ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Среди торжественных Богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является Богослужение Святой Пасхи.

Самое наименование праздника «Пасха», т. е. переход к жизни вечной, в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, вызывает у христианина священный радостный трепет: «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...» — воспел боговдохновенный поэт св. Иоанн Дамаскин.

Торжественное Богослужение Светлого праздника богато высокохудожественными песнопениями и глубоко проникновенными священными обрядами и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального Богослужения.

Богослужение кануна праздника — Великой Субботы, наряду с воспоминанием о пребывании Господа во гробе и о сошествии во ад, содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения.

В этот субботний день, на вечерне, соединенной с Литургией св. Василия Великого, после Входа с Евангелием и пения «Свете Тихий...», читается перед св. Плащаницей пятнадцать паремий. После 6-й паремии, при открытых Царских вратах, поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паремий — «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паремиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении.

Пение за Литургией, вместо «Трисвятаго», «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия праздника Пасхи, когда в древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола (Римл. 6, 3—11), которое повествует о жизни христианской, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

Перед чтением Евангелия, во. время пения, вместо «Аллилуия», стиха 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», содержащего пророчество о силе Воскресшего Господа, и пения других стихов этого псалма, священнослужители переоблучаются ив темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца и сердца молящихся радостное евангельское благовестив о Воскресении Христовом (Мф. 28, 1—20) в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова, святым Ангелам, явившимся во гробе Господа, вид которых «был, как молния, и одежда бела, как снег». Темные одежды снимаются также с Престола, Жертвенника и аналоев, чтобы ко времени чтения Евангелия все было облачено в светлые одежды.

Вместо «Херувимской» поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча...», в которой раскрывается таинственный смысл совершаемого Великого входа около святой Плащаницы: Святая Церковь внушает верующим сомкнуть свои греховные уста, отложить все земное и помышлять о «Царе царствующих и о «Господе господствующих», давшем Себя «в снедь верным». Сам Он, после добровольных крестных страданий ради вечного спасения людей, теперь «Плотию субботствует».

Задостойник «О Тебе радуется...» заменяется пением ирмоса 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». В этом песнопении, так же, как и в словах причастна: «Воста, яко спя, Господь и воскресе спасаяй нас», виден переход от состояния уничижения Господа к радости Его востания из гроба.

Литургия «благословенной Субботы» завершается воскресным отпустом: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш...», предвозвещающим о самом празднике Воскресения Христова [1].

Согласно древнему обычаю, для подкрепления, сил молящихся, после отпуста Литургии положено совершать освящение хлебов и вина и раздавать хлеб остающимся в храме до наступления пасхального торжества.

Далее, священным приготовлением к встрече Светлого дня Пасхи является благоговейное слушание, до предпразднственной полунощницы, чтения книги Деяний Апостольских, в которой засвидетельствована истина Воскресения Христова.

Богослужение Светлого праздника начинается последованием полунощницы, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морскою...»; однако скорбь от переживания Страстей Христовых, при пении этого канона в Субботу на утрени, здесь постепенно ослабляется и переходит в радостное ожидание Воскресения Христова.

Во время пения «Не рыдай Мене, Мати...» открываются Царские врата, через которые священнослужители выходят из алтаря к св. Плащанице; совершают каждение ее и при пении слов: «Востану бо и прославлюся...» вносят св. Плащаницу на своих главах в алтарь через Царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на Престоле, где св. Плащаница остается до отдания Святой Пасхи, в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном (светлом) облачении с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с крестом, а. в правой — кадило, наполненное благоуханием, совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Священнослужители во второй раз поют эти слова стихиры тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой, в знак того, что великие судьбы человечества открываются на небесах прежде, чем являются на земле. Раздается благовест и трезвон.

Открываются Царские врата, и священнослужители выходят из алтаря с пением в третий раз: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех», а хор от лица молящихся продолжает: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом [2]. Здесь настоятель, окадив иконы, сослужителей и всех молящихся, выходит (по обычаю) вперед к дверям храма, становится лицом на восток, держа в левой руке св. Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение креста кадилом закрытые церковные двери и начинает Светлую утреню возглашением: «Слава Святей, и Единосущней...». И, подобно Ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, первый с духовенством поет (трижды) радостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

В этом тропаре содержится основная мысль праздника, что Христос воскрес. Своею смертию уничтожил смерть и тем положил начало новой вечной христианской жизни.

Вслед за настоятелем хор трижды повторяет: «Христос воскресе...»

Священнослужители пением стихов псалма св. пророка Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес» смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.

Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», на что верующие с еще большим воодушевлением отвечают: «и сущим во гробех живот даровав». В это время совершается торжественный трезвон и открываются двери храма, который оглашается пением «Христос воскресе...» Священнослужители входят в алтарь в открытые Царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы, в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

Диакон с амвона произносит великую ектению, держа возженную свечу, как и во время чтения других ектений; молящиеся также стоят со свечами, в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.

За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом «Христос воскресе...». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит св. Иоанну Дамаскину и, согласно с высокими мыслями о Пасхе Святых Отцев и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии, диакона со свечой, кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствия священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!»

Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе.

Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.

В песнопении ипакиий: «Предварившии утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела...» повествуется о том, как св. жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа.

В кондаке праздника: «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертие...» кратко излагается самое событие Воскресения Христова, а в икосе: «Еже прежде солнца...» свидетельствуется о переживаниях святых жен-мироносиц в Святую ночь.

После 8-й песни канона, заканчивающейся прославлением Святош Троицы, диакон, держа свечу и кадило, произносит на солее перед иконой Богоматери припев 9-й песни: «Величит душа моя Воскресшего тридневно от гроба, Христа Жизнодавца» и совершает, во образ ангела, каждение, приветствуя молящихся радостными словами: «Христос воскресе!». А хор в это время поет ирмос и самую ангельскую пасхальную песнь Богородице: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый. Людие, веселитеся!»

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув, яко мертв...» изъясняет, что. Господь Иисус Христос Своим тридневным Воскресением упразднил смерть; поэтому смерть называется у христиан сном или упокоением.

Во время пения стихиры Пасхи: «Воскресения день! И просветимся торжеством...», при словах: ... «и друг друга объимем! Рцем: братие!...», священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14—35) радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» — восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой, в утверждение веры в Воскресшего Господа, отвечает: «Воистину воскресе!» — и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из. мертвых.

После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга, в духе любви Христовой, как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии, в знак Воскресения Господа из гроба, принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

Начало дарения красных яиц, как и пасхальные приветствия, восходит к апостольским временам.

Церковное предание повествует, что св. Мария Магдалина, явившись, по Вознесении Господнем, в Рим, к императору Тиверию, вручила ему красное яйцо со словами: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь о Христе Распятом и Воскресшем.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины, первые христиане при пасхальном приветствии, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Спасителя, также дарили друг другу красные яйца. Этот обычай свято соблюдается в Православной Церкви.

В конце Светлой утрени Святая Церковь, словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного слова св. Иоанна Златоустого, призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством и войти в радость Господа.

К Огласительному слову Св. Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю св. Иоанну Златоустому, в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его.

В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых...», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, ив приветствии: «Христос воскресе!» Св. Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетии поется первый Час, который, как и другие пасхальные Часы, состоит из песнопений, прославляющих Святую Пасху.

Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные Часы и пасхальная Литургия по чину св. Иоанна Златоустого.

По начальном литургийном возгласе: «Благословено Царство...» священнослужители поют: «Христос воскресе...» и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим радостным песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет самое событие Воскресения Христова.

При каждении во время пения этих стихов священник, с крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!...» (Псал. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Псал. 66), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» Св. Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книги Деяний (1, 1—8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.

Далее наступает торжественное чтение св. Евангелия, благовествующего о возвышенном учении св. евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ио. 1, 1 —17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...» Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском [3] (на которых была сделана надпись на Кресте Христовом), а также и на новых :языках мира, благовествующих истину веры Христовой, в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.

Для торжественности и по установившейся практике Евангелие читается по частям.

Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой пасхальной светлой радости.

К особенности службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...», и многократное радостное повторение в конце службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...», который поется вместо «Благословен Грядый...», «Видехом свет истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди имя Господне...», «Благословлю Господа...» и во время причащения мирян.

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова полагается особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески: артос, и совершается каждение, окропление и освящение артоса «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Обычай освящать артос сохраняется в Церкви от святых апостолов, которые, по Вознесении Господа от земли на Небо, каждый раз собираясь на общую трапезу, в воспоминание о явлениях и действиях Воскресшего Учителя, оставляли первое место незанятым и полагали перед ним хлеб, в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует и благословляет их пищу.

Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы, в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были св. апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.

В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим этот святой артос [4].

В заключение пасхальной Литургии священник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже...», поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор заканчивает: «и сущим во гробех...»

Далее, священник произносит праздничный отпуст с крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и заканчивает Литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): «Христос воскресе!». Верующие: «Воистину воскресе!»

Хор (трижды): «Христос воскресе...» и заканчивает: «И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Кресту и в восторге приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

ДОЦ. А. ГЕОРГИЕВСКИЙ

[1] Апостол и Евангелие читаются у святой Плащаницы, где также произносятся ектении, заамвонная молитва и отпуст.

[2] Трезвон в это время прекращается.

[3] Латинском.

[4] В субботу Светлой седмицы св. артос раздробляется и раздается для вкушения верующим.

Верующие, получив св. артос, хранят его и с величайшим благоговением вкушают.

Система Orphus