СИНАЙ И СИОН
(Библейские параллели)
«Божественным покровен медленноязычный мраком извитийствова Богописанный закон, тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму, хваля Божественными песнми» (Канон пятидесятницы ).
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Исаии 2, 2—3).
Вот Боговидец Моисей рукою крепкою и мышцею высокою вывел народ еврейский из Египта, крестообразным ударом жезла, провел его через Чермное море, понтом покрыв фараона с его. колесницами. В пустыне Сур, в районе Мерры, он чудесно превратил горькие воды в сладкие, годные для питья, напоил народ израильский из двенадцати источников в Елиме и привел его в пустыню Син, расположенную между Елимом и горою Синаем.
Когда среди народа еврейского начался ропот по. поводу недостатка хлеба, Господь послал хлеб с неба: в достаточном количестве стала падать с неба манна, которою странствовавшие в пустыне питались в течение 40 лет.
Когда новый ропот возбудило у евреев воспоминание о мясных «котлах египетских», Господь послал в еврейский стан перепелов. В стане у Рефидима Моисей ударом жезла в скалу источил воду для нуждавшегося в воде народа, а крестообразно поднятыми Моисеевыми руками были побеждены амаликитяне. Носимый как бы на орлиных крыльях народ подошел к подножию горы Синая (Исх. 14—17).
«И сказал Господь Моисею: пойди к народу, объяви и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню; ибо в третий день сойдет Господь на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь всходить па гору и прикасаться к подошве ее: всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти...
Моисей выполнил волю Божию. На третий день, при наступлении утра, последовали громы и молнии, и густое облако над горою (Синайскою), и трубный звук весьма сильный... И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стал у подошвы горы. Гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась.
Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Моисея на вершину горы. И взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх. 19).
На горе Синае Моисей получил от Бога на двух каменных скрижалях слова «завета Божия» в десяти словах (Исх. 34, 28).
Этот исторический момент отмечает святая Церковь в словах канона св. Пятидесятницы: «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова Богописанный закон...»
Прошли годы. Народ еврейский вошел, в землю обетованную. В его дальнейшей истории были и темные и светлые страницы. Были времена славы в правление Давида и Соломона, но были и периоды упадка вплоть до плена вавилонского. О сохранении данного на горе Синае закона ратовали лучшие представители еврейского народа — ветхозаветные пророки. Но закон, данный Господом Моисею на горе Синае, был лишь «детоводителем» ко Христу, «дабы нам (христианам) оправдаться верою», говорит св. апостол Павел (Гал. 3, 24). Лучшие люди времен ветхозаветных понимают, что внешнее обрядовое исполнение Синайского закона, жертвы и всесожжения сами по себе еще не составляют существенного во взаимоотношениях человека с Богом уже по одному тому, что человек, живший под законом, оказывался бессильным выполнить все требования закона. «Делами закона, — говорил уже позднее, во времена новозаветные св. апостол Павел, — не оправдается пред Ним (Господом) никакая плоть; ибо законом познается грех... Грех не вменяется, когда нет закона» (Римл. 3, 20, ср. Римл. 5, 13). Синайский ветхозаветный закон только готовил человека к новозаветному времени. Это славное будущее рисовалось пророческому взору. Не Синай, а Сион были объектом пророчеств. «И будет в последние дни, — говорил некогда пророк Исаия, — гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и изойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля и научит нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить все народы и обличит многие племена... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис. 2, 2—3, 17).
По другому поводу пророк Исаия еще конкретнее изображал будущее величие Сиона. «Восстань, светись (Иерусалим); ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе» (Исаии 60, 1—4).
Славное будущее Сиона предносится и духовным очам пророка Иоиля, сына Вафуилова. «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Иоил. 2, 1). Эта слава Сиона превосходит по силе, объему и значению кратковременный подъем возрожденного после пленения Иерусалима.
О других, более славных и более отдаленных, временах говорит пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего... И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 28—32).
В ветхозаветной истории мы знаем только отдельные случаи харисматических дарований. Так, например, в книге «Числ» рассказывается, как однажды Господь сказал Моисею: «Собери мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых... Я сойду и буду говорить с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не ты один носил» (Числ. 11, 16—17).
По слову Господню, Моисей избрал 70 мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке и говорил с ним (Моисеем) и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам-старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать (Числ. 11, 24—25). «Будучи движимы Духом Святым», изрекали свои пророчества ветхозаветные пророки (2 Петр. 1, 2). Но это было еще не то полное освоение благодатных даров Святаго Духа всеми верующими, о котором говорил пророк Иоиль. Оно могло последовать только с пришествием в мир Христа Спасителя и после того, как Голгофская Жертва Его примирила грешного человека с Богом. Евангелист Иоанн передает такой случай из земной жизни Христа Спасителя. Однажды — это было в последний день праздника поставления Кущей, — Христос Спаситель, находившийся в это время в храме, обращаясь к находившемуся в храме народу, сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
Евангелист тут же поясняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7, 37—39).
Идя на вольные страдания, Христос Спаситель обещал Своим ученикам послать им Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит... Он, Дух Истины, наставит их на всякую истину, ибо Он будет говорить не от Себя... от Моего возьмет и возвестит вам, сказал Христос (Иоан. 15, 26; 16, 13—15).
«Совершилось»! — таковы были последние слова распятого Господа. «И, преклонив главу, предал дух», — рассказывает очевидец-евангелист, стоявший тут же у креста (Иоан. 19, 30). Верующее во Христа человечество получило право на благодатные дары Святаго Духа.
Явившись Своим ученикам после воскресения, в первый день недели, вечером, в доказательство того, что они имеют дело не с призраком, Христос показал им Свои руки, и ноги, и ребра. Сомнений в том, что пред ними реальный их Учитель, у апостолов не могло быть. Они обрадовались, повествует евангелист. Может ли человеческий язык описать эту радость?! Христос сказал им: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том. останутся» (Иоан. 20, 20—23).
В сороковой день после Своего вознесения Господь, собрав Своих, учеников, повелел им не отлучаться из Иерусалима и ожидать обетованного Утешителя — Святаго Духа, «ибо Иоанн крестил водою, а вы, добавил Он, через несколько дней будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли. Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 4—9).
Прошло десять дней. Наступил день Пятидесятницы, празднуемый народом еврейским весьма торжественно. К этому дню в Иерусалим собиралось большое количество богомольцев, сохранявших закон Моисея, их всякого народа, не только из ближайших стран, но даже из далекого. Рима, не только из евреев, но и из обращенных язычников — прозелитов.
Апостолы собрались вместе в одной из сионских горниц. По церковному преданию, вместе были не только двенадцать ближайших учеников Христа Спасителя, но и семьдесят других апостолов (Синаксарь на праздник Св. Духа).
Ранним утром внезапно сделался шум с неба как бы от сильно несущегося ветра. Этот шум наполнил весь дом, где находились ученики Спасителя, и над ними появились как бы огненные языки и почили по. одному на каждом из них.
Дееписатель рассказывает, что «исполнились все Духа Святаго» и начали говорить на иных языках, как «Дух Святый давал им провещевать». Шум этот, естественно, привлек внимание к горнице встревоженного народа, среди которого оказались лица из разных народностей и племен, приехавшие на праздник. Все были изумлены, когда скромные галилеяне стали говорить на разных языках. Среди стекшихся на необычный шум дееписатель называет парфян, мидян, еламитов, месопотамцев, каппадокийцев, понтийцев и аравитян. Одни изумлялись, а другие— скептики — высказывали предположение, что-де они напились сладкого вина (Деян. 2, 1—13). С речью к собравшемуся многочисленному народу выступил св. апостол Петр. Он заявил, что как он, так и все остальные, находящиеся в горнице, вовсе не пьяны, так как время еще очень раннее. Но на них исполнилось предсказанное древними пророками, в частности, пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; ибо на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Иоил. 2, 28—32). Апостол Петр изложил далее учение о Христе Спасителе, сильном чудесами и знамениями, распятом руками беззаконных, но воскресшем, как об этом предсказано было в книгах Священного Писания и как это может быть подтверждено свидетельствами непосредственных очевидцев. Все, что происходит в данный момент на глазах народа, является исполнением древних пророчеств о Христе. Под влиянием проповеди о Христе в этот день обратилось ко Христу около трех тысяч человек (Деян. 3, 22—41).
Может возникнуть несколько вопросов. Почему не непосредственно после Своего вознесения Христос Спаситель ниспослал Святаго Духа? По церковному разумению, это произошло потому, чтобы св. апостолы могли соответствующим образом подготовиться к принятию обетованного им Утешителя. По словам нашей богослужебной книги, «Господь на десятый день отложил ниспослание Святаго Духа, да паче теплейшие сотворит ученики, ожидающие Его» (Синаксарь в день Св. Духа). Получилась и некоторая библейская аналогия. Евреи в пятидесятый день после исхода из Египта подошли к Синаю, где приняли через Моисея на каменных скрижалях начертанный Самим Господом закон. На пятидесятый день после новозаветной Пасхи (1 Кор. 5, 7), не с горы, а в сионской горнице, новозаветный Израиль принял новый закон, не на каменных скрижалях, а на человеческих сердцах написанный. В первом случае была гора, подступить к которой, нарушив означенную черту, ветхозаветный Израиль не смел. Во втором — верующие приглашаются: «на гору Сион взыдем». Там гора Синай была охвачена огнем, здесь Дух Святый сошел в виде огненных языков. Там гром и мрак, здесь бурный ветер и свет.
Дух Святый сошел в виде огненных языков в знак того, что своею пламенною проповедью о Христе апостолы обратят к Нему разные народы, «даже до конца земли». Только обладая чудесным даром языков, апостолы могли выполнить заповедь Христа Спасителя: «научите все народы» (Матф. 28, 19).
Синай и Сион в истории Божественного домостроительства о спасении человечества — это две постепенно сменяющие друг друга стадии, две страницы одной и той же исторической летописи. Параллель между Синаем и Сионом очень красочно проводит апостол Павел, раскрывая мысль о двух законах: ветхозаветном и новозаветном. Авраам, говорит он, имел двух сыновей: одного, рожденного от рабыни, а другого от свободной (Быт. 16, 15; 21, 2). «Рожденный от рабыни был рожден по плоти, а родившийся от свободной родился по обетованию». По мысли апостола, сыновья Авраама были прообразами двух заветов: «один от горы Синайской — рождающий в рабство, а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам» (Галат. 4, 22—26).
Древние израильтяне, подошедшие к горе Синаю, не смели прейти отмеченную черту под страхом смерти. Мы, христиане, пишет тот же апостол, приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не к тьме, мраку и буре, не к трубному звуку, не к голосу, слышавши который народ просил, чтобы он не продолжал раздаваться. Сам Моисей был в страхе и тревоге.
«Мы же, христиане, говорит апостол, приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» (Евр. 12, 18—24). Святая Церковь в богослужебном чине Пятидесятницы, в одной из церковных песен, приглашает верующих: «Мы на неприкосновенную гору восходяще, не боящеся огня страшаща, приидите, и станем на горе Сионстей, во граде Живаго Бога со духоносными учениками ныне ликующе» (Канон Пятидесятницы, песнь 8).
Не на скрижалях каменных, но в сердцах человеческих — начертание закона Божия, последовавшее с пришествием Святаго Духа, отмечает в день святой Пятидесятницы святая Церковь: «Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обетования, и надежды исполнение» (Стихира на «Господи, воззвах»).
Не гору Синайскую, объятую пламенем, тень грядущих благ и прообраз будущего, а Новозаветный Сион предлагает она вниманию верующих. «От Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем» (Исаии 2, 3—4). «Восстань, светись (Иерусалим); ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над Тобою» (Исаии 60, 1).
Сошествие Святаго Духа в виде огненных языков, сообщившее простым галилейским рыбарям дар языков, переносит нас к очень отдаленным временам, глубокой древности человечества.
На первых страницах святой Библии мы читаем следующий рассказ. «По всей земле был один язык и одно наречие. В процессе заселения земли древние люди двигались с востока, пришли в землю — долину Сеннар и поселились там. Изготовив запас кирпичей, они решили построить город и высокую башню, «высотою до небес». Но замыслы человеческие оказались неугодными Богу. И сказал: вот, один народ, и один у всех язык... Сойдем и смешаем язык их... Сойдем и смешаем там язык их, чтобы одни не понимали речи другого, и рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт. 11, 1—9).
Рассеяние первобытного человечества и языковая дифференциация рассматриваются в Библии как результат греховного состояния и нарушение братского единения людей. Но это нарушение братского единения было восстановлено с пришествием в мир Христа Спасителя. Если Христос Своею Голгофскою жертвой уничтожил грех с его последствием, то прекратило свое действие и средостение между людьми. В Церкви Христовой нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного и необрезанного. Апостолы получили дар языков и с евангельскою проповедью о Христе Распятом могли обращаться ко всякому народу на народном языке. Вот как говорит об этом одна из праздничных стихир в день святой Пятидесятницы. «Языцы древле смесишася дерзости ради столпотворения: языцы же ныне умудришася, славы ради Боговедения... Тогда соделано бысть безгласие в наказание; ныне обновляется согласие во спасение душ наших».
Еще ярче мысль о значении дара языков выражена в словах праздничного кондака: «Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва и согласно славим Всесвятаго Духа».
Сошествие Святаго Духа на апостолов является завершением искупительного дела Христа Спасителя. С этих пор Святый Дух и пребывает в Церкви Христовой. Получившие благодатные дары Святаго Духа святые апостолы через рукоположение (хиротонии) передали полученную ими благодать своим преемникам. Преемство иерархии является показателем того, что Дух Святый действует и в Христовой Церкви последующих времен до наших дней включительно. Правда, в последующие времена умолкли пророчества, видимым образом перестал действовать и дар языков. Но слово о Христе Распятом и Воскресшем дошло «до последних земли» (Деян. 1,8).
В. НИКОНОВ