40 ЛЕТ ЕПИСКОПСКОГО СЛУЖЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ

11 мая (28 апреля) т. г. исполнилось сорок лет епископского служения Главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия.

Сорок лет тому назад в Новгородском Софийском соборе Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Григорием IV, в со служении пяти святителей, архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Не только совершителей хиротонии нового епископа, но и многих очевидцев этого тайно действия уже нет в живых, но епископ богоспасаемого града Тихвина — в наши дни уже Святейший Патриарх Московский и всея Руси, и на своих раменах несет врученный ему Промыслом Божием жребий высочайшего на земле служения апостольского — Патриарха всея Руси. В этом, как и во всем совершающемся в Церкви Христовой, нельзя не видеть действия Верховного Пастыреначальника, незримо пребывающего в Церкви, по Его обетованию, до скончания века (Матф. 28, 20).

В Святейшем Патриархе Алексии естественные, природные дарования сочетаются с глубокой верой в Промысл Божий, с административными способностями и душевными качествами. Когда ближе знакомишься с биографией Святейшего Патриарха Алексия, то и логически и исторически приходишь к выводу, что жизнь Святейшего Патриарха Алексия — подвиг служителя Иисуса Христа, питаемого словами веры и добрым учением, которому он следует (1 Тимоф. 4, 6). Святейший Патриарх с полным основанием мог бы сказать о сем словами апостола: «Мне еже жити Христос».

Трудно указать хотя бы одну какую область в жизни Русской Православной Церкви, где бы прямо или косвенно не чувствовалась рука Святейшего Патриарха Алексия и его руководство.

На Поместном Соборе 1945 г. Католикос-Патриарх всея Грузии Калистрат характеризовал вновь избранного Патриарха Алексия как человека большого ума, твердой воли и просвещенного сердца.

Светлый ум, глубокое знание Священного Писания, патриотической литературы и церковных канонов ярко отражены в его словах, речах, посланиях, обращениях, докладах и статьях, выпущенных Московской Патриархией отдельной книгой в 1948 г. Свои обширные теоретические знания Святейший Патриарх претворяет в жизненную практику. В названной книге он разрешает самые разнообразные вопросы, которые, вполне естественно, могут возникать в наши дни у верующих, как например: об отношении Церкви к Советскому государству; о поведении пастыря в современных условиях; о фашизме с христианской точки зрения; о способе осуществления верующими принципов патриотизма;

о должной организации богослужения Православной Церкви. Московская и Ленинградская Духовные Академии присудили Патриарху Алексию высшую ученую степень доктора богословия honoris causa, каковая получила утверждение Священного Синода 24 февраля 1949 г.

Святейший Патриарх Алексий соединил с теоретическими знаниями я выдающиеся административные способности. Приняв, после кончины Патриарха Сергия, в свои руки бразды высшего церковного управления, еще будучи Местоблюстителем Патриаршего престола, он поставил себе одною из первоочередных задач продолжение начатого почившим Патриархом упорядочения административного аппарата Церкви. Для этого прежде всего нужно было заместить свободные архиерейские кафедры достойными кандидатами. Было рукоположено за эти годы 16 епископов. Для подготовки достойных, богословски образованных священнослужителей 14 июня 1944 г. в Москве, в стенах б. Новодевичьего монастыря, были открыты Богословский институт и при нем Богословско-пастырские курсы, позднее преобразованные: институт в Академию, а Богословско-пастырские курсы — в Духовную Семинарию. В 1948 г. оба эти учебные заведения были переведены в Троице-Сергиеву Лавру. В 1946 г. состоялось открытие Духовной Академии и Семинарии в Ленинграде. Духовные семинарии были открыты и в ряде других городов.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия, расширено издательское дело Патриархии.

Благодаря заботам Святейшего Патриарха восстановлена древняя Троице-Сергиева Лавра. Православные верующие получили возможность поклоняться святым мощам преподобного Сергия, святителя Московского Алексия, святителя Феодосия Черниговского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, святителя Иоасафа Белгородского и других.

С именем Святейшего Патриарха Алексия связана ликвидация нескольких очагов заграничного церковного раскола: во Франции, Германии, Австрии, в Финляндии (Валаамский монастырь), Польше, Китае. В церковное общение с Русской Православной Церковью вступила Православная Церковь в Чехословакии, сначала как ее Экзархат, а затем ставшая автокефальной. Под воздействием Святейшего Патриарха Алексия ликвидирована Брестская церковная уния во Львове и других городах Западной Украины.

Выдающейся заслугой Святейшего Патриарха Алексия является укрепление церковного единства между Православными восточными и славянскими Церквами, нарушенного во время обновленческого раскола. Ярким выразителем такого единства был Поместный Собор 1945 г., на котором присутствовали представители всех Восточных Патриархатов (Патриархи Александрийский и Антиохийский были лично), представители прочих автокефальных Православных Церквей (Грузинской, Румынской, Сербской). Единение Русской Православной Церкви с Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской апостольскими Церквами Святейший Патриарх Алексий в 1945 г. закрепил паломничеством в Святую Землю. Из Иерусалима Святейший Патриарх направился с ответным визитом к Александрийскому и Антиохийскому Патриархам. Позже он посетил Румынию и Болгарию.

В историю Церкви Святейший Патриарх Алексий войдет и как борец за мир. Впервые голос протеста Православной Церкви против войны, замышляемой со стороны американского капиталистического мира, раздался в июле 1948 г., когда в Москве происходило Совещание Глав и представителей автокефальных Православных Церквей, прибывших на торжественное празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

Голос Святейшего Патриарха в пользу мира неоднократно раздавался и в последующие годы вплоть до последних дней.

На Третьей и Четвертой Всесоюзных Конференциях сторонников мира в Москве Святейший Патриарх непосредственно выступал с речью в защиту мира во всем мире. В мае 1952 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялась, по его инициативе, Конференция представителей всех Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе в защиту мира.

Святейший Патриарх Алексий является благостнейшим Главою Русской Православной Церкви. Эта черта его служения — благостность — ярко светится даже в его взоре. Приветливый, благожелательный, деликатный, спокойный и ровный в обращении, он один из тех иерархов, который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Как яркий пример его благостности можно отметить, что, по его указанию, ряд деятелей Церкви и богословской науки, честно и многодетно потрудившиеся на благо Церкви, по потере ими своей трудоспособности, стали получать из сумм Московской Патриархии персональные пенсии.

Первосвятитель нашей Церкви исключительное внимание уделяет должному благолепию храмов и совершению богослужений.

Сам совершая богослужения истово, величаво-просто и проникновенно, он неустанно призывает отправлять богослужения по уставу, с должным благоговением и красотой, не вычурной, но умиляющей сердца молящихся, возбуждающей и питающей их молитвенное настроение.

«В храме Божием, этом доме молитвы, — говорил он в одной из своих речей, — все: и иконография, и чтение, и пение, и самое внешнее и внутреннее устройство храма, — все должно служить одной цели: возбуждению и поддержанию молитвенного духа, назиданию и укреплению в вере. Все здесь должно дышать благоговением, возвышенным чувством, духовной красотой, умилять душу, назидать ее, возносить к небу».

Первоиерарх указывает, что пение в храмах должно быть церковным не по названию только, а на самом деле, и считает необходимым, чтобы пение в храмах Символа веры и молитвы Господней было всенародным.

Поучения и речи Патриарха Алексия просты, церковно-изящны, умилительны, успокаивают мятущуюся душу и трогают даже жестоковыйное сердце.

Многогранна и плодотворна деятельность Святейшего Патриарха Алексия. Имя его войдет в историю Русской Церкви как имя одного из славных русских Первосвятителей. Сорок лет Святейший Патриарх Алексий занимает трудный пост епископа корабля Христова, восходя от силы в силу: от Новгородского викария до Ленинградского Митрополита и, наконец, Патриарха Московского и всея Руси. Православная Русская Церковь непрестанно чувствует плоды управления Святейшего Патриарха Алексия и молит Пастыреначальника Христа продлить еще на многие годы жизнь великого русского Первосвятителя

Святейший Патриарх Алексий за свою патриотическую деятельность дважды был награжден высшею правительственною наградою — орденом Трудового Красного Знамени: в первый раз — 16 августа 1946 г., а вторично — 9 ноября 1952 г., в связи с семидесятипятилетием со дня рождения. Кроме того, Святейший Патриарх имеет ряд иностранных орденов: орден Антиохийского Патриархата — «Св. Апостолов Петра и Павла» (высшей степени); орден Александрийского Патриархата — «Св. Апостола Марка» (I степ.); орден Иерусалимского Патриархата — «Крест Святого Гроба»; высший орден Ливанской республики; высший орден Сирийской республики и др.

Система Orphus