БИБЛИОГРАФИЯ

"ВЕСТНИК РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОЛЛАНДИИ"

(за 1951 и 1952 гг.)

Сравнительно немногочисленна паства Русской Духовной Миссии (переименованной в 1952 году в Ставропигиальное Благочиние) в Голландии. Неоднороден ее национальный состав: около половины его — бывшие эмигранты из России, остальные — коренные голландцы, несколько греческих семейств.

Но малая числом православная паства Берна Матери — Церкви, активна в церковных делах и растет численно, пополняясь преимущественно за счет принимающих православие протестантов.

Руководитель миссии архимандрит Дионисий предпринимает в 1951 г., при участии нескольких активистов-мирян, издание на правах рукописи небольшого бюллетеня. Объем «Вестника» — не больше шести страниц, размножается он шапирографским способом. Задачами поставлено (в первом номере «Вестника»): «Осведомлять русских прихожан о всех событиях в церковной жизни, как местных, так и тех, которые имеют место на нашей Родине, а также способствовать духовно-просветительной работе.

Очень скоро «Вестник» стал параллельно выпускаться и на голландском языке.

Первые же номера бюллетеня рассказывают о трудностях работы благочиния. Так, весной 1951 г. архимандриту Дионисию пришлось привлечь всю местную православную общественность для протеста против незаконного отказа Главного управления виз в разрешении въезда в Голландию священнику благочиния о. Леониду Хролю.

Немало хлопот доставили благочинию происки и интриги «анастасиевцев», использующих некоторые газеты, в частности «Хет Фатерланд», для всевозможных наветов в адрес, православных приходов. «Вестник» рассказывает о сокрушительном отпоре духовенства и мирян попыткам «анастасиевцев» уклонить православных с канонически верного пути.

Официальный отдел «Вестника» публикует важнейшие общецерковные документы, в том числе послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В том же отделе помещаются более важные постановления приходских собраний.

Хроника «Вестника» говорит о живой, повседневной церковно-общественной деятельности приходов. Они организуют братскую взаимопомощь, создают лечебно-профилактические колонии для детей, занимаются обучением православного юношества Закону Божию и русскому языку.

Разнообразно содержание неофициальной части «Вестника».

Почти во всех, номерах помещаются небольшие по объему статьи архимандрита Дионисия с объяснением значения двунадесятых праздников и таинств.

Следует отметить систематическую публикацию извлечений из святоотеческих творений по вопросам христианской нравственности.

Информация о церковной жизни нашей страны в «Вестнике» представлена записями архимандрита Дионисия о пребывании его в 1948 г. в Троице-Сергиевой Лавре, впечатлениями участника Конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира (в мае 1952 г.) голландского пастора Гуго ван-Далена, интервью участника международного Экономического совещания в Москве г. И. И. Когена-Стюарт. Систематически помещаемые в «Вестнике» отрывки из писем известных голландским православным людям священников: о. Андрея Сергиенко (ныне — доцента Ленинградской Духовной Академии) и о. Бориса Старка (ныне — приходского священника в гор. Херсоне) рассказывают о жизни простых советских людей, об их энтузиазме в созидательном труде, об их действенном стремлении к миру, об условиях работы и быта русского православного духовенства.

В конце каждого номера помещается расписание приходских богослужений.

И. Ш.

Система Orphus