ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, АФИНАГОРУ, СВЯТЕЙШЕМУ АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ
Святое лобзание во Христе Иисусе Господе нашем!
Ваше Святейшество, Святейший Владыко, возлюбленный во Христе Брат и Сослужитель Нашей Мерности!
С любовью Мы ознакомились с Посланием Вашего Святейшества от 25 сентября истекшего года по вопросу подготовки Поместных Церквей к созыву Предсоборного Совещания.
Признавая вместе с Вашим Богомудрым Святейшеством, что для Святой Православной Церкви ныне крайне назрела необходимость в соборном обсуждении ряда насущных вопросов современной церковной жизни, Мы почитаем своим долгом напомнить Вашему Святейшеству
об одном из основных факторов, затрудняющих подобное соборное суждение Сестер-Церквей, именно о печальном наличии доселе неуглаженных моментов во взаимоотношениях между некоторыми Поместными Церквами, в числе их и между нашим двум» Церквами, — моментов, возникших некогда в результате односторонних действий блаженной памяти Вселенских Первосвятителей тех времен. Мы разумеем, например, доселе существующий в юрисдикции Святейшего Константинопольского Престола так называемый «Западно-Европейский Православный Русский Экзархат», призванный к жизни одним из предшественников Вашего Святейшества, покойным Святейшим Патриархом Фотием II, Грамотой от 17 февраля 1931 г. временно подчинившим русские православные приходы в Западной Европе «непосредственной юрисдикции Святейшего Вселенского Патриаршего Престола». Ваше Святейшество несомненно согласитесь, что этот акт Святейшего Константинопольского Патриарха Фотия II, будучи деянием, противным священным канонам и преданию Церкви, представил собой открытое посягательство на бесспорные права самостоятельного церковного управления Автокефальной Русской Церкви. К скорби Нашей, этот раскол, казалось бы уврачеванный в августе — сентябре 1945 г. воссоединением «Западно-Европейского Православного Русского Экзархата» с Матерью—Церковью Русской, был вскоре вновь возгрет Вселенским Первосвятителем Святейшим Патриархом Максимом V, подтвердившим Грамотой от 6 марта 1947 года непосредственную зависимость «Экзархата» от Константинопольского Престола. Наш двукратный протест Святейшему Константинопольскому Престолу от 26 мая и 26 июня 1947 г. по поводу этого незаконного и недружелюбного акта остался без ответа.
Еще большую давность имеет другое противоканоническое деяние Святейшего Константинопольского Престола, — дарование Святейшим Патриархом Мелетием IV, Грамотой от 6 июня 1923 г., прав широкой автономии в юрисдикции Константинопольского Патриархата Финляндской епархии Русской Православной Церкви. Этот акт явился беспрецедентным дотоле вмешательством одной Поместной Церкви в область церковного управления другой. Несмотря на Наши неоднократные напоминания предшественникам Вашего Святейшества: Святейшему Патриарху Вениамину от 28 октября и 29 декабря 1945 года, Святейшему Патриарху Максиму V от 2 марта и 8 апреля 1946 г. о. необходимости скорейшего восстановления канонического порядка в управлении православными епархиями Финляндии, до сего дня Мы не получили от Константинопольского Престола удовлетворительного ответа.
Неблаговидность упомянутых актов Святейших Константинопольских Патриархов Мелетия IV и Фотия II усугубляется еще и тем, что в обоих случаях было произведено насильственное отторжение от Матери-Церкви ее членов и от братской Поместной Церкви ее церковной территории. Иными словами, была сознательно стеснена свобода, дарованная нам Христом Спасителем, свобода, строго охраняемая священными канонами (III, 8).
Весьма прискорбна для нас позиция Константинопольского Престола и по отношению к некогда дщери Русской Церкви—Польской Православной Церкви, с которой Святейший Константинопольский Престол не состоит в молитвенном общении, о чем достаточно свидетельствует Послание Вашего Святейшества от 26 сентября 1951 г., в свое время полученное Нами.
Нам известно также, что законно избранный Предстоятель Польской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Макарий, все еще не получил ответа Вашего Святейшества на свою Известительную Грамоту.
Мы убеждены, что Ваше любвеобильное Святейшество всецело разделяете Нашу мысль о своевременности скорейшего, в духе канонической чистоты, урегулирования всего, что омрачает ныне взаимоотношения Поместных Церквей, и будете содействовать этому Вашим авторитетом; и тогда, несомненно, реальным станет вожделенное всеправославное соборное общение.
Мы получили также, любезно препровожденный к Нам Вашим Святейшеством в копии перечень тем, составленных Межправославной Комиссией на Св. Горе в 1930 г. Сердечно благодарим Ваше Святейшество за всегдашнюю заботу о благе Св. Православной Церкви и сообщаем, что Нами образуется специальная Комиссия из архиереев и ученых профессоров наших Духовных Академий для детального изучения вопросов к будущему Предсоборному Совещанию и для тщательного обсуждения вышеупомянутых тем Межправославной Комиссии.
Однако, уже беглый просмотр тем Межправославной Комиссии свидетельствует Нам о наличии значительных трудностей на пути к реализации программы! Предсоборного Совещания.
Так, пункт 1 перечня призывает Поместные Церкви к умножению путей для их более тесного сближения. Но напрашивается вывод, не является ли необходимым условием успешности будущих усилий предварительное углаждение существующих недомолвок во взаимоотношениях Поместных Церквей, о чем Мы говорили выше.
Пункт 3 перечня призывает Поместные Церкви к исправлению и улучшению православной церковной жизни в Америке. Но не была ли бы уже и ныне значительно разряжена церковная обстановка в Америке, если бы некоторые Поместные Церкви, в том числе и Святейший Константинопольский Престол, в своих отношениях к Нашему старейшему церковному организму за границами Отечества — Алеутской и Северо-Американской Архиепископии, ныне Экзархату, стояли на строго канонических позициях и осудили известный Вашему Святейшеству вредоносный раскол, так называемую «Северо-Американскую митрополию», возглавляемую ныне Митрополитом Леонтием (Туркевичем), и американскую часть так называемой «Русской Православной Церкви заграницей», подчиняющейся «Архиерейскому Синоду», во главе с Митрополитом Анастасией (Грибановским)? Митрополит Леонтий и единомышленный ему епископат «Северо-Американской митрополии» решением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 1947 г. преданы суду Собора Епископов и запрещены в священнослужении. Таковому же наказанию подвергнут епископат и клир «Русской Православной Церкви заграницей» (Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 августа 1945 г.). Но поныне представители Константинопольского Престола в Америке состоят в молитвенном и каноническом общении с этими противозаконными сборищами клириков и мирян. Достаточно упомянуть об участии, по приглашению Экзарха Вашего. Святейшества в Америке, Высокопреосвященного Архиепископа Михаила, представителей русского церковного раскола на созванном в начале 1952 г. местном межправославном совещании, в связи с чем Наш Американский Экзархат вынужден был отклонить идентичное приглашение.
Пункт 4 перечня обращает внимание на изыскание Поместными Церквами средств к восстановлению жизни православного восточного монашества в прежнем его блеске. При чтении этого вопроса Мы невольно подумали о современном положении русского монашества на Св. Горе, более чем три десятилетия лишенного общения с своей родной Церковью и повседневно терпящего всевозможные притеснения и ограничения. Справедливо ли, что Русская Православная Церковь, в свое время внесшая немалую лепту в развитие и процветание православного монашества Св. Горы, без различия национальности и церковной принадлежности, ныне не имеет возможности осуществлять обычную каноническую связь с своими монастырскими учреждениями на Афоне, не имеет возможности пополнить молодыми иноками славные ряды русских ревнителей духа в Уделе Пресвятыя Богородицы, не имеет возможности более почерпать из величайшего, собрания духовных сокровищ Афона.
В 1947 и 1948 гг. Мы обращали внимание Предстоятелей Поместных Церквей на ненормальность современного положения русского монашества на Св. Горе, но и поныне церковное благоустроение минует русские обители Афона; и не было ли бы полезным также предварительное, до обсуждения вопроса о восточном монашестве, урегулирование Святейшим Константинопольским Престолом Афонской проблемы с Русской Православной Церковью.
Пункт 6 перечня гласит о защите веры Поместными Церквами от прозелитизма различных враждебных православию религиозных группировок, к числу которых относятся римский католицизм и униатство. Бесспорно, постановка этого вопроса перед полнотой Православной Церкви ныне вполне своевременна, но еще бесспорнее то, что. каждая Поместная Церковь обязана повседневно, всеми доступными ей средствами, охранять свое стадо, обороняться от натиска воинствующего католицизма и поддерживать в этом направлении братские автокефальные Церкви. В связи с этим весьма важно отношение Поместных Церквей к Православной Церкви в Чехословакии. Как, вероятно, известно Вашему Святейшеству, Собор греко-католического духовенства и мирян в Пряшеве 28 апреля 1950 г. вынес решение о ликвидации Ужгородской унии 1649 г. и о возвращении в лоно прадедной Святой Православной Церкви. Две обширнейшие епархии Православной Церкви в Чехословакии — Пряшевская и Михайловская объединили бывший греко-католический верующий народ и многих униатских священников. Нелегкая работа по перевоспитанию б. униатского духовенства, душой тяготеющего к православию, но с трудом освобождающегося от веками прививавшегося Римом предубеждения к Восточной Церкви, сложные задачи общего устроения новых епархий на православных началах — протекают ныне в обстановке ожесточенной враждебной пропаганды и открытых акций Ватикана, изощряющегося в стремлении задержать успешное продвижение Православия. При оценке современного положения Православной Церкви в Чехословакии, нельзя недоучитывать также наличия католического окружения, несомненно всесторонне используемого Ватиканом в ожесточенной борьбе с Православием.
Не является ли ныне первоочередным долгом Поместных Церквей всемерная поддержка юнейшей Сестры — Православной Церкви в Чехословакии? И действительно, по законному установлению Нами и Собором Епископов Русской Православной Церкви автокефалии Православной Церкви в Чехословакии, о чем Мы известили Святейших и Блаженнейших Предстоятелей окружным Посланием от 18 декабря 1951 г., в молитвенное и каноническое общение с ней вступили Александрийская, Антиохийская, Грузинская, Румынская, Болгарская и другие Поместные Церкви. В то же время Мы не получили суждение Вашего Святейшества по этому весьма важному и бесспорному делу. Как была бы полезна в процессе подготовки к Предсоборному Совещанию реальная поддержка Святейшим Константинопольским Престолом одной из насущнейших проблем церковного бытия.
Пунктом 11 предлагается изучение Поместными Церквами способа избрания Архиереев и Предстоятелей Автокефальных Церквей, наиболее согласного со священными канонами. Вопрос, несомненно, весьма важный, требующий для своего разрешения углубленного исследования и детального обсуждения. Однако, известно, что до установления общецерковной практики в каждой Поместной Церкви правомочен соответствующий местный обычай избрания. Законность этой практики бесспорно признается остальными братскими Церквами, свидетельствующими тем самым о согласии Поместных Церквей в основных правилах церковного устройства и управления, о единении Православия. Поэтому, ответ Предстоятеля одной из Автокефальных Церквей на Извести тельную Грамоту Предстоятеля другой Поместной Церкви означает одновременно и вступление с ним в молитвенное и каноническое общение и подтверждение законности известного акта церковного управления этой Церкви. В связи с этим, Нам остаются неизвестными причины, по которым Ваше Святейшество до сих пор не вступило в общение с Предстоятелем Албанской Православной Церкви, Блаженнейшим Архиепископом Паисием, Предстоятелем Польской Православной Церкви, Блаженнейшим Митрополитом Макарием, и Предстоятелем Православной Церкви в Чехословакии, Блаженнейшим Митрополитом Елевферием, законно избранными на столь высокий пост каждый своей Церковью.
Точно так же, до установления иных норм провозглашения части какой-либо Поместной Церкви автокефальной единицей или признания Церкви автономной (пункт 16 перечня тем) законную силу имеет существующий порядок, по которому автокефальная Церковь основывается решением Собора Епископов Матери-Церкви, каковой один вправе вынести решение как о даровании части своей Церкви прав автокефалии, так и о предоставлении ей прав автономии. Этому мы имеем множество примеров. Однако, как мы уже имели случай говорить выше, Святейший Константинопольский Престол, вопреки священным канонам и Преданию Церкви, все еще не вступил в каноническое общение с законно установленными автокефалиями Польской Православной Церкви и Православной Церкви в Чехословакии и задерживает в своей юрисдикционной орбите так называемую автономную Финляндскую Православную Церковь.
Столь печальные выводы Мы с братской любовью сообщаем Вашему Святейшеству, памятуя постоянное внимание Вашей богомудрой Святыни к благолепию Святой Христовой Церкви и в твердой уверенности в Вашем всемерном содействии уврачеванию этих и иных недугов, омрачающих ныне взаимоотношения братских Поместных Церквей.
Считаем братским долгом сообщить Вашему Святейшеству, что одновременно с Вашим Посланием Мы получили и ныне изучаем Послание Блаженнейшего Христофора, Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки, также по вопросам подготовки и созыва Предсоборного Совещания, с упоминанием о его намерении писать об этом и Вашему Святейшеству.
Братски обнимая Ваше возлюбленное Святейшество и испрашивая Вашей Святыне мыслимых от Господа благ, пребываю с неизменной к Вам во Христе любовью и всецелой преданностью
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
г. Москва.
7 марта 1953 г.