Русская Православная Церковь 11 мая т. г. молитвенно отпраздновала день сорокалетия своего главы — Святейшего Патриарха Алексия.
В 1913 г. 11 мая (28 апреля ст. ст.) в Новгородском Софийском соборе был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородскою епархии, архимандрит Алексий, ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Антониева монастыря.
В 1921 г. епископ Тихвинский Алексий переводится на кафедру викарного епископа Ямбургского, викария Петроградской митрополии.
В 1926 г. он возводится в сан архиепископа с назначением его Управляющим Новгородскою епархиею.
В 1927 г. в жизни Русской Православной Церкви происходят важные перемены. Организуется Высшее Церковное Управление, и во главе его, как заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола, становится Митрополит Нижегородский Сергий.
Митрополит Сергий вызывает архиепископа Алексия в Москву и привлекает его к участию в делах Священного Синода. Таким образом, архиепископ Алексий становится ближайшим сотрудником Митрополита Сергия в разрешении трудных и сложных задач, выдвинутых: самою жизнью пред Русской Православною Церковью.
В 1932 г. архиепископ Алексий возводится в сан Митрополита Новгородского, а в 1933 г. назначается Митрополитом Ленинградским.
15 мая 1944 г. умирает Патриарх Сергий. Согласно завещанию почившего Патриарха, Местоблюстителем Патриаршего престола назначается Митрополит Алексий.
2 февраля 1945 г. Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Алексий, в присутствии Глав и представителей великих апостольских Церквей, единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
4 февраля была совершена его интронизация.
Многообразны пути Божественного Промысла, которыми Господь ведет и приуготовляет человека к его спасению и его деятельности на земле. Незримо и неуловимо, косвенно или прямо, Божественное Провидение ведет человека по этим путям.
Рассмотрим с этой точки зрения жизнь Святейшего Патриарха Алексия.
Уже в самых именах Святейшего Патриарха: мирском Сергий и иноческом Алексий, можно видеть особый смысл. В своей речи при наречении во епископа он сказал: «Да осенит меня духом своего благословения и преподобный отец наш Сергий, от дня моего рождения благодатною помощью своею ограждавший от бурь и волн житейского моря и на ранней заре моей жизни укрывший меня в благодатную пристань боголюбезного и благословенного иночества, и святитель Христов Алексий — присный друг преподобного Сергия и мой небесный покровитель».
Эти избранники и подвижники, преподобный Сергий и святитель Алексий, тем были велики, что их жизнь тесно и неразрывно была связана с народом. Все народные радости и горести, будь то. личные или общественные, находили горячий отклик в их сердцах. Они, по мере возможности, умели воплощать все лучшие стремления и идеалы народа; их подвигами и молитвами созидалась и укреплялась Русская Православная Церковь и в то же время росло и крепло Русское государство.
Провиденциально знаменателен был и тот факт, что в день хиротонии Святейшего Патриарха, 28 апреля 1913 г., в Софийском соборе вместо запричастного стиха читалось «Деяние Святейшего Синода
о прославлении Святейшего Патриарха Гермогена и о причислении сего ревностного стоятеля за правду, святое Православие и Русскую Землю к лику святых Церкви Православной». Не видим ли мы здесь Десницы Божественного Промысла, указующей Хиротонисуемому на его. будущие заботы и труды на его будущем высоком посту.
Обозревая дни минувшие, нельзя не видеть и в жизни Святейшего Патриарха Алексия проявлений Божественного Промысла. Сам Святейший неоднократно отмечает это. Вера в неисповедимые пути Божественного Промысла — основная черта в мировоззрении Святейшего.
Непоколебимая вера в Промысл Божественный звучит в речи архимандрита Алексия, произнесенной им 27 апреля 1913 г. при наречении его во епископа Тихвинского.
«Со смятенным сердцем предстою я Вашему Освященному Собору в священнейший, знаменательнейший час моей жизни, когда промышлением Божиим вручается мне жребий высочайшего на земле служения — служения апостольского... И я восхожу на епископскую кафедру, которую св. Григорий Богослов назвал завидной, но и опасной высотой (Слово 42), исповедуя свое недостоинство, свою немощь, свою духовную нищету».
В своем первом патриаршем послании Святейший Патриарх исповедует свою веру в Промысл Божий.
«Неисповедимые пути Промысла Божия, — говорит он, — привели меня к высшему служению в Православной Церкви в звании Патриарха.
Со страхом и трепетом приемлю я сей жребий служения, ибо сознаю всю тяжесть его и весь ответ мой пред Богом за вверяемую мне великую паству».
Покойный Патриарх Сергий оставил своему преемнику довольно большое наследство в виде целого ряда вопросов, намеченных им, но неразрешенных. К числу их относился вопрос о возрождении духовной школы. Этот вопрос блестяще был разрешен Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Алексием. По его благословенно, 14 июня 1944 г. в бывшем Новодевичьем монастыре были открыты Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы. Почти одновременно в Ленинграде были открыты также Богословско-пастырские курсы.
26 августа 1946 г., по благословению Патриарха Алексия, Московский Богословский Институт был преобразован в Московскую Духовную Академию с четырехгодичным сроком обучения, а Богословско-пастырские курсы — в Духовную Семинарию с четырехгодичным сроком обучения.
14 октября 1946 г. в Ленинграде была открыта Духовная Академия, а Ленинградские Богословско-пастырские курсы были преобразованы в Духовную Семинарию. В дальнейшем духовные семинарии были открыты в Луцке, Одессе, Ставрополе Киеве, Саратове и Жировицах.
Велика заслуга Патриарха Алексия в борьбе с искоренением зарубежного раскола: в лоно Матери—Русской Православной Церкви возвратились многие архиереи, клирики и миряне.
Также потрудился Патриарх Алексий в устройстве церковных дел в православных приходах в Австрии, Чехословакии, Германии, Закарпатской Украине, на Дальнем Востоке и в Северной Америке, в воссоединении униатов и упразднении Брестской церковной унии, три с половиной века тяготевшей над православным населением Западной Украины. В своем послании к пастырям и верующим греко-католической Церкви он призывал возвратиться в лоно Матери—Православной Церкви.
«... Не было бы большего священного утешения, — писал он в послании, — если бы вы, воспомянув в душе своих православных предков, обратили свои сердца от Ватикана к вашей прежней Матери — Церкви Православной, ждущей вашего к ней возвращения с открытыми объятиями, чтобы мы все, единою Русью — и Великой, и Галицкой — чувствовали воистину свое братство во Христе и путем единой веры, в лоне святого Православия, шли к вечному спасению...
Спешите вернуться в объятия вашей родной Матери — Русской Православной Церкви».
Так писал Святейший Патриарх весной 1945 г., а через год, 8 февраля и 8 марта 1946 г. произошло, возвращение униатов к вере предков, в дом отчий.
22 июня 1948 г. состоялось постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви о даровании Православной Церкви в Польше прав автокефалии.
Необходимо отметить и деятельность Патриарха Алексия в той борьбе за мир, какую неуклонно ведет наш Советский Союз. Как только обозначились первые признаки угрозы войны, Русская Православная Церковь, руководимая Патриархом Алексием, сразу же возвысила свой голос в защиту мира.
В эти дни в 1948 г. Русская Православная Церковь праздновала 500-летний юбилей своего автокефального бытия, по какому случаю в Москве происходило Совещание Глав и представителей Православных автокефальных Церквей Русской, Антиохийской, Александрийской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Албанской и Польской. 17 июля Совещание опубликовало «Обращение к христианам всего мира».
В мае 1949 г. Патриарх Алексий обращается к епархиальным преосвященным с предложением, чтобы они «разъяснили духовенству и мирянам все великое значение борьбы за мир. дабы каждый по мере сил и возможностей решительно и смело отстаивал идею мира и борьбы против сторонников новой войны».
2 октября 1949 г. в Международный день мира он обращается с «Посланием к Богохранимой пастве Российской». «Русская Православная Церковь, — писал он в этом послании, — как провозвестница мира, заповеданного Христом Спасителем, со скорбью взирает на противохристианские замыслы людей, называющих себя христианами и, однако, дышащих злобою против тех, кто, согласно Христовым заветам, отстаивает дело мира».
3 марта 1950 г. Святейший Патриарх Алексий призывает Предстоятелей всех автокефальных Православных Церквей к совместным усилиям по восстановлению мира на земле.
1 июля 1950 г. Патриарх Алексий обратился к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви, призывая их «присоединить свой голос в защиту мира путем своих подписей и тем засвидетельствовать свою непреклонную решимость самоотверженно бороться за мир».
21 августа 1950 г. Патриарх Алексий и Синод Русской Православной Церкви посылают Обращение к Совету Безопасности Организации Объединенных Наций с заявлением, что «Русская Православная Церковь решительно осуждает вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутренние дела корейского народа и происходящее бесчеловечное уничтожение американской авиацией мирного населения Кореи. Она настойчиво призывает, во имя Христа, Спасителя мира, к прекращению насилия и бомбардировок, к выводу иностранных войск из Кореи и к совершенному окончанию беззаконной войны».
На Третьей (1951 г.) и на Четвертой (1952 г.) Всесоюзных конференциях сторонников мира Святейший Патриарх Алексий выступал с речами в защиту мира.
Наконец, по его инициативе, 9—12 мая 1952 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялась Конференция всех Церквей и религиозных объединений Советского Союза в защиту мира во всем мире.
Патриотическая деятельность Святейшего Патриарха Алексия высоко отмечена Правительством. За выдающиеся заслуги по организации патриотической работы во время Великой Отечественной войны, в августе 1946 г. он награжден орденом Трудового Красного Знамени и 9 ноября 1952 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени за выдающуюся патриотическую деятельность как в период Великой Отечественной войны, так и после неё.
Благословен был приход Святейшего Патриарха Алексия, тогда еще юноши Сергея Симанского, в стены Московской Духовной Академии, жившей под благодатным покровом обители преподобного Сергия, благодатен весь путь Святейшего Патриарха под водительством Божественного Промысла на благо Русской Православной Церкви и на процветание нашей Родины.
В. ТЕПЛОВ
[1] Подробные сведения о жизни и деятельности Святейшего Патриарха Алексия см. в «Журнале Московской Патриархии» за 1952 г. № 3, стр. 5—29 и № 11. стр. 30—32; а также 1948 г. № 5, стр. 10—16 и за 1945 г. № 2, стр. 93—99.