ПОСЛАННИКИ ВЕЛИКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

(К пребыванию в СССР делегации Антиохийской Православной Церкви)

19 мая. Идущий на убыль весенний день солнечен, но не жарок. На Внуковском аэродроме непрерывно движение оживленных пассажиров. То и дело взмывают в воздух или подруливают с безупречной точностью к назначенному месту большие комфортабельные советские самолеты.

Осталось несколько минут до шести часов.

Показавшаяся в небе темная точка быстро растет, принимает силуэт воздушного корабля, и скоро в откинутых дверях самолета появляются три не совсем обычных путешественника. Все трое уже в преклонном возрасте, но рослы и крепки, их сильно загорелые, смуглые лица строги и внимательны, на всех троих — черные рясы и черные клобуки. Это представители Антиохийской Православной Церкви: Митрополит Епифанийский Игнатий, Митрополит Хауранский Афанасий и Митрополит Эмесский Александр.

Высоких гостей встречают от лица Русской Православной Церкви Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископ Можайский Макарий, архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген, епископ Орловский и Брянский Флавиан, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий, протоиерей М. В. Зернов и С. И. Филиппов, а также представители Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР С. К. Белышев и Г. Т. Уткин.

Митрополит Николай обращается к прибывшим с кратким приветственным словом, в котором выражает радость Русской Православной Церкви иметь своими гостями высоких иерархов древнейшей Церкви, и передает им приветствие Святейшего Патриарха Алексия.

Отвечая на приветствие Митрополита Николая, старший и старейший из Антиохийских иерархов, Митрополит Игнатий сообщает, что делегация Антиохийской Православной Церкви прибыла в СССР в связи с сорокалетием служения в епископском сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, чтобы передать ему от Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра братские поздравления и пожелания долгих лет и сил для дальнейшей плодотворной работы на благо Русской Православной Церкви и Вселенской Православной Церкви, Митрополит Игнатий добавляет, что делегация была бы, вместе с тем, рада ознакомиться с современным положением любимой Сестры — Русской Православной Церкви.

Три мощных автомобиля плавно берут с места и, усиливая ход, мчатся к Москве. В гостинице «Националь» каждому из прибывших отведены личные апартаменты.

Следующий день открылся для гостей первой прогулкой по улицам и площадям столицы. Каменный мост, Софийская набережная с ее великолепным видом на Кремль, ажурная легкость высотного здания на Котельнической набережной, широчайший разлет Садового кольца, новый архитектурный шедевр на Смоленской площади, шумный и многолюдный Арбат, образцовый порядок уличного движения — все это произвело большое впечатление на прибывших.

В тот же день, в три часа посланники Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Александра сделали визит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и поднесли ему подарки.

Здесь выяснилось, что Антиохийские гости намеревались провести в Советском Союзе восемь дней, но в дальнейшем решили этот срок удвоить. Святейший Патриарх с улыбкой заметил, что и этого времени недостаточно, что нужно, по крайней мере, не меньше месяца, чтобы обстоятельно ознакомиться с положением Русской Православной Церкви и посетить наиболее чтимые ее святыни. Святейший Патриарх и предложил членам делегации быть его гостями этот месяц.

После визита Антиохийские Митрополиты посетили храм Воскресения Христова в Сокольниках, где с приветственным словом обратился к ним протоиерей К. Ф. Вакулович, а вечером, встреченные речью архиепископа Макария, молились за литией на могиле Святейшего Патриарха Тихона.

21 мая гостей посетил с ответным визитом от Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. После этого они нанесли визит в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. В конце дня Антиохийские иерархи участвовали в совершении всенощного бдения в храме родного им Антиохийского подворья.

22 мая гости совершали Божественную литургию в Патриаршем: Богоявленском соборе, после которой Святейшим Патриархом Алексием был устроен прием в честь представителей Антиохийской Церкви. Этот официальный акт с первых же минут принял характер дружеской, братской встречи, а выступления постепенно перешли в беседу, исполненную исключительной сердечности.

Обращаясь с речью к посланникам далекой территориально, но в сущности близкой, родной, Церкви, Святейший Патриарх с любовью приветствовал дорогих гостей, которые прибыли на Советскую землю для того, чтобы закрепить «связи между древней Антиохийской Церковью и братской Русской Церковью». Он напомнил о тех давних временах, «когда нередки бывали приезды с Востока в Москву к Патриархам Московским и когда церковные связи Востока с Россией поддерживались взаимными активными действиями». Первосвятитель Русской Церкви особо отметил историческое «посещение Москвы известным Патриархом Антиохийским Макарием, описанное его спутником и достойным сыном Антиохийской Церкви Павлом Алеппским». Упомянув дальше о «синодальном периоде» Русской Церкви, когда сношения между Русской и Антиохийской Церквами ограничивались «перепиской», хотя «довольно частой и благоприятной», Святейший Патриарх рассказал об исключительном церковном событии «синодального периода» — о совершенно неожиданном для всех посещении Русской Земли блаженной памяти Патриархом Антиохийским Григорием, «который прибыл в Россию в 1913 г. для того, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Русской Церкви, русскому народу и духовенству». В этом месте рассказа Святейший Патриарх поведал о том, какое значение этот приезд Восточного Патриарха имел в его личной жизни, — сорок лет назад Патриарх Григорий совершил в городе Новгороде его хиротонию во епископа. Здесь со свойственной ему величавой скромностью Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что это событие совершилось в те времена, «когда никто не ожидал восстановления Патриаршества в России, а о том, чтобы мне быть Патриархом, никто, конечно, и не думал, а я меньше всех...»

Возвращаясь к этой знаменательной хиротонии, Глава Русской Православной Церкви отметил:

«Таким образом, я являюсь духовным сыном Антиохийской Церкви и братом, так сказать, всех ее архиереев, которые получили рукоположения от того же блаженной памяти Патриарха Григория».

В дальнейшем Святейший Патриарх сказал о той «духовной радости и чести», которые он имел восемь лет назад, в год его интронизации, — посетить православный Восток и помолиться у Гроба Господня. Это паломничество, о котором в свое время, в Иерусалиме, Святейший Патриарх Алексий сказал: «...я всю свою жизнь буду вспоминать эти счастливые для меня дни пребывания в Святой Земле», — он совершил совместно с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Александром, совсем незадолго до того присутствовавшим на интронизации Святейшего Патриарха Алексия в Москве.

Особое впечатление на высоких иерархов Антиохийской Церкви произвело сообщение Святейшего Патриарха о возрождении им давней традиции, предоставлявшей чадам Антиохийской Церкви право и возможность обучаться в русских духовных школах. Живой пример этой благодетельной традиции являют собою сами Антиохийские Митрополиты Афанасий и Александр, получившие некогда высшее духовное образование в Русских Духовных Академиях (Киевской и Казанской). Как на живой пример восстановления этой традиции, Святейший Патриарх указал на одного из достойных сынов Антиохийской Церкви — настоятеля Антиохийского подворья в Москве, архимандрита Василия (Самаха), не только в короткое время овладевшего русским языком, но и проявившего большие способности в усвоении богословских дисциплин и ныне прекрасно оканчивающего Московскую Духовную Академию.

В заключение Святейший Патриарх душевно пожелал процветания Великой Антиохийской Церкви, здоровья и долгоденствия ее Главе — Блаженнейшему Патриарху Александру, здоровья и многолетия гостям — Высокопреосвященным Митрополитам Антиохийским и выразил твердую надежду, что Блаженнейший Патриарх Александр «в удобное для него время почтит нас также своим посещением».

В небольшой ответной речи возглавляющий делегацию Митрополит Епифанийский Игнатий указал на те древние узы дружбы, которые связывают Антиохийскую и Русскую Православные Церкви.

После этого с приветственным словом обратился к гостям Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай.

Известный глашатай мира, один из великих поборников мирного, братского сожительства между народами, пламенный духовно-общественный трибун, он и свое выступление построил на теме о мире.

Отметив деятельность Русской Православной Церкви в международном движении за мир, куда со всей решительностью вошла она с первых же дней возникновения этого движения, Владыка Николай сказал о родной Церкви:

«В этой своей деятельности она исходила и исходит из того убеждения, что для нас, христиан, дело защиты мира, дело отстаивания мира во всем мире — наш христианский долг, веление нашей религиозной совести».

Развивая дальше свою мысль и обратившись уже непосредственно к Антиохийским иерархам, Митрополит Николай продолжал:

«Поэтому мы приветствуем в вашем лице, Ваши Высокопреосвященства, не только представителей великой Церкви, к которой мы питаем чувства глубочайшего благоговейного уважения и преданной любви, но и единомышленников наших в деле борьбы за мирную жизнь, без которой невозможно и мирное процветание «святых Божиих Церквей», о чем мы молимся за нашими богослужениями...»

«Единение Православных Церквей в этом великом деле защиты мира, — продолжал Митрополит Николай, — серьезный фактор международного значения; это — большая сила морального сопротивления войне. Кроме того, это сила примера, за которым следуют миллионы христиан, иудеев, мусульман и буддистов. Это мы видели на конференции всех Церквей и религиозных исповеданий в защиту мира, какая была проведена в нашей стране, и на конференциях в ряде других стран, по инициативе Православных Церквей. Об этом же говорят и огромные массы верующих людей всех религий, принимающих активное участие в великом движении за мир».

С большим воодушевлением Владыка Николай в конце своего выступления призвал:

«Да углубляется и процветает единение наших Церквей в деле защиты, мира до полной победы этого дела, до установления прочного мира на всей земле!

Да воцарится скорее, общими нашими усилиями, мир на земле!»

Несмотря на краткость, весьма выразительной была речь Высокопреосвященного Митрополита Хауранского Афанасия. Совершенно сходясь с Митрополитом Николаем в убеждении, что «Церковь, проповедуя и защищая мир, этим продолжает проповедь и дело Христа Спасителя и Основателя нашей древней Церкви», Митрополит Афанасий отметил одно важное обстоятельство, от которого зависит степень плодотворности в работе на защиту мира:

«Когда Церковь идет рука об руку с правительством в деле защиты мира во всем мире, то тем самым она помогает прогрессу во всем мире».

Владыка Афанасий вместе с тем подчеркнул:

«Очень важно и имеет великое значение, что Русская Православная Церковь живет в согласии с Правительством СССР и Правительство со своей стороны поддерживает Церковь в ее нуждах».

Митрополит Афанасий обратил внимание слушателей и еще на одну благодетельную сторону этого согласия: им «опровергаются все те ложные слухи, которые распространяются на Востоке различными агентами другого фронта».

Митрополит Афанасий закончил свою речь пожеланием здоровья представителю Советского Правительства Г. Г. Карпову.


24 мая. День св. Троицы. Праздник в стенах великой святыни рус­ского Православия — Троице-Сергиевой Лавры.

Закончилось богослужение в соборах и др. храмах Лавры. В этом богослужении участвовали и высокие гости, посланники древней Антиохийской Церкви. Митрополит Епифанийский Игнатий сослужил Святейшему Патриарху Алексию в старейшем храме Лавры — Троицком соборе. Митрополит Эмесский Александр совершал литургию в Успенском соборе, а Митрополит Хауранский Афанасий — в Трапезном храме, — оба в сослужении русских архиереев и многочисленного духовенства.

Время близится к пяти часам вечера. Монастырский двор все еще по­лон богомольцев, — многие из них останутся и па завтра, на «Духов день».

Гости из Антиохийской Церкви проследовали в здание Московской Духовной Академии, где затем состоялось торжественное собрание для чествования Главы делегации, Митрополита Игнатия, избранного почет­ным членом Академии [1].


В первую неделю своего пребывания в Москве Митрополиты Антио­хийской Церкви посетили, кроме поименованных выше, несколько особо чтимых храмов столицы во имя: Скорбящей Божией Матери (на Большой Ордынке), мч. Иоанна Воина (на Якиманке), всех святых (в по­селке «Сокол»), Всюду они были встречаемы соответствующими привет­ствиями.

Но весьма интересовали их и гражданские достопримечательности Москвы. В Третьяковской галлерее подолгу они стояли молча перед сокро­вищами галлереи. В библиотеке имени Ленина они были поражены и бо­гатством этого величайшего книгохранилища, и четкостью в сложной работе аппарата, и удобством многочисленных обширных читальных за­лов, и, пожалуй, больше всего составом посетителей, работавших в этих залах, — от ученого до школьника и рабочего. А подземные дворцы московского метро привели их в восторг, — особенно по сравнению со зна­комыми им «подземками» в других странах, с их теснотой, бедностью и всяческими неудобствами... Когда гости поднялись из метро «Арбатская» и пешком направились к Ленинской библиотеке, по дороге к ним подошли под благословение несколько женщин, и это заметно растрогало предста­вителей Антиохийской Церкви.

Вообще, встречи, картины Москвы доставляли немало пищи их любо­знательности и наблюдательному уму и отрады их доброжелательному христианскому сердцу. И если в том, что открывалось перед ними, Митро­политам Афанасию и Александру слышался отзвук давно ушедшего рос­сийского прошлого, — в обычаях русских людей, в их радушии и, главное, в молитвенной истовости верующих, — то для Владыки Игнатия все было ново и неожиданно.

Но как ни блестящи и своеобразны достопримечательности столицы, наиболее сильное впечатление на Антиохийских гостей, повидимому, про­изводил обычный советский человек с его благожелательной приветли­востью, внимательностью, чувством собственного достоинства, не имею­щего ничего общего со свойственной многим западноевропейским людям самоуверенностью, его спокойствие, его неторопливая деловитость, его хозяйский глаз и руки, сказывающиеся в любой мелочи быта, и полное отсутствие в массе советских людей тех наглядных классовых признаков, которые так резко и непристойно разделяют людей в капиталистическом

мире...


26 мая. Ночь, быстрый бег «Стрелы», и утром — Ленинград.

Ленинград. Город мировой славы. Город-герой. Город, перенесший непередаваемые ужасы жесточайшей блокады, город, который на протя­жении девятисот дней сжимала костлявая рука голода, над которым еже­секундно витала смерть; город, лишенный тогда хлеба и топлива, уподо­бившийся ледяной пустыне, заливаемой убийственным огнем и раскален­ным железом, город, в кратчайший срок залечивший свои раны.

Город, в котором неразрывно со своими духовными чадами, разделяя их лишения, горести и муки, подвизался в верности долгу перед верой и Родиной Первосвятитель Русской Православной Церкви, Ленинград, как величественным видом своим, так и историей, произвел на Антиохийских Митрополитов впечатление, повидимому, огромное...

За пять дней, проведенных в Ленинграде, делегация Антиохийской Церкви была принята Митрополитом Григорием и посетила Никольский кафедральный собор, Владимирский и Преображенский соборы, церкви и часовни Серафимовского и Смоленского кладбищ, церковь в дачном поселке «Лисий нос», а также Ленинградскую Духовную Академию. В субботу 30 мая Антиохийские Митрополиты совместно совершали всенощную в Преображенском соборе, а в воскресенье 31 мая Митрополит Игнатий и Митрополит Александр служили в Никольском соборе, Митрополит Афанасий, — во Владимирском. Храмы были переполнены, богослужения проходили с особой торжественностью, и вновь и вновь высокие иерархи Антиохийской Церкви отметили высокую молитвенную настроенность верующих.

И так же, как и в Москве, Антиохийских гостей интересовала не только церковная сторона нашей жизни. Они посетили музей «Эрмитаж», на специальном пароходе совершили прогулку в Петродворец с его знаменитыми, восстановленными после фашистского погрома, фонтанами. Побывали они и в некоторых магазинах города, — не столько, по их признанию, с целью приобрести что-нибудь, сколько, опять-таки, из интереса к советскому быту, и были поражены тем, что богатые витрины магазинов с точностью соответствовали ассортименту имевшихся в продаже товаров и продуктов. И опять, и опять пожимали плечами, с негодованием вспоминая антисоветскую клевету бесчестной печати и «предупреждения» некоторых антиохийских «доброжелателей».

Перед отъездом из Ленинграда делегация Антиохийской Церкви была вновь принята Митрополитом Григорием.

Во время приема Митрополит Григорий обратился к Антиохийским гостям с речью.

Приведя завет апостола Павла Ефесским христианам — хранить единение духа в союзе мира (Ефес. 4, 3), Митрополит Григорий сказал:

Этот апостольский призыв является идеалом отношений между верующими на все время и для всех народов. Этот апостольский завет побуждал и нас, русских, неоднократно посещать братские Православные Церкви, и Вас побудил предпринять поездку в нашу страну, чтобы непосредственно ознакомиться и с жизнью нашей Православной Церкви, и с бытом и строем нашей страны.

Радостно приветствуем Ваш приезд в нашу страну и Ваше посещение нашего прекрасного Ленинграда. Связь с Православным Востоком у нас давняя. В последние годы она особенно усилилась, благодаря важным церковным событиям, происшедшим в Русской Православной Церкви, а также благодаря сердечным взаимным личным отношениям между Главами наших обеих Церквей — Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Александром и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Отметив, что за всю историю сношений Русской Церкви с Православным Востоком, и особенно с Антиохией, эти отношения были всегда неизменно дружественны и искренно сердечны и что таковыми чертами они преисполнены и сейчас, Митрополит Григорий подчеркнул, что в настоящий, переживаемый нами, исторический момент эти наши отношения особенно ценны как для внутренней жизни наших Церквей, так и в силу некоторых внешних окружающих Православный Восток условий.

Наши православно верующие русские люди, — продолжал Митрополит Григорий, — до последнего предела наполняющие наши храмы, беззаветно патриотически настроенные, в полном единодушии со всеми народами, населяющими СССР, одинаково одушевлены гуманными заветами Христа, зовущими все народы к миру и единению.

В заключение, приветствуя благопожеланиями дорогих гостей, как близких по вере и духу братьев, Митрополит Григорий воодушевленно пожелал здравия Главам обеих Церквей — Патриархам: Блаженнейшему Александру и Святейшему Алексию, а также здоровья и успехов Правительству СССР и горячо приветствовал христианское содружество и единение всех живущих твердой верой в победу добра и правды, за торжество мира во всем мире.


1 июня Антиохийская делегация возвратилась в Москву и пробыла здесь еще шесть дней. За это время Антиохийские Митрополиты посетили Московский Кремль и храмы во имя: свят. Николая (в Кузнецах), преп. Пимена Великого и св. Илии Пророка (в Черкизове).

Особенно понравилась им старинная церковь в Черкизове, живописно расположенная на холме, на берегу озера, в местности, хотя и входящей в круг «Большой Москвы», но очень напоминающей дачную. По осмотре храма высокие гости не отказались от приглашения о. настоятеля, прот. П. И. Цветкова, посетить жилище русского священника.

Антиохийские гости побывали также в музее подарков И. В. Сталину, на Всесоюзной Строительной выставке, долго любовались грандиозным великолепным ансамблем нового Университета на Ленинских горах, совершили прогулку по каналу имени Москвы, посетили автозавод имени Сталина, текстильный комбинат и другие советские предприятия и учреждения, просмотрели несколько кинофильмов на церковные и светские — информационные и исторические — темы. На уроженцев и жителей аграрного Востока очень сильное впечатление произвел животноводческий совхоз.

Впрочем, можно сказать, что и весь уклад советской жизни на каждом шагу был предметом удивления, а часто и открытого восхищения Антиохийских гостей, и особенно, — немыслимая нигде в мире, повсеместно, всемерно и неустанно, во всех областях жизни проявляющаяся забота о человеке; условия работы, отдых, бесплатное лечение, и вообще советская медицина, победившая ряд болезней, еще свирепствующих в других странах; детские ясли, сады и дворцы, хорошие школьные помещения и оборудование, совершенное равноправие женщин в производственной и общественной жизни, мощная советская промышленность, передовая, прогрессивная культура страны, и рядом с этим, — свободно действующая Церковь, в неприкосновенности, свято хранящая свои древние правила и обычаи.


6 июня Антиохийская делегация отбыла из Москвы на самолете в Киев. Встреченные на аэродроме архиепископом Львовским и Тернопольским Панкратием, епископом Черновицким и Буковинским Андреем, настоятелем Владимирского собора прот. Н. Скоропостижным, ключарем собора В. Юрченко и Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. А. Корчевым, Антиохийские Митрополиты были доставлены в гостиницу «Интурист» и после краткого отдыха отправились в Киево-Печерскую Лавру. Здесь, сопровождаемые наместником и братией, они проследовали в ближние, а затем и в дальние пещеры, а после этого побывали в Введенском монастыре. Вечером высокие гости, в сослужении четырех русских архиереев, совершали всенощную во Владимирском соборе.

7 июня, в воскресенье, богослужение совершали в том же соборе те же иерархи, возглавляемые Экзархом Украины, Митрополитом Киевским и Галицким Иоанном. Богослужение отличалось длительностью и необыкновенной торжественностью. Исключительно хорошо пел митрополичий хор. Митрополитом Иоанном была произнесена приветственная речь. Антиохийские иерархи вновь и вновь были умилены многолюдством, строгим порядком, истовостью и молитвенным подъемом верующих.

Вечером Антиохийские Митрополиты посетили Покровский и Фроловский женские монастыри, а затем совершили прогулку по городу.

8 июня Антиохийские гости более подробно осматривали достопримечательности древнего города, древнейшей столицы и колыбели русского Православия. В этот же день они были приглашены на крупнейшую кондитерскую фабрику и внимательно осмотрели ее.

8 же июня Антиохийская делегация отправилась на самолете в Одессу, сопровождаемая до аэродрома Митрополитом Иоанном, епископами и представителями киевского духовенства.

На аэродроме Одессы делегацию встречали архиепископ Никон, настоятель собора прот. Е. Корнейчук и Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР П. А. Благов. Гости сразу же проследовали на дачу Святейшего Патриарха Алексия и вечером были приглашены им на ужин.

Весь день 9 июня Антиохийские Митрополиты посвятили отдыху, а 10 июня посетили Успенский собор. Здесь они были встречены приветственной речью настоятеля и после молебна с многолетием и осмотра собора направились в духовную семинарию. Встреченные хором воспитанников, а в обширной семинарской церкви — речью ректора, прот. В. Кремлева, Антиохийские Митрополиты прослушали концерт семинарского хора и преподали благословение всем учащимся.

После прогулки по городу Антиохийские гости посетили «Украинский экспериментальный институт глазных болезней имени академика В. П. Филатова». Персонал института отнесся к посетителям с предупредительным вниманием, охотно давал необходимые объяснения и демонстрировал им несколько излеченных больных. Из института, по приглашению академика В. П. Филатова, гости отправились на его дачу. Несмотря на болезнь, прославленный профессор вышел навстречу приглашенным, принял их с исключительным радушием и долго с ними беседовал, обнаружив широкое знание жизни Русской Православной Церкви и интересуясь жизнью Антиохийской Церкви. К удивлению не только Антиохийских гостей, но и сопровождавших их наших соотечественников, врач, работающий в узкой специальности, ученый с мировым именем, гордость советской науки, оказался талантливым поэтом. Он читал гостям свои стихи и подарил им свои книги с автографами.

На следующий день Антиохийские Митрополиты посетили Ильинский собор и женский монастырь. Здесь после краткого молебна они преподали благословение монахиням и подробно осмотрели все помещения монастыря, его мастерские, мельницу.

12 июня Антиохийские гости посетили колхоз имени Карла Либкнехта. С живейшим интересом они осматривали большое хозяйство колхоза. Закончив осмотр, гости выразили желание посетить частные дома колхозников. Перед одним из таких домов обитатели его встретили высоких гостей хлебом-солью и с поклонами проводили внутрь, к столу, к обильному деревенскому угощению. И опять было видно, сколь отрадна была для Антиохийских гостей еще одна непосредственная встреча с простыми трудовыми советскими людьми.

В воскресенье 14 июня Антиохийские Митрополиты, архиепископ Никон, архиепископ Гермоген и епископ Флавиан, в сослужении 16 священников и 8 диаконов, совершили в соборе Божественную литургию.

Торжественная встреча, когда у входа в переполненный собор, перед лицом стоявших на открытом воздухе и державших в руках зажженные свечи многочисленных молящихся, особая делегация преподнесла Антиохийским иерархам огромные букеты цветущих роз, прекрасное пение церковного хора, наконец, всенародное исполнение некоторых церковных песнопений, — все это произвело на Антиохийских Митрополитов сильное впечатление.


16 июня на специальном самолете Антиохийская делегация отбыла в Бухарест, а оттуда к себе, на родину, в Антиохию.

Был прав Святейший Патриарх Алексий, — не восемь дней, не удвоенный этот срок, а именно месяц и понадобился пытливой, неутомимой и ревностной о правде Антиохийской делегации, чтобы составить себе более или менее основательное, верное представление о современном состоянии Русской Православной Церкви и жизни и быте советских людей.

Правда и то, что, при необыкновенной бодрости в столь уже почтенном возрасте, восточные иерархи сумели в этот срок вместить массу впечатлений, наблюдений, заключений, выводов. «Впечатления, полученные нами, — по их словам, — так глубоки, что останутся у нас на всю жизнь».

Собираясь в обратный путь, члены Антиохийской делегации составили на двух языках, арабском и русском, запись: «Наши впечатления о пребывании в СССР».

Со скромностью подчеркивая, что в этой записке они отметили далеко не все, что восхитило их в Советской стране, Антиохийские Митрополиты оставили нам, тем не менее, документ большого значения, свидетельство знаменательное и поучительное.

Прежде всего, открыто, во всеуслышание они утверждают: «Мы заявляем, что Русская Православная Церковь живет во всей канонической полноте и величии».

О русских людях Антиохийская делегация говорит: «Мы сами были неоднократно участниками совершения богослужений и пережили незабываемую радость общения с благочестивым, глубоко верующим русским народом». С восхищением говорят они о работе Духовных Академий и семинарий. Троице-Сергиеву Лавру именуют «великой», а соборы ее «творениями гениальных русских зодчих».

Переходя к общим впечатлениям и наблюдениям, Антиохийские гости отмечают: «Всюду кипит строительство, всюду наблюдается творческая, трудовая жизнь». О советских рабочих они говорят: «Невозможно себе представить более хороших условий, в которых протекает их трудовое время, — и продолжают: Но больше всего наше внимание было поглощено самими тружениками — рабочими: вид их здоровый, жизнерадостный, они неистощимы в изобретательстве, по улучшению качества и снижению себестоимости производимых ими предметов. Дети их обеспечены обучением не только в начальной и средней школах, но и в высших учебных заведениях». Высотное здание Московского университета они называют «явлением грандиозным, невиданным», невозможным в какой-либо другой стране, ибо нет в мире другой такой страны, где уделялось бы столько внимания и заботы подрастающему поколению. С тем же восхищением отзывается делегация и о московском метро, и о канале Москва—Волга, сделавшем советскую столицу портом пяти морей.

Высокие путешественники с особым одушевлением сообщают об одной черте советского быта, повсеместно бросившейся им в глаза: «Всюду мы были свидетелями заботы о человеке, его здоровье и радостной жизни». Отмечают они и раскинувшиеся повсюду гигантские новостройки, и внешний вид советских людей, и образцовый порядок на улицах, и переполненные продовольствием и товарами широкого потребления магазины.

И, отметив все это, делают свое заключение: «Из всего этого видно, что Советское Государство — это государство, которое осуществляет улучшение благосостояния и культурного уровня народа». Отсюда следует логический вывод: Советское Государство «в силу этого нуждается в продолжительном мире, к которому искренне стремится и который поддерживает весь народ». И, возвращаясь в церковную сферу, Антиохийские иерархи подтверждают, что в благородном деле защиты мира вместе с советским народом идет и «Русская Православная Церковь, вызывающая своей огромной работой за мир... восхищение и сочувствие у всех честных людей мира».

Этот волнующий документ заканчивается такими строками:

За все внимание, нам оказанное, за предоставление нам исключительных возможностей ознакомиться с действительным положением в вашей прекрасной стране, мы приносим глубокую благодарность Святейшему Патриарху Алексию и его ближайшему сподвижнику Митрополиту Николаю».

Воистину, нет для души человеческой большей отрады, чем лицезрение правды!..

[1] Описание чествования см. в настоящем № «Журнала Московской Патриархии», на стр. 55 (в разделе «Из жизни духовных школ»).

Система Orphus