РАДОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
«Радуйтесь» — это было первое слово, которое услышали из уст воскресшего Иисуса Христа жены-мироносицы, эти первые вестницы Воскресения Христова. «Радуйтесь», — сказал им Христос, и этим положил конец их страху и трепету, невольно охватившим их и от видения небесного вестника и от созерцания пустого гроба (Мр. 16, 5—8). Робкая радость, зародившаяся в сердцах их от необыкновенного известия, услышанного ими от Ангела, возвестившего, что Иисуса распятого нет во гробе, потому что Он воскрес (Мф. 28, 5—10), радость эта получила теперь такую крепость и силу, которых не в состоянии побороть никакие бедствия и страдания. И теперь они понесут эту радость Воскресения Христова не только апостолам и ученикам Христовым, но и далеко за пределы Иерусалима и Палестины.
Исполнилось слово Божественного Учителя, сказанное Им ученикам накануне страданий: «печальни будете, но печаль ваша в радость будет» (Ио. 16, 20)... Теперь (вы) имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ио. 16, 22). Прошло время скорби, плача, рыданий. Обрадовались жены-мироносицы, увидевши воскресшего Учителя и услышав Его сладостное «радуйтесь». Обрадовались путники Еммаусские, узнав в Возлежавшем с ними за вечерней трапезой Христа; обрадовались до. такой степени, что не в силах были сдержать эту радость, и, влекомые ею, без промедления возвратились в Иерусалим, чтобы поделиться охватившею их радостью с прочими апостолами и учениками Господа Иисуса. «Обрадовались ученики, увидев Господа» (Ио. 20, 20), когда в тот же первый день недели вечером явился им воскресший Господь. И отныне никто уже не отнимет у них этой радости. Они понесут ее вместе с истиной воскресения Христова во весь мир и сделают ее основным настроением христианина.
Эта радость звучит в письменных приветствиях апостолов верующим (Иак. 1, 1—2). Она проникает их наставления (1 Петр. 1, 6; 4, 13). Она становится основным мотивом их собственного настроения, не оставляя их даже в самых страданиях: «нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор. 6, 10), «Преизобилую радостию при всей скорби нашей» (2 Кор. 7, 4). «Радуюсь в страданиях моих» (Колос. 1, 24), «радуюсь и буду радоваться» (Филип. 1, 18), — решительно заявляет апостол, имея в виду расширение благовестия о Христе. Это настроение радости о Господе апостолы настойчиво внедряют и новообращенным христианам, призывая их радоваться возрастанию в христианских добродетелях (2 Кор. 13, 11). «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю радуйтесь» (Филип. 4, 4; ср. 1 Сол. 5, 16), указывая живой пример христианской радости в некоторых Церквах (Македонских), которые «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостию» (2 Кор. 8, 2). Эта непобеждаемая скорбями, а утишающая и смягчающая всякие скорби и печали христианская радость своим первичным истоком имеет «радуйтесь» Воскресшего женам-мироносицам.
От этого радостного приветствия, как от «живоносного источника», изливается неиссякаемый поток христианской радости, сопутствующий жизни христианской Церкви на протяжении столетий и достигающий до наших дней. И мы ныне имеем возможность приобщиться радости Воскресения Христова и сделать для себя Святую Пасху праздником праздников и торжеством из торжеств.
В ряду христианских праздников нет праздника более торжественного, более величественного, более радостного, чем праздник Светлого Воскресения Христова. Это поистине «праздников праздник и торжество есть торжеств» (Песнь 8-я канона, ирмос). Радостный характер праздника Святой Пасхи ярче и полнее всего отражается в пасхальном утреннем богослужении. Все это богослужение, можно сказать, насыщено чувством глубочайшей духовной радости, настроением светлого ликования, и является выражением высочайшего религиозного восторга и веселия. Нет в составе этого богослужения ни одной песни, ни одной стихиры и стиха, в которых так или иначе не отражались бы эти радость и веселие праздника, достигая в некоторых из них своего высочайшего напряжения. Воскресения день — источник радости всего мира, всего бытия: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» (2-й тропарь 1-й песни канона). Ничто не исключается из круга этой радости: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя. Да празднует убо вея тварь востание Христово...» (1-й тропарь 3-й песни канона). «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися» (Припев на 9-й песни канона).
«Христос воскресе из мертвых» — эта истина, дающая высший смысл празднику Святой Пасхи и являющаяся источником неиссякаемой радости, множество раз повторяется в песнопениях пасхального богослужения. «Веселимся Божественно, яко воскресе Христос...» (3-й пропарь 4-й песни канона) — таков непосредственный вывод из события воскресения Христа. Эти два неразрывно связанные положения красной нитью проходят чрез все пасхальное богослужение, приобщая к радости воскресения всю вселенную. «Воскресша видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, и радуйся первее, Богоблагодатная Чистая», — взывает св. песнописец, поставляя Матерь Божию как бы во главе радующихся воскресению Христа. Этот молитвенный призыв неоднократно повторяется в песнопениях пасхального канона. Сорадуются Богоматери св. апостолы (Богородичен 4-й песни канона) и жены-мироносицы: «Из гроба днесь, яко от чертога, воссияв Христос, жены радости исполни» (стихиры Пасхи). Это же событие лежит в основе радости и всей христианской Церкви: «Просвещается Божественными и светоносными лучами воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание» (Богородичен 5-й песни канона). Оно же является источником радости и всей вселенной: «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе» (Припев 9-й песни).
Воскресение Христово «озари вся Божественными блистаньми» (Богородичен 4-й песни канона) — все преисполнило светом радости, так что даже самые скорбные события жизни Христа — Его страдания, крестная смерть, погребение — утратили остроту своей скорби, Представший гробу Жизнодавца мироносицы жены слышаху от ангела: что ищете Живаго с мертвыми? что плачете Нетленнаго во тли? видите гребные пелены: тецыте и миру ороповедите, яко веста Господь, умертвивый смерть (Ипакой и стихира Пасхи). Поэтому «приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру». Поэтому «Аще и во гроб снисшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам-мироносицам вещавый: Радуйтеся» (кондак праздника). Поэтому «Величит душа моя волею Страдавшего, и Погребеннаго, и Воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни канона). Поэтому «Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе» (Припев 9-й песни канона). Поэтому и мы ныне «поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое воскресение» (стихира на хвалитех). «О Пасха, избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, воссияв Христос» (стихиры Пасхи).
Песнопения пасхального утреннего богослужения не ограничиваются указанием на событие Воскресения Христа, как на источник радости, но и уясняют, почему именно это событие имеет такое значение, почему именно «величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба» (припев 9-й песни канона).
Кратко и выразительно благодатные плоды Воскресения Христова выражаются в следующих словах пасхального песнопения: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» — вот почему «играюще поем Виновнаго» (тропарь 7-й песни канона).
Итак, радость праздника Воскресения Христова обусловливается прежде всего тем, что он знаменует умерщвление смерти, победу Христа чад смертью. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Воскресения день есть день возвращения от смерти к жизни, от земли к небеси, и потому «приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную» (Тропарь 5-й песни канона). Эта мысль много раз повторяется и в других песнопениях. «Всю низложил смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением» (Богородичен 8-й песни канона); «смертию Своею днесь разори бывшую от Адама смерть» (Богородичен 4-й песни канона); «всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».
Сокрушить смерть, низложить, разрушить державу смерти, или, что то же, умертвить смерть, поправ смертию смерть, упразднить смерть — все эти и. подобные выражения священных песнопений пасхального канона означают полную победу Христа над смертью. Но полная победа над смертью немыслима без победы и разрушения ада — мрачного места и скорбного состояния душ умерших. Поэтому победить смерть — это значит разрушить, разорить ад — державу смерти. Особенно картинно эта победа над адом изображается в ирмосе 6-й песни пасхального канона: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащая связанный, Христе», а также и в кондаке Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже», «Чрево адово расторг» (Богородичен 8-й песни канона) Христос «плени ада, воздвигнувый узники, яже от века имяше люте содержимыя» (Припев на 9-й песни пасхального канона).
Победа над смертью, разрушение ада и освобождение узников его есть «иного жития вечнаго начало». Возвещением этой истины открывается 1-я песнь пасхального канона. «Воскресения день... от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе». Воскресение Христа есть «нетления источник». Своею страстию Христос «смертное в нетления облачи благолепие» (Ирмос 7-й песни канона). «На нетленную жизнь прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая» (Богородичен 3-й песни канона), потому что «древле держимое смертию и тлением возведеся к нетленней и присносущней жизни» воскресением Христа (Богородичен 6-й песни канона). «Умертвив днесь смерть», Христос «всем смертным дарова жизнь, пребывающую во веки веков» (Богородичен 7-й песни канона). «Воскресе боголепно», Он «с Собою восставив нас, яко Всесилен» (там же). «Всю низложив смерти державу», Христос «Своим воскресением, яко Бог крепкий, совознесе нас и обожи» (Богородичен на «И ныне» 8-й песни канона). Своим воскресением Христос «отверзл еси нам райские двери» (Тропарь 6-й песни канона) и даровал спасение миру: «Днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен» (Ирмос 4-й песни канона).
Такое обилие благ, принесенных Воскресением Христа, — попрание смерти, разрушение ада, дарование вечной жизни, отверзение врат рая, совознесение со Христом воскресшим — преисполняет сердце человека неизъяснимой радостью и неописуемым восторгом. Охваченный в связи с созерцанием этих благ благоговейным трепетом и религиозным восторгом, священный песнописец восклицает: «Воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия» (Тропарь 7-й песни канона). Спасительная и светоносная ночь Христова воскресения является предвозвестницей будущего дня нашего воскресения. Это поистине «Пасха великая», «Пасха, двери райския нам отверзающая», Пасха — избавление скорби, «Пасха нетления, мира спасение».
Совокупность благ, дарованных роду человеческому Воскресением Христа, кратко, сильно и выразительно указывается во вдохновенном Огласительном слове святого Иоанна Златоустого, составляющем завершение утреннего пасхального богослужения и как бы подводящем итоги тем глубоким переживаниям, тем светлым мыслям, радостным чувствам, которыми проникнуты все песнопения пасхального богослужения. Приглашая всех «внити радуяся в радость Господа своего и насладиться пира веры — сего добраго и светлаго торжества», — св. Златоуст внушает: «никтоже да рыдает о своем убожестве, явися бо общее для всех царство; никтоже да плачет о прегрешениих, прощение бо от гроба возсия; никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Держимый смертию угаси смерть; Сошедый во ад плени ада... Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?» Великая Голгофская Жертва, принесенная Иисусом Христом за род человеческий, дала спасительные плоды. Христос — наша «Пасха очистительная», «Пасха нетления, мира спасение», «Пасха священная... Пасха Христос избавитель..., Пасха великая..., Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных, Пасха — избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос». Воскресение Христово — венец искупительного дела Его, оправдание всей христианской веры, незыблемая основа всех христианских упований. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — говорит апостол (1 Кор. 35, 14). Как бы раскрывая это положение, св. Иоанн Златоуст в том же Огласительном слове восклицает: «Воскресе Христос, и ты (аде) низвер-жен еси. Воскресе Христос, и падоша демони Воскресе Христос, и радуются апрели. Воскресе Христос, и жизнь воцарися. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо воста от мертвых, начаток (востания) усопших бысть».
«Воскресе Христос, и жизнь жительствует» (жизнь воцарися) — вот почему так необычайно радостен этот праздник, в который «небеса достойно веселятся и земля радуется», в который «людие Божии святии веселятся Божественне». Побеждены все враги человеческого спасения, побежден й самый страшный, последний враг — смерть, «яко воста Господь, умертвив смерть», и «из гроба днесь, яко от чертога, воссия Христос». Вот почему «воистинну и чертога всякаго царскаго светлейший показася, Христе, гроб Твой — источник нашего воскресения».
Внушая эти истины, Святая Церковь призывает всех проникнуться радостью величайшего праздника и праздновать «любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную». Необходимым условием такого празднования является чистота сердца. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех; и нас ка земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (стихира 6-го гласа). Только чистому сердцу открывается созерцание Божественных тайн, почему и священный песнописец пасхального канона призывает прежде всего к очищению сердца. «Воскресения день, просветимся, людие... Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася» (1-я песнь канона). Озаренные светом воскресения Христова, Пасху хваляще вечную, чистые сердцем дерзновенно и радостно устами священного песнописца восклицают: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению».
Полон радости и веселия праздник Воскресения Христова потому, что это есть праздник торжества жизни, победы света над тьмою, бытия над небытием, праздник нескончаемого и светлого существования, праздник вечной жизни.
ПРОФ.-ПРОТ. С. САВИНСКИЙ