ПРОФ.-ПРОТ. Д. И. БОГОЛЮБОВ

(НЕКРОЛОГ)

«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7).

22 июня т. г., в 7 ч. утра, скончался б. профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов.

Господь призвал его к Себе на 85 году жизни. В течение этого долголетнего жизненного пути покойному пришлось соприкасаться с высокими церковными деятелями, быть свидетелем и участником многих церковноисторических явлений и событий начала XX столетия.

Летопись его жизни, взятая на фоне церковной истории последнего времени, далеко раздвигает обычные рамки некролога и служит скорее достоянием истории.

Д. И. Боголюбов родился в 1869 г., 17 февраля. Он был сын псаломщика в с. Барабановке, Сорочинского района, Чкаловской области. В 1890 г. окончил Самарскую Духовную Семинарию вторым студентом и Правлением Семинарии был послан на казенный счет для высшего богословского образования в Московскую Духовную Академию. Там он обучался в расцвете ее ученой жизни. В 1894 г. Д. И. Боголюбов окончил Академию магистрантом и был назначен тамбовским епархиальным миссионером, а в 1898 г. приглашен и переведен в Харьков на должность миссионера. В 1903 г. Митрополитом Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) был назначен Петербургским епархиальным миссионером.

В 1913 г. перешел на духовно-учебную службу — сначала инспектором Ставропольской Духовной Семинарии, а в 1914 г. перемещен по собственному желанию на ту же должность в Воронежскую Духовную Семинарию.

В 1917 г. участвовал во Всероссийском Поместном Соборе.

В 1922 г. Д. И. Боголюбов принимает сан священника и назначается в один из московских приходов.

В течение тридцатилетнего служения в сане священника он получил все священнические награды вплоть до митры.

Последний этап жизни о. Боголюбова начинается, когда он переступил, в качестве профессора по Истории русского раскола и сектантства, порог Московского Православного Богословского Института, затем преобразованного в Московскую Духовную Академию. Его направил сюда еще Святейший Патриарх Сергий. Эту дисциплину он преподавал в Академии и Московской Семинарии с 1945 г. вплоть до выхода на пенсию в 1951 г., в течение шести лет.

После ухода о. Димитрия на пенсию, Святейший Патриарх Алексий благословил ему быть духовником Академии. В этой должности он пробыл свыше года и с большим рвением относился к своим обязанностям; даже составил докладную записку на имя ректора Академии о путях осуществления своих духовнических обязанностей в Академии. В дальнейшем телесный недуг, старческая немощь приковывали его к дому. Иногда он выезжал, в сопровождении верной подруги жизни, в церковь, но большей частью занимался дома чтением и составлением для «Журнала Московской Патриархии» небольших статей, посвященных церковным праздникам. Он бывал очень рад посещению своими сослуживцами по Академии: живо интересовался жизнью Академии, считал ее как бы своим собственным домом. С большою охотою при таких посещениях предавался воспоминаниям об Академии.

Наконец, наступили последние дни. Небольшая ранка на ноге о. Димитрия послужила поводом к возникновению там рожистого воспаления, которое сменилось воспалением легких. Слабая телесная храмина о. Димитрия постепенно стала угасать, медленно и покойно, как догорает церковная свеча ка подсвечнике во время богослужения. При высокой температуре он иногда терял сознание, но скоро приходил в себя, узнавал окружающих и пытался даже отвечать с оттенком юмора.

В эти периоды он с большим благоговением приобщился святых Таин.

Из его уст во время болезни не вырвалось ни одного стона, ни одной жалобы.

Он отошел ко Господу тихо и мирно, так, как подобает его глубоко верующей душе, жившей постоянно во Христе и не забывавшей во всю жизнь о христианской «кончине живота нашего».

Во все время занятий в Московской Духовной Академии о. Димитрий жил безвыездно в Загорске, вблизи Академии. Он часто говорил по этому поводу: «Я начал свою церковную жизнь в Академии, под покровом преподобного Сергия, и кончу жизненный путь здесь же».


Д. И. Боголюбов данный ему от Бога талант приумножил во много раз.

Деятельность его во имя веры Христовой, на благо Русской Православной Церкви и Родины была многосторонней и плодотворной.

Это был талантливый апологет, известный миссионер, церковно-общественный деятель и писатель, педагог.

В Академии, где он получил высшее образование, Д. И. Боголюбов впитал в себя самые светлые и лучшие традиции ее: твердую самобытную и прямолинейную богословскую мысль, овеянную духом святоотеческого богословия, любовь к московскому укладу церковной жизни и к народу.

При всем этом он не был человеком односторонних, узких убеждении г это был образованный культурный человек, его богословские знания получали хорошее оформление в литературной речи и легко воспринимались как простыми людьми, так и образованными. Он был знатоком истории религиозных течений современности, известным эрудированным публицистом в этой области, а также авторитетным консультантом па таким вопросам, не только в сфере церковной, но и гражданской.

Почивший оставил по себе память, прежде всего, своими многочисленными (свыше 170) научно-литературными работами, богословского, исторического, нравоучительного и др. характера.

Они изданы отдельными книгами, а частью, в значительном числе, разбросаны по журналам.

За совокупность своих учено-литературных трудов Д. И. Боголюбов Советом Московской Духовной Академии был удостоен в 1947 г. ученой степени магистра богословия.

Выделялся Д. И. Боголюбов как прогрессивный миссионер и как проповедник.

В своих выступлениях с церковной кафедры он действовал благотворно на своих слушателей неотразимой логикой своих рассуждений, стройным и последовательным течением мыслей, подкупающей искренностью, теплой верой, сопряженной с знанием, простой, не вычурной, красотой своего, всегда живого, одушевленного слева.

Как педагога, Д. И. Боголюбова хорошо должны с большой благодарностью помнить его питомцы в Ставропольской и особенно Воронежской Духовной Семинарии, а в последние годы — Московских духовных школ. Везде он в своих объяснениях не любил туманностей, превыспренних фраз, «извития словес», схоластических рассуждений; старался не обременять памяти учащихся мелочами, выпукло останавливался лишь на самом существенном, требуя, однако, ясного, четкого, сознательного, усвоения изучаемого материала.

В Воронежской духовной семинарии, с очень большим количеством воспитанников, ему, как инспектору, досталось тяжелое наследство. Со свойственным ему тактом, он умиротворил ученические страсти, а также раздоры в преподавательской и административной среде. В его деятельности там, — как нередко говорили о том его питомцы и сослуживцы, — «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». Строгий, требовательный, справедливый, Д. И., вместе с тем, чутко, сердечно относился к нуждам воспитанников, духовным и материальным, с которыми всегда можно было обратиться к нему и получить удовлетворение, а в случае проступка — снисхождение и даже прощение при искренном раскаянии в содеянном.

В Московских духовных школах он почти не имел ни одного пропуска лекций и уроков. Несмотря на свои немощи, о. Димитрий, в погоду или непогоду, стремился в стены Академии и Семинарии, стараясь на склоне лет передать их питомцам все свои знания, пропитанные горячею верою и любовью к Богу и ближнему. Его лекции и уроки соединяли в себе глубокое знание предмета, предельную ясность изложения, конкретность и житейскую мудрость. Среди студентов и воспитанников он имел искренних почитателей, которые бескорыстно служили его старости и облегчали ему бремя жизни буквально до гробовой доски.

Д. И. Боголюбов принимал в 1917 г. участие во Всероссийском Поместном Соборе. В 20-х годах он был непреклонным, непримиримым и неустрашимым противником обновленческого церковного раскола, неподкупным и пламенным борцом против него, не боясь никаких угроз и козней со стороны вожаков этого раскольнического движения. Немало претерпел он от козней обновленцев, но остался несгибаемым.

В семейной жизни почивший, избрав себе верную и попечительную подругу жизни, был для многих добродетельным примером. Даже в минуты тяжелых испытаний в жизни они не разлучались.

Как человек, это был высококультурная, гуманная личность, всегда благожелательная, охотно протягивающая руку помощи, во всех ее направлениях, тому, кто прибегал к Д. И. Недаром так любили его многочисленные питомцы по школе, а также и все другие, знавшие его.


Похороны почившего о. Димитрия были организованы Московской Духовной Академией.

Заупокойная Божественная литургия и отпевание были совершены 25 июня в Ильинском храме г. Загорска. В храм отдать последний долг почившему прибыл ректор Московской Духовной Академии протоиерей К. И. Ружицкий и те представители профессорско-преподавательского персонала и питомцев московских духовных школ, которым сделалось известно о кончине уважаемого и любимого коллеги и наставника.

Храм был наполнен знавшими и почитавшими покойного верующими, как из Загорска, так и из Москвы.

Предание тела почившего земле на новом загорском кладбище, отстоящем в нескольких км от города, было совершено после краткой литии у могилы, в присутствии питомцев и коллег о. Димитрия во главе с ректором Академии.

Вдовой покойного получены телеграммы с выражением соболезнования от Святейшего Патриарха Алексия, Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, ряда др. иерархов и от учеников и почитателей почившего.

Многочисленные питомцы и все знавшие о. Димитрия помянут его в своих молитвах, дабы Господь водворил душу новопреставленного в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

ДОЦЕНТ Н. МУРАВЬЕВ

ДОЦЕНТ Н. ЛЕБЕДЕВ

Система Orphus