за кого почитает Его народ, то получил ответ, что, один признает Его за Иоанна Крестителя, а другие за Илию, Иеремию пророка или за одного из других пророков (Матф. 16, 14; Лук. 9, 8, 19).
Евангельское повествование о преображении Христа на горе Фаворе называет в окружавших Христа Спасителя двух лицах Моисея и Илию, которые беседовали с преобразившимся Христом об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9, 30—31).
Пришествие в мир воплотившегося Сына Божия и Его Крестная Жертва на Голгофе теперь яснее, чем прежде, убедили обоих Боговидцев, что милость Господня беспредельна, но эта милость сочетается с Божественною Правдою. У подножия голгофского креста «милость и истина встретились и правда и мир облобызались».
По православному христианскому верованию, оба не видевшие смерти лица, как Енох, так и Илия, избежавшие смерти при жизни, придут вторично на землю пред вторым пришествием Христа Спасителя и будут убиты антихристом. В Апокалипсисе можно читать следующее повествование об этих двух пророках: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище... Они имеют власть затворить, небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами — превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьет их... Но только три с половиной дня они будут мертвыми. Затем они снова оживут и взойдут на небо» (Апок. 11, 3—12).
Таким образом святая Православная Церковь на основании твердых данных Священного Писания и предания именует св. пророка Божия Илию земным Ангелом, небесным человеком и вторым предтечею пришествия Христова.
ПРОФ. В. НИКОНОВ
[1] Жития святых, изложенные по руководству Четьи-Миней св. Димитрия Ростовского. Месяц июль. Цитирую по московскому изданию 1910 г., стр. 424—446. Точный фактический материал о жизни и деятельности св. пророка Илии, использованный в данной статье, содержится в III кн. Царств, гл. 17—22, и в IV кн. Царств, гл. 1—2.