ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

(К 120-летию кончины и 50-летию открытия мощей)

«Он был именем и духом Серафим».

Сто двадцать лет тому назад, в ночь с первого на второе января 1833 г., в Саровской обители, на 74 году жизни отошел в горний мир выдающийся русский подвижник преподобный Серафим. Имя преподобного Серафима широко известно верующим русским людям и он почитается ими наряду со святителем Николаем и преподобным Сергием. Редко в каком православном доме можно не встретить изображение согбенного старца в монашеской мантии, без клобука, в епитрахили, с приложенной к груди правой рукой. Имеются и другие изображения преподобного Серафима, в белом балахоне, стоящим коленопреклоненным на камне в лесу, или кормящим хлебом медведя.

Преподобного Серафима не без основания именуют «всея России чудотворцем». Еще при своей жизни этот дивный старец привлекал в Саров многочисленный верующий люд, начиная с лиц высокопоставленных на общественной лестнице и кончая женою дворового человека. Одни шли за духовным назиданием, томимые духовным голодом, другие за исцелением от физических немощей, которые обыкновенные врачи лечить были уже бессильными. Одни шли по своей инициативе, другие по указанию свыше. Но никто не возвращался от ласкового старца, не получив от него искомой помощи. Шли больными, возвращались здоровыми, шли с подавленною смятенною душою, возвращались бодрыми и радостными. «Радость моя!». Такими словами встречал и провожал преподобный Серафим своих посетителей. Вся жизнь великого русского подвижника — яркая картина лествичного восхождения человека от земли к небу. Отметим некоторые наиболее существенные моменты в жизни великого старца, наперед оговорившись, что подвижническая жизнь его далеко не полностью была видима посторонними, следовательно, ускользает от взора историка.

Преподобный Серафим, в мире Прохор, родился в городе Курске 19 июля 1759 г. в благочестивой семье Мошниных. Отец его, Исидор, скончался вскоре же после рождения сына, и маленький Прохор остался на попечении благочестивой матери Агафии. Промысл Божий хранил Прокора. Однажды мать его осматривала строившийся еще по инициативе ее покойного мужа храм. Ее сопровождал семилетний Прохор. Когда мать и сын были на колокольне, мальчик неосторожно оступился и с большой высоты упал вниз. Мать в ужасе сбежала на землю, ожидая видеть сына разбитым. Но к изумлению и радости ее мальчик оказался совершенно невредимым.

На десятом году Прохора стали обучать грамоте, которая давалась ему очень легко. Очень рано Прохор стал проявлять наклонность к подвижнической жизни. Так, например, он не пропускал ни одной церковной службы, уклонялся от детских игр и развлечений, часто и подолгу молился. В 17 лет Прохор решил совершенно покинуть мир. Мать не только не возражала, но и благословила сына медным крестом, с которым он не расставался в течение всей своей дальнейшей жизни.

Юный Прохор направил свои стопы в Киев, в Киево-Печерскую Лавру, — центр религиозной жизни на юге России. Здесь в то время подвизался в затворе схимонах Досифей, всеми почитаемый как прозорливец. К нему и обратился юный Прохор с просьбой указать ему жизненный путь. Прозорливый старец направил Прохора в Саровскую пустынь. Повинуясь его указанию, Прохор прибыл в Саров и с любовью был принят настоятелем этой пустыни старцем Пахомием, назначившим Прохору духовным руководителем иеромонаха Иосифа. Начались монашеские подвиги юного Прохора под руководством опытного в духовной жизни старца Иосифа.

«Лес великий и древо, дубы и сосны, и прочия поросли, и в том лесу живущие многие зверие, медведи, рыси, лоси, лисицы, куницы, а по речкам Саплесу и Сарову бобры и выдры и место то не знаемо бысть от человека, кроме мордвы». Так описывает древнее сказание место, куда прибыл юный Прохор.

Последовательно юный Прохор нес послушания: в хлебне, в просфорне и столярне. В течение некоторого времени был будильщиком и пономарем. Выполняя послушание, Прохор все свободное время уделял чтению Священного Писания и святоотеческой литературы. Уже в положении послушника Прохор проявил исключительное воздержание в пище и сне. Пищу принимал он только раз в день и в очень ограниченном количестве, а по средам и пятницам совершенно ничего не ел. Тогда же он получил разрешение от своего старца-руководителя удаляться в лес для молитвы и самоуглубления.

В 1780 г. Прохор тяжело заболел. Во время болезни он удостоился посещения его Богоматерью в сопровождении апостолов Иоанна Богослова и Петра. Обратившись к Иоанну, Пречистая указала перстом на болящего Прохора и произнесла: «сей — нашего рода». Потом возложила правую руку на болящего. Прохор тотчас же почувствовал облегчение и вскоре выздоровел совершенно.

В течение восьми лет Прохор нес положенное ему послушание и 13 августа 1786 г. был пострижен в монашество с наречением его Серафимом. Ему было в то время 27 лет. Через год, в декабре 1787 г. он был рукоположен в сан иеродиакона, а 2 сентября 1793 г., на 34 году жизни, Серафим стал иеромонахом. Еще более усилил он свои подвиги. Среди этих подвигов преподобный Серафим удостаивался и видений. Во время богослужения он видел в храме ангелов. На литургии в Страстной Четверг ок видел входившего в церковь Христа Спасителя в сопровождении ангелов. По поводу этого видения в акафисте преподобному Серафиму имеется такая фраза: «Воссия в тебе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне, непорочно бо служение алтарю Господню совершая, сподобился еси зрети Христа, во храме со бесплотными силами грядуща» (Икос 6). Это видение еще более укрепило преподобного на дальнейшие подвиги.


Год продолжалось усердное служение преподобного Серафима в сане иеромонаха с ежедневным служением в монастырском храме в причащением св. Таин. 20 ноября 1794 г. преподобный Серафим оставил монастырь и удалился для безмолвных подвигов в ближайшую пустынь, окруженную дремучим вековым сосновым бором. В пяти верстах от Саровской обители, в лесной глуши у реки Саровки находилась небольшая келлия, где и поселился преподобный. В 1827 г. преподобному Серафиму была выстроена маленькая келлия без окон в двух верстах от обители. Это — так называемая ближняя пустынька. Сюда время от времени ходил преподобный в последние годы своей жизни. Ближняя пустынька находилась вблизи источника, называвшегося раньше Богословским, а позднее Серафимовским. «Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, Богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, явился еси пустыни прозябение многоплодное». Такими словами отмечает Православная Русская Церковь пустынножительство преподобного Серафима. Для питания преподобный развел возле келлии небольшой огородик, с которого получал необходимые овощи. Но вскоре же преподобный перестал питаться и овощами; пищей его стала трава — снить. В среду и пятницу преподобный Серафим оставался совершенно без пищи. Одежду преподобный носил одну и ту же, в которой мы привыкли видеть его на картине: на голове — поношенная монашеская камилавка, на плечах в виде балахона полукафтанье из белого полотна, на руках кожаные рукавицы, на ногах кожаные чулки и лапти. На балахоне висел тот медный крест, которым благословила его мать. За плечами висела сумка, в которой преподобный всегда носил с собою Евангелие. Время преподобный проводил в молитве, пении церковных молитвословий, которые он знал наизусть, богомыслии и возделывании своего огорода. Ежедневно, по Следованной псалтири, он совершал иноческое правило, отправлял Часы, вечерню, малое повечерие. Накануне воскресных и праздничных дней он приходил в монастырь, присутствовал при богослужении. За ранней литургией причащался Св. Таин. В глубине Саровского леса, на высоком гранитном камне он простоял с поднятыми к небу руками на молитве тысячу дней и тысячу ночей. Святая Церковь этот изумительный подвиг великого подвижника отмечает такими словами замечательного по художественному изложению акафиста преподобному Серафиму: «Странное чудо видим на тебе, преподобие: яко старец сый немощный и претрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в молитве пребывал еси. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, блаженне отче, еже претерпел еси, воздевая, преподобие, руце твои к Богу, врага мысленного побеждая» (Акафист, кондак 8). Здесь в лесном уединении преподобный Серафим достиг того состояния, которое утратил человек после грехопадения в раю. К святому старцу стекались звери, встречая с его стороны не капкан, не оружие, не страдание и смерть, а любовь и ласку. Преподобный делился с навещавшим его медведем последней коркой хлеба. Лицо (старица Матрона Плещеева), непосредственно наблюдавшее эти райские явления, свидетельствует, что «особенно чудным в это время (когда преподобного окружали звери) был лик его: он был радостен и светел, как у ангела». Святая Церковь также отмечает это явление в жизни преподобного: «Радуйся, звери дивии кротостью твоею покоривый» (Акафист преподобному, икос 12).

Но если были ласковы к святому подвижнику дикие звери, то хуже зверей оказались некоторые люди. Однажды, когда преподобный был занят работою в лесу, на него напали два злодея и стали требовать денег. Они предполагали, что преподобный получает от своих почитателей щедрые приношения. Преподобный Серафим обладал большою физической силой. В руках его был топор. Он легко мог бы расправиться с злодеями. Но он поступил иначе. Топор бросил на землю, крестообразно сложил руки и покорно отдался на волю грабителям. Его дгали бить обухом топора по голове. Кровь полилась изо рта и ушей. Его принялись избивать поленом, топтать ногами, потерявшего сознание приволокли к келлии, связали по рукам и ногам. В келлии все разломали, перерыли, перебили, но нашли только несколько картофелин. Это злодейское нападение на преподобного произошло 12 сентября 1804 г. Следы этого нападения остались у преподобного на всю жизнь. Он стал ходить согбенным, постоянно опираясь на палку. Когда спустя некоторое время злодеи были обнаружены, преподобный умолил не наказывать их, надеясь на их исправление. Злодеи, узнав о таком отношении к ним преподобного, раскаялись и встали на путь трудовой жизни.

В 1807 г. скончался «строитель» Саровского монастыря иеромонах Исаия. На предложение принять руководство обителью преподобный Серафим ответил решительным отказом. Начальство над обителью принял некий Нифонт, кстати сказать, друг известного печальной памяти архимандрита Фотия. Нифонт стал притеснять преподобного Серафима, на каждом шагу чинил ему обиды.

Преподобный наложил на себя новый подвиг молчальничества. Молчальничество — одно из высших аскетических подвигов. В этом подвиге преподобный провел три года, а 9 мая 1810 г. преподобный Серафим ушел в затвор, оставив пустынножительство. В это время ему шел 51-й год. Затвор был очень строгий. Преподобный не вышел из затвора даже для встречи с епископом Ионою, посетившим Саровскую обитель в 1815 г. В келлии, где затворился преподобный Серафим, огонь горел только в лампаде пред единственной келейной иконой Божией Матери «Умиление». Келлия не отапливалась. Постели в келлии не было. Преподобный спал на мешках, наполненных камнями.

В сентябре 1815 г. преподобный Серафим ослабил свой затвор. Скоро ослабло, а потом и совершенно прекратилось и его молчальничество. Преподобный Серафим путем превышающего человеческие силы подвига достиг такого состояния духовного совершенства, что мог быть духовным руководителем всех нуждающихся в наставлении и советах.

Начался новый и завершительный период в земной жизни преподобного Серафима — «старчество». Это произошло в 1825 г., когда 25 ноября великий подвижник прекратил свой затвор и стал принимать приходивших к нему за помощью, советами и наставлениями. Полился поток чудесных исцелений, предсказаний и мудрых советов. Получали полное исцеление даже такие больные, от которых отказывались даже опытные врачи. Поток посетителей святого старца увеличивался с каждым днем. Для каждого у него находилось и ласковое слово и мудрый, не трафаретный совет, безразлично, кто бы ни приходил к нему: знатный ли вельможа в мундире, багач ли в роскошном наряде, или бедный в рубище В каком бы греховном состоянии ни находился пришедший, всех святой старец принимал ласково. Закоренелый грешник выходил из его келлии с твердой решимостью стать на праведный путь.

Преподобный Серафим неоднократно был удостаиваем явлением ему Пресвятой Богородицы. Из затвора он вышел по особому повелению Божию, последовавшему во время явления ему Пресвятой Богородицы. Последнее и славное явление преподобному Серафиму совершилось 25 марта 1832 г., в присутствии старицы Дивеевского монастыря Евпраксии (умершей в 1865 г.). Видение это было вполне реальным пришествием Пресвятой Богородицы на землю и заняло не один час времени. Явившаяся Пресвятая Богородица и сопровождавшие Ее святые беседовали с преподобным Серафимом и старицей Евпраксией, называли своя имена.


Шли годы. Приближался конец земного пути дивного старца. Все более и более совершенствуясь духовно, преподобный Серафим изнемогал телесно. В сенцах его келлии уже стоял сработанный им самим дубовый гроб, возле которого преподобный частенько простаивал в благочестивом размышлении. Все более и более сокращались приемы посетителей. Со многими из них, расставаясь, старец прощался навсегда. Был на исходе декабрь 1832 г. Однажды пред иконою Богоматери сама собою зажглась лампада. Братии преподобный предсказал, что смерть его «откроется пожаром».

Наступило 1 января — канун кончины святого старца. Преподобный Серафим отстоял в больничной церкви раннюю литургию и причастился св. Таин. Затем преподобный удалился в свою келлию. Оттуда долго доносились звуки пасхального канона. Ранним утром 2 января 1833 г. из щелей закрытой двери келлии преподобного Серафима стал пробиваться дым. Так как в келлии преподобного царило полное безмолвие, то пришлось сорвать с крючка дверь. Вошедшие увидели, что вещи, находившиеся в келлии, тлели. Забросав их снегом и прекратив дальнейшее развитие пожара, они обнаружили следующую картину. Преподобный со сложенными крестообразно руками стоял на коленях пред иконою «Умиления» Божией Матери. Глаза его были закрыты; выражение лица было полно молитвенного покоя. Праведник был мертв.

Эта смерть была только переходом к вечной жизни, рождением духовным, ибо с воскресением Христа Спасителя у смерти вырвано жало, у ада отнята победа.

Святая Церковь по поводу блаженной кончины преподобного Серафима обращается к нему с такими словами: «Радуйся, в молитве пред иконою Богоматери умиленный дух твой Богу предавый, радуйся, неболезненным исходом проречения твоя исполнивый. Радуйся, венцем бессмертия от руки Вседержителя увенчанный. Радуйся, блаженство райское со всеми святыми унаследовавый» (Акафист, икос 10).

Физическая кончина преподобного не прекратила духовного общения с ним верующих русских людей. Сам преподобный обещал не прерывать этого общения. Вот что говорил он своим почитателям незадолго до смерти: «Когда меня не станет, — вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите — и чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случись с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Припав к земле, как к живому, все и расскажите; и услышу я вас, вся скорбь ваша отлетит и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду во веки!»

Действительно, почитатели преподобного Серафима не ослабевали и после его смерти. Не прекращались паломничества к его могиле. Совершались и чудеса у его гроба. Народ верил в святость великого русского подвижника, и последовавшие (в 1903 г., 19 июля) ровно 50 лет тому назад канонизация и открытие св. мощей преподобного Серафима были лишь оформлением того, во что многомиллионный русский народ давно уже верил и ожидал.

В. НИКОНОВ

Система Orphus