"ВОСКРЕСЕНИЯ ДЕНЬ"

Среди молитв и песнопений Православной Церкви по глубине содержания и внешнему построению одно из первых мест занимает Пасхальный канон, принадлежащий перу виднейшего творца канонов, преп. Иоанна Дамаскина. В нем изложение глубоких догматических истин Христовой веры, связанных с фактом Воскресения Христова, соединено с исключительным по религиозному чувству художественным внешним построением. Канон этот — величественный гимн победы жизни над смертью, добра над злом, правды над неправдою. «Воскресения день! Просветимся, людие! Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небес» Христос Бог нас преведе, победную поющия». Но чтобы осознать и должным образом почувствовать все величие факта Воскресения Христова, человеку необходимо соответствующим образом подготовить себя. Греховный взор не воспримет блистающего неприступным светом воскресшего Христа, а до греховного слуха не дойдут Его слова: радуйтесь!

«Очистим чувствия», призывает своих чад Святая Церковь, и тогда победная песнь Воскресения будет полна смысла и значения.

Воскресение Христа Спасителя — событие, которое переживает вся вселенная: мир небесный, земной и преисподняя. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый; Христос бо веста — веселие вечное».

Грех прародителей внес расстройство и во взаимоотношения между небом и землею, между миром видимым и невидимым, небесным и земным.

Крест Христов примирил небо и землю. О значении искупительного дела Христа Спасителя св. апостол Павел писал христианам — Колоссянам, что «благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (Христе) обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Колос, 1, 19 — 20). В другом своем послании (к Филиппийцам) эту же мысль св. апостол Павел выражает в следующих словах: «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2, 10).

Согрешившие прародители нарушили нормальный порядок жизни и во внешней природе. «Проклята земля за тебя», сказал Господь согрешившему Адаму; «со скорбью будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт. 3, 17—19). Разрушение, болезни и смерть, наблюдаемые во внешней природе, являются прямым следствием грехопадения прародителей. «Мы знаем, пишет св. апостол, что вся тварь стенает и мучится доныне... Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Римл. 8, 22, 19 — 21).

Воскресение Христа Спасителя, ставшего Новым Адамом, является «нетления источником», залогом восстановления не только падшего Адама, но и всего внешнего, видимого мира, из которого как «последний враг истребится смерть» (1 Кор. 15, 26), так как «Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. Сол. 1, 13—14). Воскресение Христово — праздник всей вселенной. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста — веселие вечное».

Светом Христова Воскресения исполнились не только небо и земля, но и преисподняя — мрачный библейский шеол. Беспощадным был взгляд дохристианского мира на посмертное существование человека. Согрешивший праотец выслушал справедливое определение Творца: «ты прах и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Неясно представлялось загробное будущее ветхозаветному человеку. У библейского патриарха Иакова, узнавшего о. гибели своего любимого сына Иосифа, вырвалась фраза: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (евр. шеол) (Быт, 37, 35). Преисподняя (шеол) — не физическая могила, так как Иосифа, по убеждению Иакова, съел дикий зверь. Преисподняя (шеол)— это, по его представлению, особое место, где находились души умерших людей. Но неясным представлялась эта преисподняя-шеол ветхозаветному человеку, как неясным рисовалось ему и вообще загробное существование. Иногда ветхозаветный человек приходил к глубоко безотрадному выводу, что вообще нет принципиально различия между человеком и животным в отношении их посмертной будущности. Автор книги «Екклезиаст» прямо заявляет, что. «участь сынов человеческих и участь животных — одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех,- и нет у человека преимущества пред скотом. Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3, 19—21).

Также безотрадно смотрит на участь человека и многострадальный Иов. Человек, рожденный женою, говорит он, краткодневен и пресыщен печалями; как цветок он выходит и опадает; убегает как тень и не останавливается... Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут; если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, я где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает; так и человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. Сном, и притом тяжелым сном, кажется Иову загробное существование человека. Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? — недоумевает Иов (Иов. 14, 7—14). Загробный мир Иов представляет себе как страну тьмы и сени смертной, страну мрака..., где нет устройства, где темно, как сама тьма (Иов. 10, 21 — 22).

Такой же мрачный взгляд на посмертное существование человека мы можем находить и в псалмах. «В смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6, 6). Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу: мы (живые) будем благословлять Господа (Пс. 113, 25). «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87, 11—13).

Аналогичный взгляд на преисподнюю (шеол) высказывает и пророк Исаия: «не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» (Ис. 38, 18— 19). Преисподняя (шеол) была неизбежною участью всех смертных. Только праведный Энох и Илия Фесвитянин «не видели смерти» (Быт. 5, 24; 4 Цар. 2, 11).

«Кто из остальных людей жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?—опрашивает псалмопевец (Пс. 88, 49).

«Не. имеющие надежды» на загробное существование приходили к крайне отрицательным и безотрадным выводам: «Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знает, чтобы кто освободил его из ада. Отсюда принудительно обязательным был вывод: «Случайно мы рождены, и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших — дым, и слово — искра в движении нашего сердца. Когда оно угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух» (Прем. Сол. 2, 1 — 3).

Отметим, что среди евреев — современников Христа — существовало течение, отрицавшее бессмертие души и. будущее воскресение. Это — саддукеи, с которыми приходилось иметь дело Христу Спасителю и Его апостолам. Ко времени пришествия Христа среди евреев было два господствовавших течения: фарисеи и саддукеи. Фарисеи допускали существование загробного мира и воскресение мертвых. Саддукеи утверждали, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23, 7 — 8).

В Евангелии имеется рассказ, как однажды приступили к Христу саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых, с искусительным вопросом: чьей женой после воскресения мертвых будет женщина, похоронившая одного за другим семь мужей. Христос, отвечая им, сказал, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах». Возражая против саддукейского отрицания бессмертия и будущего воскресения, Христос указал на то обстоятельство, что Господь именовался как Бог Авраама, Исаака и Иакова, а Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых (Исход 3, 6; Лук. 20, 38).

Другие, лучшие представители ветхозаветного мира, верили в бессмертие души и представляли себе будущее воскресение мертвых. Уже тот же многострадальный Иов верил, что его Искупитель жив и воскресит на земле его разрушенное тело (Иов. 19, 25—27).

В книгах Маккавейских мы находим отчетливое выражение веры в бессмертие души в более поздние ветхозаветные времена.

Второй из братьев Маккавеев, страдавших за сохранение отеческих законов по распоряжению правителя Иудеи Антиоха Епифана, уже находясь при последнем издыхании, говорил в лицо своему мучителю: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной...» Четвертый из Маккавеев, испуская последний вздох, выразил надежду на Бога, что Он опять оживит его, а для мучителя «воскресения в жизнь не будет» (2 Макк. 7, 9, 14).

Восьмой из Маккавеев, Иуда, собрал до двух тысяч драхм серебра и отправил их в Иерусалим в качестве жертвы за грех падших в бою воинов-иудеев. Автор второй книги Маккавейской одобряет поступок Иуды Маккавея, который помышлял о воскресении, ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда... посему принес умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Макк. 12, 43—45).

Среди народа еврейского были лица, которые специально занимались вызовом душ умерших. Господь через Моисея строго запрещает вызов душ умерших (Втор. 18, 11). Мы знаем и случай такого вызова Аэндорская волшебница вызвала для Саула тень пророка Самуила, который тогда же изрек Саулу: «завтра ты и сыновья твои будут со мною» (1 Цар. 28, 11 и 19).

Пророк Исаия, подробно описывавший времена грядущего Искупителя, Отрока Господня, в качестве результатов деятельности этого Отрока предсказывал и будущее воскресение мертвых. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19).

Но креме выражения веры в будущее воскресение мертвых в общих, неясных образах, более конкретного представления об этом воскресении в ветхозаветных священных книгах мы не находим. Идею воскресения мертвых развивает уже христианство. Только с воскресением Христа Спасителя можно было говорить о воскресении умерших. Естественно возникает вопрос: в ветхозаветных пророчествах об Искупителе имеются ли указания на Его воскресение?

Прообразом будущего трехдневного воскресения Христа Спасителя является трехдневное пребывание во. чреве кита пророка Ионы. На это событие обращал внимание Своих слушателей Сам Христос. Евангелисты повествуют, что однажды некоторые из книжников и фарисеев обратились к Христу: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». На это Христос ответил: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, креме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 38 — 40, Лук. 11, 29).

Другое, не менее яркое, ветхозаветное указание на воскресение Христово находим в словах пятнадцатого псалма: «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10). В мессианском значении это выражение истолковывается неоднократно. В день Пятидесятницы, выступивший пред большим собранием народа с проповедью о Христе распятом и воскресшем, апостол Петр отнес эти, равно и другие слова цитируемого псалма к Христу, а не к Давиду, который умер и погребен, доказательством чего является существующая его гробница (Деян. 2, 27 — 32). Такое же толкование приведенным словам пятнадцатого псалма дал несколько позднее в Антиохийской синагоге апостол Павел. «Давид, — говорил апостол Павел, — ...почил и приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (Деян. 13, 35 — 37).

По учению Православной Церкви, основанному на ясном учении Слова Божия, Христос душою Своею сходил во ад для того, чтобы извести оттуда всех, кто с верою ожидал Его пришествия. Мрачный шеол также был озарен светом Христова воскресения. Св. апостол Петр пишет в первом своем послании: «...Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал» (1 Петр. 3, 18 — 19).

Прекрасно выражают универсальное значение воскресения Христова следующие слова пасхального канона: «Ныне вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждаемся». Эту же мысль более конкретно выражает другая песнь того же канона: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанный, Христе, и тридневно, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». Или в другом месте: «Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя». «Преисподняя земли» и есть тот мрачный шеол, страна «тени и сени смертной», куда до светоносного воскресения направлялись после смерти и души праведных. Только со времени Голгофской Жертвы души праведных избавлялись от этого «шеола». Место шеола заменил рай, противоположное состояние человеческих душ, и одним из первых обитателей рая оказывался благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Спасителем по правую сторону (Лук. 23, 43).

Преисподняя, «шеол», ад — это только различные термины, обозначающие дохристианское состояние душ умерших. Со времени победоносного воскресения Христова «шеол» — ад стал местом только для душ грешников. Прекрасно изображает победу Христа над адом — шеолом — «Огласительное слово св. Иоанна Златоустого». Приводим наиболее яркие места из него: «Никто же да убоится смерти, озободи бо нас Спасова смерть, угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада Сошедый во ад; огорчи его, вкусивши плоти Его. И сие предприемый, Исаия возопи: ад,—глаголет, — огорчися, сретив Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвиея. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася... Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?»

Что может быть отраднее для человеческого сознания того, что смерть побеждена? То радостное чувство, которое переживает верующий в святую и светлую ночь Христова воскресения, это проявление инстинктивного отвращения к смерти и радость победы над нею. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и, играюще, поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго». Чье верующее сердце не забьется радостью при звуках этого тропаря пасхального канона в светлую пасхальную ночь и не напомнит верующему о той светозарной, светоносной и спасительной ночи, когда Христос Спаситель «из гроба плотски веем возсия».

Правда, до сих пор смерть еще уносит в могилу жертвы. Но это явление временное. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим», говорится в одной церковной песни. Христиане верят, что наступит момент, когда смерть будет совершенно уничтожена. Иначе и быть не может, раз Христос победил смерть Своим воскресением. Апостол Павел, непосредственно лицезревший воскресение Христа, пишет: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Бели нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... поэтому и умершие во Христе погибли...» (1 Кор. 15, 12—18).

Но «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... и как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20, 22). «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним» (Ефес. 2, 5—6). Вот слова, которые золотыми буквами написаны «а знамени христиан. Иначе, какой смысл христианину ежечасно подвергаться бедствиям и ежедневно умирать? Дивный пасхальный канон переносит верующих и к временам ветхозаветным и побуждает искать там аналогий. Он напоминает нам о пасхальном агнце, преобразовавшем Новозаветного Агнца Христа, нашу подлинную Пасху (1 Кор. 5, 7). «Христос — новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».

Если некогда Богоотец Давид выражал свой восторг пред сенным ковчегом (2 Цар. 6, 14), то тем более должны восторженно выражать свои переживания мы, христиане, видя исполнение ветхозаветных прообразов «образов сбытие зряще». Родившийся от Приснодевы Христос Спаситель, сохранивший неповрежденной печать, наложенную на камени гроба Его первосвященниками и фарисеями, Своим воскресением верующим в Него отверз райские двери, совоскресив родоначальника человечества «всеродного» Адама.

Христос Спаситель положил основание Новому Иерусалиму, слава которого не померкнет во веки. К этому Новому Сиону не прекратится поток человечества. Христианство станет универсальной религией. «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь; се бо приидоша к Тебе, яко Богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки».

Древний, ветхозаветный Иерусалим многократно разрушался и римлянами, и завоевателями-мусульманами, и крестоносцами. Но Иерусалим Небесный, град Бога Живого, Новый Сион, будет существовать вечно, к нему не прекратятся людские потоки. «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе воссия! Ликуй ныне и веселися, Сионе!

В. НИКОНОВ

Система Orphus