МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ КАК СОСТАВИТЕЛЬ ВЕЛИКИХ ЧЕТЬИХ-МИНЕЙ

(К 400-летию составления Великих Четьих-Миней)

В 1553 году, 400 лет тому назад, Макарием, Митрополитом Московским и Всероссийским, было окончено грандиозное предприятие по собиранию Книжного богатства Русской земли в один громадный сборник, названный им Великими Четьими-Минеями и подаренный им же потом в Московский Успенский собор. Созданием этого памятника завершилось долголетнее и беспримерное в летописях дело — собрать в календарном порядке все книги чтомые, «которые в Русской земле обретаются», вызывающее удивление широтой своей задачи, а также громадными трудами и неустанными работами, которые самоотверженно нес Митрополит Макарий, в продолжение свыше тридцати лет своего святительства.

Макарий, сначала архиепископ Новгорода Великого (1526—1542), потом Митрополит Московский (1542—1563), является одним из знаменитейших иерархов Земли Русской.

Современники Митрополита Макария отмечают в нем большую образованность.

Со стороны своих личных нравственных достоинств он стоял в глазах современников также высоко.

Иван Васильевич Грозный в послании [1] к архиепископу Гурию Казанскому от 5 апреля 1557 г. восклицает: «О Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий».

Профессор Е. Голубинский, характеризуя его, говорит, что это был пастырь истинно светлый. Он был строг со своими подчиненными, но его строгость была справедливая; был не грозным властителем, а кротким и благоприветливым пастырем [2]. Он отличался мягким, уравновешенным характером, спокойной размеренностью и тактичностью в своих действиях.

Эти особенности его личного характера имели огромное значение в проведении тех церковно-исторических реформ, которые перед ним поставило его время. Ему в сильной степени было присуще стремление к дисциплине, внешнему порядку и благолепию. По словам проф. В. О. Ключевского, Митрополит Макарий обладал более практическим смыслом и не терпел беспорядка, где бы он ни был.

К числу положительных черт характера Митрополита Макария следует отнести терпеливое и настойчивое преследование своих целей и присущие ему, как русскому человеку, широту и размах в деятельности.

Так, вступивши на Новгородскую кафедру, он сразу же организует миссию в Водскую пятину для просвещения язычников и приступает к составлению Великих Четьих-Миней. Будучи Московским Митрополитом, он продолжает эту трудную работу и собирает Соборы, значение которых в: русской церковной истории огромно.

Митрополит Макарий подходил к вопросам общецерковного характера с приемами иерарха, воспитывавшегося на книжной мудрости и современных ему идеях.

Знаменитый архипастырь большую и лучшую часть своей жизни посвятил своему любимому занятию — литературной деятельности.

Плодом ее явился сборник, именуемый Великими Четьими-Минеями.

Соответственно задаче собрать во едино всю чтомую на Руси литературу с первых времен зарождения русской культуры и кончая последними новинками XVI ст., соответственно гигантским трудам и затратам, положенным на осуществление этой работы, — получился памятник, заключающий в себе свыше 2700 столбцов, писанных полууставом разными почерками. Если взять на себя труд внимательно прочесть данный памятник от начала и до конца, то для этого потребуется не менее трех лет.

Памятник состоит из 12 громадных фолиантов. На каждом отдельном фолианте, в начале его, имеется предисловие Митрополита Макария, называемое «Летописец». Здесь он кратко говорит о содержании памятников, о цели и задаче собрания их и о своих трудах.

По средневековому обычаю, когда рукописная книга ценилась чуть ли не на вес золота, Митрополит Макарий кладет на свой труд заклятие. Завещав свои книги в Успенский собор, он пишет: «И да никто же сиа святыя и великиа книги дванадесять Миней Четьих или от святые церкви Пречистыя Богородицы... всхитит: таковой да судится, яко преобидник и похищник Божиа Церкви, не токмо зде, но и в будущий век осудится».

Все это предприятие и сама форма данного памятника представляет из себя весьма характерное явление для русской жизни XV—XVI вв. и обусловлено было величайшими сдвигами в Русской Православной Церкви того времени. Митрополит Макарий был русский человек и сын своего времени: он понимал совершающиеся вокруг него церковные события и поставленные историей задачи и имел духовные дарования и власть для их осуществления.

Как высокообразованный человек своего времени, он был знаком в литературе с идеей о мировом значении Русской Церкви и государства, так ярко выразившейся у Филофея, в его теории о Москве, как о Третьем Риме.

В лице Всероссийского Митрополита Макария, разделявшего ее, эта идея как бы претворялась в жизнь.

В 1547 г. Иван Васильевич Грозный венчается на царство. Венчание совершает Митрополит Макарий, которого историки считают главным виновником, или лучше сказать, инициатором этого события [3]. Важно отметить здесь то, что Митрополит Макарий возложил на Ивана венец и бармы, которые прислал, по преданию, византийский император Констаывалось с этим даром, увидим, что актом возложения этих регалий на царя как бы торжественно, всенародно, видимым образом передавалось русскому царю, а в его лице русскому государству наследство мировых монархий. Этот акт венчания Ивана IV на царство, таким образом, являлся фактическим воплощением идеи о преемстве Русским государством наследия византийских императоров, так как после падения Византийской империи Русское государство оставалось единым во всей вселенной православным царством, с Православной Церковью Вселенской.

Митрополит Макарий старался пользоваться всеми удобными случаями для выяснения и осмысления тех событий на Востоке, которые, как известно, имели большое значение в судьбе его родины. В послании к царю Ивану Васильевичу «О укреплении на брань с казанскими татарами» он. просит царя «подвизаться за свою святую и чистую нашу и пречистейшую веру христианскую греческого закона, яже во всей поднебесной, якоже солнце, сияше православие во области и державе вашего царского отечества...».

Находясь во главе управления Русской Православной Церковью, Митрополит Макарий должен был заботиться о том, чтобы она внутренними качествами соответствовала своему внешнему высокому положению. Сознание этого нравственного долга одушевляло и окрыляло его. С его точки зрения, современная ему Русская Церковь по своим внутренним качествам не соответствовала своему новому призванию быть вселенской и единой во всем мире. И вот Митрополит Макарий, вместе с царем, решается обновить Церковь. Результатом этого является ряд крупнейших предприятий в сфере церковной; в них чувствуется действительное сознание мощи, русской силы и достоинства.

Митрополит Макарий был одним из убежденнейших патриотов своего времени. Отсюда все его церковно-административные предприятия являются результатом перечувствованной им теории о величии России.

Таким образом, самая идея составления Четьих-Миней, этого грандиозного памятника, могла возникнуть вследствие приведенных выше условий церковно-политического характера. Отсюда Четьи-Минеи являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами созыва Стоглавого собора и соборов для канонизации, — именно — обновить и возвеличить Русскую Церковь.

О процессе самого акта собирания чтомой на Руси литературы сам Митрополит Макарий, кроме общих замечаний, нигде не говорит.

Митрополит Макарий к своей литературной работе привлекал всех; книжных людей своего времени. Подавляющее большинство соработников, как это видно из отдельных приписок, было, конечно, из духовного сословия, ибо все просвещение того времени, главным образом, сосредоточивалось в монастырях и вообще централизовалось около Церкви. Каждому из них поручалось, вероятно, определенная задача найти, переписать известное произведение или составить новое житие и доставить его в Новгород, а когда Макарий сделался митрополитом, то в Москву. Здесь он сам, или с помощью какого-либо книжного мастера, распределял входящую литературу в своем сборнике, соответственно сложившейся у него программе. Вероятно, каждый писец представлял одну или две тетради с выполненною работою. Этим тетрадям в сборнике указывалось определенное место, и они пришивались. Вследствие этого четьи-минейные книги и состоят из отдельных тетрадей, писанных разными почерками.

Такова, повидимому, общая схема работы над перепиской и составлением Четьих-Миней как Новгородских, так и Московских.

Над этим предприятием Митрополит Макарий трудился все время своего святительства в Новгороде и Москве, т. е. свыше тридцати лет.

В Новгороде он закончил и положил в Софийский собор список Четьих-Миней, называемый Софийским, а в Москве — отдельный список, называемый Успенским. Отсюда его литературная деятельность по собиранию Четьих-Миней делится на два периода: Новгородский и Московский. Эти два периода, на первый взгляд, по характеру работ, очень похожи друг на друга, ибо как в том, так и в другом собиралась литература одинакового характера и при одних и тех же почти условиях и обстоятельствах.

Но при всем этом нельзя не отметить одного явления, характерного для московского периода, именно: за время святительства Митрополита Макария в Москве мы замечаем особенно интенсивную работу по составлению и переработке житий русских святых, вызванную соборами 1547 и 1549 гг. На этих соборах возникла потребность разработки сказаний о русских святых, канонизованных ими и не имеющих житий. Это потребовало творческой работы. Жития некоторых русских святых, например, Михаила Клопского, св. Георгия Нового, были написаны в Новгороде, но это был единичный случай. Здесь, главным образом, шла работа механического характера: книжные мастера трудились над списыванием, переписыванием и т. д. В Москве же мы видим уже работу творческого характера. Составители русских житий уже не копируют известные произведения, а обрабатывают народные сказания и вообще какие-либо письменные или устные известия о русских святых, составляют жития, пишут новые каноны и службы новым русским чудотворцам. Это развитие литературы национального характера и является отличительной особенностью московского периода литературной деятельности Митрополита Макария, по сравнению с новгородским.

Конечно и размеры литературной деятельности Митрополита Макария в Москве грандиознее, чем в Новгороде; как Митрополит всея Руси, он мог собирать со всей Руси книги чтомые, с привлечением к своей литературной деятельности по составлению Четьих-Миней всех книжных людей того времени на Руси. Подробностей организации предприятия Митрополита Макария мы точно не знаем.

Новгородским архиепископом Макарий был поставлен в 1526 г. Вскоре же после водворения Макария на Новгородской кафедре началась его литературная деятельность по составлению Четьих Миней. Можно определить приблизительно начало его деятельности по составлению своего сборника: оно относится к 1529—1530 гг.

С этого времени трудолюбивый архипастырь работал над собиранием «всех святых книг, которые в Русской земле обретаются», не жалея «ни серебра, ни злата, ни почестей» на писцов и книжных людей и, быть может, закупая драгоценные рукописи в монастырях.

До нас дошли три списка Четьих-Миней Макарьевской редакции:

1) Софийский список, от которого уцелело только семь месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, май, июнь и июль), принадлежал Петербургской Духовной Академии.

2) Успенский список, данный Митрополитом Макарием в Успенский собор в 1553 г. (Преосвященный Савва и В. М. Ундольский называют этот список Успенским; под таким же названием он известен в библиотеке; Археографическая комиссия называет его «Царским», потому что вкладная запись этого списка начинается словами: «в христолюбивое царство святейшего царя... Ивана Васильевича...»). В полном виде он хранился в Московской Синодальной библиотеке. По этому же списку составлено архимандритом Иосифом подробное оглавление Великих Четьих-Миней Всероссийского Митрополита Макария (Изд. Москва, 1892 г.).

3) «Царский» список, приготовленный по повелению царя, первоначально хранился, вероятно, в царских палатах, так как по листам декабрьской Минеи и сделана следующая надпись: «великого государя, царя и великого князя Федора Алексеевича всеа великиа и малыя и белыя Росии самодержца казенная приказу книг печатного дела в книгохранительной палате». «Царский» список сохранился до нашего времени только в 10 книгах (в нем недостает марта и апреля), он принадлежал Московской Синодальной библиотеке. Кроме того, известно еще несколько списков Макарьевских Миней XVI и начала XVII вв.

По своей громоздкости ни один из этих списков не был доступен для чтения широкими слоями населения. Кроме патриархов, митрополитов, царей и богатых людей едва ли кто-либо имел возможность пользоваться ими. Напечатать их Митрополиту Макарию было невозможно, ибо это потребовало бы от него, так сказать, второй жизни и двойных затрат сил, материальных и духовных. Желающие, конечно, могли списывать их, но эта переписка была сопряжена с большими неудобствами. Во-первых, не всегда и не каждому могли разрешить сделать копию; во-вторых, снять полную копию было исключительно сложно и трудно. Вероятно, списки отдельных статей с них переписывались и читались в народе; что же касается целых списков Миней, то они бережливо хранились там, где были помещены.

Спустя сто лет после работы Митрополита Макария, при патриархе Иоасафе I было предпринято собирание книжного богатства из многих монастырских библиотек для печатания. В грамоте к Кирилло-Белоозерскому монастырю мы читаем: «К нашему книг печатному делу, для справки и свидетельства, взять прологов и миней четьих добрых, старых переводов и харатейных книг, у вас из Кириллова монастыря» [4] Такие же требования были предъявлены и другим монастырям. Вероятно, в Москве задумали печатать Минею-Четью или Пролог, для каковой цели искали хороших списков. Неизвестно, привлекались ли при этом издании Макарьевские Четьи-Минеи, но что напечатаны они не были, — это достоверно известно.

В конце XVII столетия игуменом Крупицкого-Николаевского монастыря св. Димитрием (впоследствии митрополитом Ростовским) предпринято было составление Четьих-Миней. В качестве источников для этого издания были привлечены греческие Четьи-Минеи, составленные Симеоном Метафрастом, некоторые жития святых западных древних и «последи же, аки верх всея истины, и достоверия совершенство, великия книги Миней-Четьи блаженного Макария, митрополита Московского». Великие Четьи-Минеи были высланы св. Димитрию для научных занятий при царях Иоанне и Петре Алексеевичах патриархом Иоакимом, по просьбе архимандрита Киево-Печерской Лавры Иннокентия Гизеля [5].

В патриаршей библиотеке сохранялось также собственноручное письмо св. Димитрия к патриарху Адриану от 10 ноября 1690 года с просьбой о доставлении ему Макарьевских Четьих-Миней трех месяцев [6]: декабря, января и февраля. Надо полагать, что Четьи-Минеи Митрополита Макария выписывались из Москвы два раза: при патриархе Иоакиме и потом часть их при патриархе Адриане.

О дальнейшей их истории почти ничего неизвестно. Забытые фолианты лежали, вероятно, все время на своих старых местах, открывая свое содержание только редкому любознательному ученому. Какова их истории была во время политических бедствий смутного времени и нашествия Наполеона I — неизвестно. Неизвестно также, каким путем и по чьей вине утеряны два драгоценных месяца «царского» списка и пять Софийского. В таком положении этот памятник находился до половины XIX ст., до 1868 года, когда Археографическая комиссия решилась предпринять полное его издание. Оно продолжалось до начала XX в.

К первой четверти XX в. были изданы следующие месяцы: сентябрь, октябрь, декабрь — полностью; ноябрь — 22 дня, январь — 6 дней, апрель — 11 дней.

Работа Археографической Комиссии по изданию этого памятника в настоящее время прекратилась но ученые изыскания в области собранной Митрополитом Макарием литературы значительно усилились и продолжают возрастать

Значение приснопамятного Митрополита Макария Всероссийского, как составителя Великих Четьих-Миней, в истории русской культуры весьма велико. Его неустанным трудам и великой любви к просвещению обязаны мы появлением такой богатейшей сокровищницы древнерусской литературы, каковую представляют Великие Четьи-Минеи.

В сущности, этот памятник не может быть назван Четьими-Минеями, ибо для повседневного душеполезного чтения он неудобен. Скорее, его можно рассматривать, как своего рода библиотеку, имеющую несколько крупных отделов, которые с удобством можно было бы разместить в специальных библиотечных шкафах с соответствующими надписями.

В Четьих-Минеях мы документально можем видеть, какими духовными ценностями питалось русское общество XVI ст.; здесь же находим интересные исторические сведения о Русской Православной Церкви.

Помимо всего этого, в Великих Четьих-Минеях разбросано много мелких сведений, проливающих свет на древнерусское просвещение и школу, и могут встретиться в них и другие интересные исторические подробности, пока неизвестные нам.

Этот ценнейший памятник древнерусской литературы, таким образом, является богатым вкладом в историю русской культуры, завещанным Макарием, Митрополитом Всероссийским, «на память своей души... митрополитом... и прочим церковником... и всем православным христианом... в великую душевную пользу не токмо себе, но и прочим послушающим со вниманием в славу Божию. Аминь».

Доц. Н. МУРАВЬЕВ

[1] Е. Голубинский, История Русской Церкви, т. II, полов. I, стр. 875.

[2] Е. Голубинcкий, цитир. соч., т. II, полов. I, стр. 750—1.

[3] Е. Голубинский, Цитнр. соч., т. II, полов. I, стр. 767.

[4] Акты Археографической комиссии, III, № 296.

[5] Предисловие к читателю Варлаама Ясинского; сентябрь, Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского.

[6] Преосвященный Савва, Указатель для обозрения московской патриаршей ризницы и библиотеки, ч. II, стр. 27.

[7] См Историю русской литературы, изд. Академии Наук СССР, 1945 г.

Система Orphus