ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Среди событий земной жизни Господа Иисуса Христа Преображение на горе пред лицом трех избранных учеников занимает особое место. Тогда как с самого рождения в вертепе Вифлеемском и до крестной смерти на Голгофе воплотившийся Сын Божий пребывал в уничижении, «приняв образ раба» (Филипп. 2, 7), — на горе Он явил ученикам Свою Божественную славу в той мере, в какой они могли ее воспринять.
Изложим описание этого события евангелистами, положивши в основу повествование св. ап. Матфея, которое читается на литургии праздника.
«По прошествии дней шести», — в толковании ев. Иоанна Златоуста, с того дня, в который Спаситель беседовал со своими учениками о предстоящих Ему страданиях и смерти, — «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его», — наиболее близких и доверенных из апостолов — «и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1). У евангелистов эта гора не поименована, но древнее предание единогласно называет ее горою Фавор, которая находится в Галилее, на юг от Назарета.
Св. евангелист Лука добавляет, что Господь по восхождении на гору вознесся в молитве к Отцу Своему, а ученики Его были отягчены сном (Лук. 9, 28, 32).
И во время молитвы просияло лице Его как солнце, одежды же Его. сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие (Мф. 17, 2—3).
Св. евангелист Лука указывает и предмет этой беседы: «Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но пробудившись увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него» (Лук. 9, 31—33), «Петр сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Св. евангелист Марк замечает: «Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе» (Мрк. 9, 6). «Когда он (Петр) еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь, Возведши же очи свои, они ни кого не увидели, кроме Одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: ни кому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 5—9).
Согласно евангельскому повествованию, событие Преображения состояло в том, что пришедший на землю «в подобии человечестем» Господь Иисус явил Божественную славу во внешнем виде Своего человеческого зрака и одеяния: Лице Его просияло как солнце, и одежды Его сделались белы как свет.
Если лицо Моисея после беседы с Богом на Синае просветлело настолько, что он принужден был полагать на лицо свое покрывало (Исх. 34, 29—33), то тем более сияние славы Отчей открылось в Единородном Сыне Божием, не в полной, однако, мере, ибо человек не может увидеть Лицо Божие и остаться в живых (Исх. 33, 20), но в доступной для восприятия апостолами: «Из самых слов Евангелиста», — говорит св. Иоанн Златоуст, — «видно, что явленное тогда было только снисхождением, а не точным представлением предмета... На горе Он открыл лишь столько, сколько можно было видеть без вреда очам видевших, и при всем этом они не вынесли, но пали на лицо свое» [1].
Что означало явление Моисея и Илии? По толкованию св. Иоанна Златоуста, в лице Моисея предстал на Фаворе ветхозаветный законодатель и в лице Илии — пророк, исполненный огненной ревности о славе Божией. «Иудеи часто обвиняли Христа в преступлении закона и в богохульстве, будто бы Он похищал славу Отца, Ему не принадлежащую». Но «если Моисей дал закон, то иудеи могли заключить, что он не потерпел бы презрения этого закона, как они думали, и не стал бы служить нарушителю его, для него неприязненному. Также и Илия из ревности к славе Божией не предстал бы и не повиновался бы Христу, если бы Он был противником Божиим, и равным Отцу, не будучи таковым на самом деле [2].
Далее необходимо отметить, что оба праведника удостоились Богоявления еще в своей земной жизни (Исх. 38, 21, 23. 3 Цар. 19, 11—12). Наконец, если Моисей послужил прообразом Христа в первое Его пришествие («Пророка из среды тебя... из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Второзак. 18, 15), то Илия, согласно общему верованию Церкви, как не видевший смерти, явится на землю вместе с Энохом перед вторым пришествием Господа» [3].
Явившиеся во славе, т. е. не в обыкновенном земном виде, эти мужи говорили «об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме», где Его ожидали страдания и крест.
Апостолы, отягченные сном, явление славы Господа и двух мужей, стоявших с Ним, увидели только по пробуждении.
«Что же при этом пламенный Петр?» — спрашивает св. Иоанн Златоуст, — «хорошо нам здесь быть, говорит он. Так как он слышал, что Христу должно итти во Иерусалим и пострадать, то, боясь и трепеща за Него, он после сделанного ему упрека (Мф. 16, 23) не смеет приступить и повторить то же: милосерд Ты (Матф. 16, 22), но от страха ту же самую мысль выражает в других, но уже не столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставляет безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус не пойдет уже в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Христос остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, потому что там, говорил Иисус, нападут на Него книжники. Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: хорошо нам здесь быть! Здесь находится Моисей и Илия — Илия низведший огонь с неба, Моисей, вошедший в мрак и беседовавший с Богом, и никто не узнает, что мы здесь» [4] Когда еще говорил Петр, облако светлое осенило Христа и предстоявших Ему ветхозаветный пророков. Светлое облако является символом присутствия Бога Милующего, тогда как темное знаменует проявление гнева Божия.
Глас из облака провозгласил то же, что и при крещении, с добавлением слов: «Его слушайте». Ими указывалось на слова Моисея о Пророке, подобном Ему, Которого воздвигнет Бог, и тем удостоверялось, что пророчество Моисеево исполнилось на Иисусе Христе.
Все виденное и глас из облака, явственно говоривший о Присутствий Бога, повергли апостолов в трепет. «Отчего они поверглись ниц?» — вопрошает св. Иоанн Златоуст, — «Причины тому: уединенность и высота места, глубокое молчание, преображение, соединенное с ужасом, свет чрезвычайный и облако простертое. Отовсюду окружали их поразительные вещи, и они в ужасе пали и поклонились.
Но чтобы страх, слишком долго действуя, не лишил их памяти, Христос тотчас рассеивает их ужас и предстает их очам один; и заповедует им не говорить о событии никому до тех пор, пока Он восстанет из мертвых» [5].
Какое значение имело событие Преображения для апостолов, — яснее всего говорит кондак праздника: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
Что явление славы Господней на Фаворе оказало глубочайшее влияние на апостолов и имело для них значение опытного восприятия Богосыновнего достоинства Господа Иисуса, об этом говорит св. ап. Петр во 2-м своем послании: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа Нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр. 1, 16—18).
Весь жизненный путь ап. Петра, а также и других свидетелей славного Преображения, болезни и труды, понесенные ими в подвигах благовестия, и мученический конец Первоверховного Апостола, предуказанный Господом (Ио. 21, 18—19), показывают, какой глубокий след оставило в их душах событие Преображения.
Но Преображение Пречистыя Плоти Господа на Фаворе имеет глубочайшее значение и во всей истории мира — оно служит прообразом и началом преображения человечества и всей твари.
Преображение Лика Господня и блистание одежд Его на Фаворе предуказывало будущее просияние тел праведников и освобождение твари от рабства тлению.
Видимым обнаружением Божественной славы на Фаворе, а также прославления твари и сонма праведных в будущем веке, является свет. Даже в здешнем чувственно воспринимаемом мире свет служит основою жизни и красоты. Священное Писание многократно употребляет образ света, чтобы дать в доступной нам мере понятие о совершенстве и красоте Божественного бытия. Св. ап. Иоанн говорит: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ио. 1, 5). По словам ап. Павла, Бог «обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16), а христиан он называет детьми света (Ефес. 5, 8).
Но достижение этой светоносной жизни тварью и сонмом праведных никак нельзя отделять от свободных усилий человеческой воли. Если человек своим падением привнес начало тления в окружающую его природу, то и восстановление природы в достоинство «чад Божиих» должно быть поставлено в связь с свободными действиями человека, направленными к реализации идеала совершенства во всей окружающей его обстановке. Спасение — дар благодати (Ефес. 2, 5), но благодать, «немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», подается только взыскующим ее. Слова Господа: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), а также Его речь, обращенная к праведникам и грешникам на Страшном Суде (Мф. 25, 31—46), притча о талантах и бесчисленное множество других свидетельств Откровения говорят о том, что переход от Царства благодати к Светлому Царству Славы, таинственный для нас по своим срокам (Деян. 1,7), осуществится не прежде, чем выявлены будут все возможности положительного и отрицательного направления свободной человеческой воли (Притча о плевелах. Мф. 13, 24—30, 37—43).
Празднуя событие Преображения Господня, приоткрывающее перед нами славу будущего века, мы должны помнить, что только труд деятельной любви по преображению жизни на началах высокого христианского идеала может дать нам надежду на участие в этой славе.
СВЯЩ. А. ЯСТРЕБОВ
[1] Творения Св. Иоанна Златоустого, Изд. СПБ Духовной Академии, 1898 г., Т. I, стр. 17.
[2] Творения Св. Иоанна Златоустого, цит. изд., т. VII, стр. 574.
[3] Сборник статей по истолков. чтению Деяний и Апокалипсиса. Сост. М. Барсов, Симбирск, 1898 г., стр. 632.
[4] Творения св. Иоанна Златоустого, цит. изд., т. VII, стр. 576.
[5] Творения св. Иоанна Златоустого, цит. изд., т. VII, стр. 579.