Волнующие, незабываемые дни переживали верующие столицы Белоруссии — города Минска, а с ними и все православные белоруссы в БССР, начиная с пятницы 3 июля и кончая понедельником 6 июля т. г. Православная Церковь Белоруссии торжественно праздновала одновременно два выдающиеся события: хиротонию нового епископа и пребывание в Минске Высокопреосвященного Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского.
Избранием и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного при нем Синода 5 июля 1953 г. в гор. Минске собором епископов хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии, архимандрит Митрофан (Гутовский), наместник Жировицкого монастыря и ректор Минской Духовной Семинарии.
Новый епископ Бобруйский родился в 1897 г. в семье священника на Волыни. Окончил в 1919 г. Волынскую Духовную Семинарию, а в 1931 г. — православный богословский факультет Варшавского университета. Монашеский постриг принимает в 1930 г. и после университета последовательно проходит послушание в Почаевской Лавре в должности заведующего ее Здолбуновским подворьем, потом в самой Лавре — в должности эконома и казначея. С 1934 г. назначен наместником, а потом и настоятелем Яблочинского монастыря и заведующим псаломщицко-диаконскими курсами при монастыре. В 1945 г. репатриируется из Польши. В том же году назначен ректором Богословско-пастырских курсов при Жировицком монастыре, а с 1947 г. — ректором Минской Духовной Семинарии и наместником Жировицкого монастыря.
Для совершения хиротонии, с благословения Святейшего Патриарха, в Минск прибыли Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, и Преосвященный Сергий, епископ Смоленский и Дорогобужский.
Приезд Митрополита Николая был большой радостью для верующих гор. Минска.
Еще задолго до приезда радостная весть обежала города и села Белоруссии и вызвала духовный подъем. Каждый, кто имел возможность, хотел побывать в эти дни в Минске и принять участие в предстоящих торжествах.
В пятницу 3 июля, в 11 часов 30 мин., для встречи Митрополита Николая в Минском аэропорте собрались архиепископ Минский и Белорусский Питирим, новоизбранный во епископа Бобруйского архимандрит Митрофан, настоятель Минского кафедрального собора прот. В. Богаткевич, благочинный церквей гор. Минска и Минского округа прот. Б. Жебровский, настоятели храмов в гор. Минске, преподаватели Минской Духовной Семинарии и представители верующих гор. Минска.
После встречи и сердечных приветствий все из аэропорта направились, на автомашинах в архиерейскую Крестовую церковь. Здесь уже собралось много верующих, жаждавших первыми увидеть и услышать прославленного иерарха и принять его благословение.
При входе Владыку Митрополита встречает духовенство Крестовой церкви. От его имени иеромонах Николай (Смирнов) приветствует Высокопреосвященного Николая, как выдающегося благовестника мира, во всем мире, как Златоуста наших дней. После краткого благодарственного молебна с многолетиями Митрополит Николай с амвона в ответном.
слове выразил свою радость, с которой он прибыл в Минск, и свое счастье в сознании того, что и он — сын Белорусской земли и в своей жизни и деятельности тесно был с ней связан. Слова эти вызвали возгласы благодарности у собравшихся верующих.
Благословив всех встречавших, Митрополит Николай отбыл в гостиницу «Беларусь».
В субботу 4 июля, в 12 часов дня, в архиерейской Крестовой церкви был совершен торжественный чин наречения архимандрита Митрофанаво епископа Бобруйского.
После прибытия и встречи Митрополита Николая, к восседавшим посреде церкви епископам, в сопровождении митрофорных протоиереев гор. Минска Б. Жебровского и К. Курьяна, выходит архимандрит Митрофан. С большим молитвенным подъемом звучат слова тропаря Святому Духу.
Нарекаемый во епископа Бобруйского архимандрит Митрофан, по установившемуся издревле обычаю, произносит речь, в которой перед собором епископов и собравшимися здесь верующими исповедует свои мысли и чувства, возникшие у него по случаю возлагаемой на него почести вышнего звания» (Филипп. 3, 14):
Чрезвычайная высота, трудность и ответственность епископского служения ему известны хорошо. Сознает он и свои немощи и грехи. Но глубоко верит, что для прохождения сего высокого и многотрудного служения ему, по святительским молитвам и чрез возложение рук епископских, будет дана «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая воcполняющи», ему, слабому и немощному, будет дана сила Божия, а сила Божия именно «в немощи совершается» (2 Кор, 12, 9).
Он искренно желает потрудиться на пользу Святой Русской Православной Церкви, искренно желает быть полезным и для здешнего края, с которым он уже успел до некоторой степени сродниться. Все свои силы он посвятит на служение своей Святой Церкви и дорогой Родине.
Он глубоко верит в помощь и духовное руководство Божественного Пастыреначальника и Небесного Кормчего нашей Церкви — Иисуса Христа.
Ободряет его в предстоящем епископском служении и надежда на помощь Предстательницы пред Престолом Всевышнего — Пресвятой Богородицы, под благодатной сенью обители Которой протекали годы его работы в должности наместника Жировицкой обители и ректора Минской Духовной Семинарии.
Вот почему в ответе на призвание его к служению епископскому дерзнул он сказать, а теперь и еще повторяет: «Благодарю и приемлю и ничтоже вопреки глаголю».
Далее архимандрит Митрофан благодарит Его Святейшество и Священный Синод, изволившие призвать его к служению епископскому; Митрополита Николая благодарит за доброе и отеческое попечение о нем; архиепископа Питирима — за то, что благоволил избрать его ближайшим своим сотрудником. Просит не оставлять его без своего умудренного опытом руководства, своим любвеобильным сердцем покрыть его немощи и неопытность и заявляет, что сочтет своим священным долгом навсегда быть благодарным архиепископу Питириму и всеми силами стараться оправдать проявленное этим Владыкой доверие к нему.
Епископа Сергия он благодарит за участие в предстоящей хиротонии.
В заключение архимандрит Митрофан усердно просит собор епископов: «Когда настанет час моей хиротонии, воздежите свои святительские руки к Архиерею Великому и Пастыреначальнику Христу, да вселится в меня сила Христова и да приидет на меня благодать Всесвятаго Духа, да соделает меня делателем на ниве Христовой непостыдным, право правящим слово Христовой истины.
Се, раб Господень! Буди воля Твоя, Господи, на мне, грешном, яко благословен еси во веки. Аминь», — заканчивает он свою речь.
После окончания чина наречения Владыка Николай обратился к присутствовавшим верующим со словами назидания, в которых высказал следующие мысли:
Самое ценное у человека — его бессмертная душа и спасение ее — основная цель и главное стремление в жизни верующих. Спасение же достигается не усилиями одного человека, не обособленно, а в Церкви, возможно только в Церкви и чрез Церковь.
Церковь же без богоучрежденной иерархии немыслима. Епископы, священники и диаконы — это поставленные Богом в Церкви водители душ человеческих ко спасению, молитвенники и предстатели за свою паству, руководители религиозной жизни пасомых. Отраду и счастье, успокоение и просветление находит мятущаяся в житейских треволнениях душа верующего только в Церкви, в общей молитве, за общественным богослужением. Отсюда понятно значение церковной иерархии и понятна радость верующего человека при умножении церковной иерархии.
И если всякая православная душа радуется поставлению каждого нового священника и диакона, то во сколько раз больше все верующие должны радоваться хиротонии нового епископа. Епископ призван Богом в свою очередь ставить священников и диаконов, и потому поставление нового епископа означает одновременно умножение рядов духовенства вообще. А умножение духовенства — это умножение церквей, где спасают свои души верующие христиане.
Вечером, при огромном стечении молящихся, в кафедральном соборе совершено было всенощное бдение. В 18 часов прибыл Митрополит Николай. При торжественной встрече его в храме архиепископ Питирим обратился к Владыке Николаю с приветственным словом. Он выразил радость свою и всех минчан видеть в Минске Митрополита Николая, знаменитого иерарха Русской Православной Церкви, христианского благовестника мира, выдающегося международного деятеля и борца за мир между народами. В кратком ответном слове Митрополит Николай благодарил за приветствие всех, особенно же архиепископа Питирима, как своего собрата и сослужителя во Христе.
За всенощной сослужили Митрополиту Николаю архиепископ Питирим, епископ Сергий, соборное и др. духовенство храмов гор. Минска и благочинные областных городов Белоруссии. Начинал всенощное бдение новонареченный епископ Бобруйский архимандрит Митрофан. На литию и на полиелей выходило все прибывшее на торжества духовенство.
Молитвенно пели, чередуясь, два хора: смешанный хор кафедрального собора, под управлением В. В. Скоробогатого, и мужской хор из приезжего духовенства, под управлением преподавателя пения Минской Духовной Семинарии А. М. Волынчика. Торжественное богослужение вызвало сильный подъем молитвенных чувств у присутствующих. Перед каноном верующие услышали поучение Митрополита Николая.
Вспомнив о чудесном насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч народа, Митрополит указал, что духовный голод христианской души, жаждущей спасения, жизни вечной и общения с Богом, преизобильно утоляется Хлебом Небесным и реками воды живой, которыми Христос до скончания века обогатил Свою Церковь.
Потому для верующего православного человека Церковь — самое ценное в жизни, ибо в ней совершается спасение самого дорогого, что есть в человеке, — его бессмертной души.
В Церкви все премудро устроено, приспособлено и уготовано для утоления духовной жажды людей. Церковь обладает для этого всей полнотой необходимых средств. Благодать Божия чрез Церковь постоянно обновляет грешные и удобопреклонные ко злу, немощные силы души человеческой и устремляет все помышления людей горе, к их вечному вышнему жилищу, помогая освободиться и очиститься от греховной скверны и тины мирской суеты.
Очень часто мелочи быта, дрязги личной и семейной жизни, неудачи и бедствия, болезни и взаимная вражда ослепляют людей, поглощают все их лучшие мысли, устремления, парализуют их душевные силы, затягивают в пучину греха и беззакония. А за этим скрывается гибель души, потеря спасения и могильный холод вечной смерти, ибо потеря спасения, жизнь души вне общения с Богом, Источником и Подателем жизни, есть смерть души.
А между тем, все верующие во Христа души куплены Христом дорогою ценою, ценою Его Животворящей Крови, и призваны Им в обители Отца Небесного, к вечной жизни, к нескончаемой радости, к неиссякаемому блаженству в Царствии Божием.
Пусть христианин постоянно и неусыпно об этом помнит, и тогда он обретет вечное спасение своей бессмертной души и утолит свою духовную жажду, насытит свой духовный голод в Церкви и чрез Церковь.
Любите свою Церковь, дорожите ею и спасайте в ней души ваши, — заключил свое, поучение Митрополит Николай.
В воскресенье 5 июля за Божественной литургией собором епископов была совершена хиротония архимандрита Митрофана во епископа Бобруйского.
В 10 часов 30 минут происходит торжественная встреча Митрополита Николая. В притворе его кратко приветствуют представители верующих с хлебом-солью и отмечают любовь и уважение, которыми пользуется Митрополит Николай за свою самоотверженную борьбу за мир во всем мире. В ответном слове Владыка заверяет верующих, что мир непременно восторжествует над силами ненависти и раздора, ибо мир отвечает заветным чаяниям всех народов.
При встрече особенно обращало на себя внимание обилие цветов, которыми верующие буквально устилали дорогу Владыки от машины до кафедры посреди церкви.
Вся литургия прошла умилительно и торжественно. Незабываем чин исповедания веры. Торжественные вводные возгласы протодиакона В. Гилетича, ласково — испытующие вопросы Митрополита Николая, проникновенные ответы архимандрита Митрофана, его клятвенное обещание право править слово Христовой истины, быть верным благовестником правой веры и неуклонным блюстителем чистоты церковных канонов, до конца быть в послушании Русской Православной Церкви и ее Святейшему Патриарху — всё это вызывает у верующих слезы умиления.
С напряженным вниманием следили верующие за каждым действием и словом архиерейской хиротонии. Вся церковь едиными усты и единым сердцем молилась об укреплении сил нового епископа. Преподание мира новым епископом было встречено дружным «исполла эти, деспота» всей церковью.
По запричастном стихе произнес соответствующее дню и событию слово благочинный церквей Минска и Минского округа прот. Б. Жебровский.
По окончании литургии Митрополитом Николаем был вручен новохиротонисованному епископу Митрофану жезл.
При вручении жезла Митрополит Николай обратился к новому епископу со следующей речью:
«Преосвященный епископ Митрофан, возлюбленный во Христе брат наш!
Силою и действием Святаго и Животворящего Духа, при возложении наших рук, ты взошел на высшую ступень иерархического служения в святой Православной Церкви Христовой.
От лица своего и собратьев-соепископов, а также от лица пастырей и верующих, своею молитвою участвовавших сейчас в нашем священнодействии, приветствую тебя с получением благодати архиерейства.
Отныне ты все свои силы, все таланты, весь свой духовный опыт будешь отдавать не делу руководства духовным юношеством и братией обители, как доселе, но всей Церкви Христовой во всех проявлениях ее жизни.
Один древний святой отец в своих творениях уподобил епископа орлу. Что означает это сравнение? Как орел, распластав свои крылья, высоко парит над землей и своим острым глазом видит всё, чем живет под ним земля, так и епископ, как бы поднимаясь своим духовным взором над своей церковной областью, должен видеть всё, чем живет его паства: где она ленива в деле своего вечного спасения и спит греховным сном, где она усердна в исполнении заповедей Божиих. Первых ему надо будить, вторых — подкреплять и еще более воодушевлять.
Другой святой отец, уже нашей Русской Православной Церкви (святитель Димитрий Ростовский), говорит, что епископ — это кормчий корабля, который он ведет по неспокойным водам. Он должен знать, где впереди его мели, где подводные камни, а где глубокое русло, по которому он направит свой церковный корабль.
Уже из этих двух сравнений нельзя не видеть, как велика ответственность епископского служения и какой духовной мудростью должен обладать епископ!
Мы и молились сейчас о том, чтобы благодать Святаго Духа сообщила тебе дар этого высокого духовного разума.
Спаситель завещал апостолам, а через них епископам и пастырям, проповедывать Его Божественное слово: «Шедше научите вся языки».
Отныне ты будешь благовествовать слово Божие не только верующим православным христианам, наполняющим наши храмы и святые обители, но будешь учить и самих пастырей, учить тому, как надо хранить свое пастырское достоинство и как надо проходить свое пастырское служение. Если среди пастырей вверенной тебе церковной области ты увидишь нерадивых к своему служению, — тебе надлежит взыскивать с них, а ревностных в исполнении своего пастырского долга — поощрять. В том и другом случае ты должен следовать древнему золотому правилу, оставленному нам в наследство святыми отцами: строгость твоя всегда должна растворяться любовью, а в любви твоей пусть никто никогда не увидит слабости воли. Пусть эти мудрые слова будут лежать в основе твоего архипастырского водительства.
Наша святая Церковь вверяет пастырству совершение шести священных таинств. Тебе, как епископу, вверяется совершение седьмого таинства — священства. Для выполнения заповеди святого апостола: «Рук ни на кого не возлагай поспешно», — мы верим — тебе поможет твой опыт руководства будущими пастырями, воспитанниками духовной семинарии. Ведь прежде дарования священства епископ должен прозирать в самую глубину души ищущего священного сана, проверять крепость его веры, испытывать готовность его нести свой пастырский крест с честью до конца дней.
Отныне тебе вверяется высшее руководство в Церкви. Твой епископский долг потребует от тебя наблюдать, чтобы ереси и стремление к расколам не приражались к твоей пастве, чтобы инославные не похищали твоих овец, чтобы твоя паства блюла верность и преданность святой Матери — Православной Церкви. Собственным примером и своим словом ты должен учить паству и пастырей и исполнению патриотического долга: любить Родину, любить труд, честным исполнением своих обязанностей, каждому на его посту, вносить свою долю в священное и благородное дело защиты мира на земле, какое сейчас ведет всё миролюбивое человечество, во главе с нашей великой страной.
Для такого высокого и ответственного служения епископа нужна чрезвычайная благодатная помощь! И мы веруем, как и ты исповедал эту же веру при наречении, что снисшедшая на тебя благодать Божия имеет силу немощное врачевать и оскудевающее восполнять.
Дары благодати Божией — это неистощимый источник сил духовных для нашего служения святой Церкви.
Но есть и другой источник для наших духовных сил. Люби верующий народ! Люби его — и обильною отеческою любовью, о которой говорит Спаситель: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы», — и нежной, ласковой материнской любовью. Будь отцом и матерью для своей паствы! И народ полюбит тебя! Эта ваша взаимная любовь — твоя и верующего народа — будет давать тебе силы не только духовные, но и телесные для твоего служения Церкви, ибо она будет непрестанно воодушевлять тебя на архипастырские труды и подвиги, обновлять твой дух, когда ты будешь уставать, и — поверь нам, старшим тебя по возрасту, — она будет поддерживать молодость горения твоего духа даже в маститой твоей старости, если ты достигнешь ее.
Имей всегда перед своими духовными очами примеры святых великих архиереев Церкви Православной: древних — свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, и наших Российских — Московских, Ростовских, Новгородских, Воронежских и множества других. Напоминай себе о их житиях, учись у них тому, каким должен быть архиерей в своей жизни и деятельности. Продолжай почерпать из бездонного кладезя их творений, чтобы ясно и широко видеть, как и какими путями архиерей должен вести за собой паству к вечному спасению.
Стоя у престола Божия, поминай нас, рукоположивших тебя епископов, в своих молитвах, а мы не забудем молиться о тебе, дабы непреткновенным и многоплодным было твое епископское служение.
А сейчас прими от нас, соепископов, архиерейский жезл — символ твоей власти, взойди на архиерейское место и благослови первым святительским благословением пастырей и народ, молившийся сегодня о тебе в минуты твоей хиротонии».
Затем Митрополит Николай, архиепископ Питирим и епископ Сергий отбывают в архиерейские покои, а епископ Митрофан благословляет верующих.
После литургии собором епископов была послана Святейшему Патриарху Алексию телеграмма:
«Совершив сейчас по милости Божией архиерейскую хиротонию при огромном стечении пастырей и верующих, шлем Вашему Святейшеству сыновний поклон и просим святых молитв о новом нашем собрате».
Ответная телеграмма Святейшего Патриарха гласила:
«Молитвенно братски приветствую собор епископов. Да благословит Господь новое служение Преосвященного епископа Митрофана».
По окончании богослужения, в архиерейских покоях епископам и служившему духовенству была предложена трапеза, в которой принял участие и Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по БССР Г. И. Семенов.
За трапезой архиепископ Питирим в своей речи высказал горячую признательность и сыновнюю любовь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, отеческое руководство и попечение которого постоянно ощущают на себе все пастыри и верующие Белорусской епархии и по благословению которого происходят нынешние белорусские торжества. Пожеланием многих лет управления Святейшего Патриарха нашей Церковью закончил архиепископ Питирим здравицу в честь Кормчего Русской Православной Церкви.
Со словами теплой признательности обратился Владыка Питирим и к Митрополиту Николаю, так много содействовавшему Белорусской архиепископии в деле совершения архиерейской хиротонии. Имя Митрополита: Николая, как выдающегося иерарха и благовестника мира, близко и дорого всем людям доброй воли во всем мире.
Обращаясь к присутствовавшему на трапезе Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по БССР, архиепископ Питирим особо отметил благосклонное отношение нашего Правительства к нуждам и запросам Церкви. Особенно это ощутимо в Белоруссии, которая веками испытывала национальный и религиозный гнет старой католической Польши. Латинизация православного белорусского народа веками проводилась самыми разнообразными средствами и мерами, начиная от самых утонченно-иезуитских попыток проникнуть в душу народа, вплоть до физического поголовного истребления непокорных.
И в этой непосильной борьбе наш народ с надеждой взывал о помощи и заступлении к великому своему единокровному и единоверному брату — русскому народу. И эти надежды белорусского народа не были напрасны. Великий русский народ освободил его, а после 17 сентября 1939 г. и Западная Белоруссия воссоединилась в едином Советском белорусском государстве. Теперь у нашего народа счастливое настоящее и радужные перспективы на еще более счастливое будущее. Белорусская Церковь высоко ценит эти блага единения и свободы, и духовенство и верующие Белоруссии приложат все усилия к тому, чтобы быть активными и полезными строителями счастья своей Родины.
В единодушном порыве все встают и многолетием покрывают заключительные слова Владыки Питирима в честь нашего Правительства и нашей великой Родины.
От имени всего белорусского духовенства и верующих приветственную речь за обедом произнес протоиерей Пинского кафедрального собора К. Комар. О дне настоящем, — говорит он, — хочется сказать словами пророка: День этот создан Господом для радости и веселия. Радуется Святейшая Мать наша, Российская Православная Церковь, принимая нового епископа, входящего в славную семью ее архипастырей. Радуется и утешается Минская епархия.
Говорящий свидетельствует об этом не только от имени священнослужителей, бывших активными свидетелями и участниками сегодняшних торжеств, но и от лица пастырей всех приходов епархии, несущих свое пастырское служение на благо Церкви и Родины и в древних храмах Полотчины, и в исторически прославленной именем своего архипастыря Георгия Конисского Могилевщине, и в героической Витебщине, и в Гродненщине, в Гомелыцине, в древнем Бресте, и в самых отдаленных уголках Полесья, с неослабевающим вниманием следящих за настоящими торжествами и разделяющих нашу общую радость.
Далее прот. К. Комар говорит с благодарностью о всех, кто создал настоящее торжество. Благодарит Митрополита Николая, имя которого, как славного иерарха, витии, неутомимого борца за мир, известно далеко за пределами нашей Родины, знакомо и особенно дорого белорусскому народу. После длительного отторжения западной его части от Матери-Церкви Владыка Николай, будучи Экзархом Западной Украины и Западной Белоруссии, вернул нас к церковному единству, привел в лоно Матери — Церкви Российской. Православная Белоруссия может гордиться тем, что предки Владыки Николая — белоруссы.
Настоящее торжество, — продолжает прот. К. Комар, — плод неустанных трудов и забот архиепископа Питирима, любвеобильного архипастыря, которого да сохранит Господь на радость его верных духовных, чад, к преуспеянию руководимой им Минской епархии, к вящей славе» белорусского народа.
Русскую Православную Церковь отличает одна характерная черта — связь с народом, находящая свое выражение в постоянной готовности жить его нуждами, делить его радости и печали. В дни наших торжеств мысль наша обращается к нашему великому народу, к нашему родному Советскому Государству, к нашей Белорусской отчизне. В самом осуществлении настоящих торжеств мы видим благожелательность к Церкви наших Советских властей.
Владыка Митрополит Николай в ответном слове, на примере усталого путника, идущего в гору под палящими лучами солнца с тяжелой ношей на согбенных плечах, наглядно изобразил всю тяжесть епископского служения и управления Церковью. А у архиепископа Питирима не одна ноша, но целых двенадцать, так как его обширная епархия объемлет собою двенадцать областей Белоруссии. И естественно, что такой путник нуждается и будет благодарен всякой помощи в несении его тяжелого бремени. Новохиротонисованный епископ Бобруйский Митрофан и призван помочь своему архипастырю в несении тягостных забот по управлению столь обширной и многолюдной Церковью. Далее Владыка с теплым, сердечным чувством говорил о Белоруссии, ее народе и ее Церкви, и о своей кровной и духовной связи с ними.
От лица верующих и духовенства гор. Бобруйска и Бобруйской области, епископа Митрофана приветствовал настоятель Бобруйского кафедрального собора, благочинный церквей гор. Бобруйска и Бобруйской области, прот. Ф. Хращевский. Он говорил о радости, которую испытывают насельники земли Бобруйской, приобретшие ныне нового руководителя верующих душ к вечному спасению. Духовенство и верующие Бобруйска и Бобруйской области верят и знают: когда в жизни кого-либо из них настанет година испытаний, година тяжкой скорби, они с надеждой и упованием придут к своему епископу и он своим милующим сердцем пособолезнует им, согреет их усталое сердце отеческою любовью, скажет им слова утешения, бодрости и надежды.
В конце трапезы епископ Митрофан благодарил Святейшего Патриарха и Священный Синод, Митрополита Николая, архиепископа Питирима и епископа Сергия за их отеческое внимание к нему, заверил в своем искреннем желании потрудиться на ниве Христовой в меру своих сил и оправдать оказанное ему доверие, просил молитв о нем всех присутствующих и пожелал им всем здоровья, счастья и многих лет.
Вечером в Крестовой церкви собором епископов была совершена вечерня с акафистом пред Владимирской иконой Божией Матери.
Митрополит Николай произнес взволновавшее многих до слез поучение о Божией Матери, Хранительнице земли и народа нашего, Предстательнице за всех грешных, Покровительнице сирых и обездоленных, Защитнице обиженных и уничиженных, общей и любящей Матери всего рода человеческого.
По окончании службы все верующие подходили к Владыке под благословение.
В понедельник 6 июля, в 8 часов утра, Крестовая церковь снова заполнилась духовенством и верующими, пришедшими провожать Митрополита Николая. Был совершен краткий напутственный молебен. После него настоятель Гродненского кафедрального собора прот. В. Беляев от имени духовенства епархии благодарил Владыку за приезд в Минск и доставленную этим радость всем верующим Белоруссии и преподнес Митрополиту от епархии художественной работы ларец, исполненный лучшими белорусскими мастерами по дереву, с народными белорусскими орнаментами и выложенными мозаикой видами Минска и его святынь, с надписью: «Митрополиту Николаю — Минская епархия».
Инспектор Минской Духовной Семинарии игумен Леонтий преподнес Владыке на молитвенную память от преподавателей Семинарии и братии Жировицкого монастыря Жировицкую икону Божией Матери.
В прощальном слове Митрополит Николай сказал, что он с сожалением покидает Минск, так как неотложные дела заставляют его уезжать, но что духовно он всегда останется близок к родной ему Белоруссии. На всех же молившихся с ним он призывает Божие благословение и поручает их Всемогущей Деснице Бога-Промыслителя.
Простившись сердечно с архиепископом Питиримом и епископом Митрофаном, Митрополит Николай благословил собравшееся духовенство и народ и отбыл автомашиной на аэропорт. Здесь провожали Владыку секретарь архиепископа Минского и Белорусского прот. В. Богаткевич, городское и приезжее духовенство и преподаватели Минской Духовной Семинарии.
В тот же день была получена от Митрополита Николая из Москвы телеграмма: «Прилетел благополучно. Спешу еще раз от всего сердца поблагодарить вас, дорогой Владыко, за гостеприимство. Сердечно приветствую Владыку Митрофана и всю братию».
Так закончились церковные торжества в Минске, оставив неизгладимое впечатление на всех участвовавших и присутствовавших и вызвав широкий отклик во всех уголках обширной Минской епархии.
Да даст же Господь новому епископу идти по стопам апостольским, по примеру приснопамятных белорусских иерархов — Георгия Конисского, Виктора Садковского и Иосифа Семашко, на пользу святой Матери нашей Русской Православной Церкви и нашей дорогой Родины, во славу родной Белоруссии.
ПРОТ. В. БОРОВОЙ