ВАТИКАН И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Идея крестовых походов является излюбленным «методом» Ватикана для осуществления своих честолюбивых и корыстолюбивых устремлений. Об этом красноречиво свидетельствует прежде всего история крестовых походов эпохи средних веков.

Крестовые походы усилили власть пап и обогатили их, но собственно для утверждения христианской веры, для христианизации общества того времени они ничего не дали. Наоборот, крестовые походы омрачили чистоту возвышенного христианского учения в его практическом осуществлении. Об этом можно судить по действиям крестоносцев при взятии ими Иерусалима и Константинополя.

Иерусалим был взят крестоносцами 15 июля 1099 г. Особенно замечательным считалось то, что город был взят в три часа пополудни в пятницу — день и час страданий Спасителя.

Победа эта сопровождалась хищничеством и кровопролитием, позорными для христианского имени.

Иерусалим находился в руках неверных. Но Константинополь тогда был под властью православного царя — греческого. Между тем крестоносцы в 1204 г. бесчинствовали в Константинополе еще больше, чем в Иерусалиме.

Таким путем папы основали католические патриархаты в Антиохии, Иерусалиме и Константинополе. Вообще крестовые походы на протяжении трех веков принесли человечеству большие страдания.

Римские епископы, увлекая западных христиан идеей крестовых походов для освобождения Св. Земли от турок, в действительности превратили эти походы в своего рода военные экспедиции для осуществления своих, чисто земных, интересов честолюбия и корыстолюбия.

Но когда увлечение западных христиан идеей походов в Палестину остыло, папы устремились на православных восточных славян, особенно на Русь.

Известно, что папы организовали крестовые походы из Швеции и Лифляндии. Шведский владетель Биргер, по указке папы Григория IX (1227—1241 гг.) и папы Иннокентия IV (1242—1254 гг.), отправился крестовым походом на Русь с целью обращения православных в католичество. Александр Невский в 1240 и 1242 гг. нанес жестокие поражения шведам и немцам-рыцарям.

Потерпев поражение на северо-востоке Руси, папы устремились па юго-запад ее, в Галицию. Когда здесь утвердилось польское владычество (1340 г.), католики стали отнимать у православных церкви и обращать их в костелы. Львовским собором овладел католический архиепископ. С 1376 г. в Галиции была митрополия и четыре епархии. Потом прибыли туда доминиканцы, захватили несколько православных монастырей и ввели свою инквизицию. С благословения пап, деятельность инквизиции особенно усилилась здесь с Брестской унией (1596 г.).

Страдания галичан продолжались 350 лет, вплоть до присоединения галицийских униатов к Русской Православной Церкви в 1946 году.

Метод насилия был и есть одним из излюбленных методов Ватикана в деле утверждения главенства папы в Церкви. Маскировка этого метода видоизменялась в зависимости от тех или иных исторических обстоятельств, но сущность всегда оставалась одной и той же. Такой характер действий Ватикана особенно стал заметен за последние десятилетия, т. е. со времени Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране.

Учитывая международную обстановку и враждебность капиталистических правительств против СССР, папы этого периода, Бенедикт XV, Пий XI и Пий XII, последовательно один за другим призывают к крестовым походам, якобы для защиты христианской веры в нашей стране.

Русская Православная Церковь свободно существует в СССР. Богослужение свободно совершается в храмах и молитвенных домах, в которых всегда бывает много молящихся. Имеются духовно-учебные заведения — академии и семинарии. Разумеется, папам все это хорошо известно. Они призывают к крестовым походам для защиты веры, а в сущности по другим побуждениям, в частности, для прикрытия своих властолюбивых замыслов по отношению к Русской Православной Церкви. Желая использовать создавшиеся новые условия жизни Русской Православной Церкви в связи с законом об отделении Церкви от Государства, папы задумали подчинить себе Русскую Православную Церковь. Тогда им казалось это очень легким делом. При Ватикане была создана семинария «Руссикум» для подготовки кадров священников, которые должны быть священниками в русских приходах с целью совращения их в унию с католичеством. Во время немецкой оккупации воспитанники «Руссикума» в качестве православных священников появлялись на Украине и на Северном Кавказе.

Декрет об отделении Церкви от Государства Ватиканом был принят в том смысле, что отныне в СССР Католическая Церковь может надеяться на значительный рост в России.

Папа Бенедикт XV попытался войти в официальные отношения с Советским Правительством.

Осенью 1920 г. в Берлине происходили тайные собрания под председательством монсиньора Роппа. Русские эмигранты — православные или обращенные в католицизм — и несколько немецких священников принимали участие в этих собраниях. Старались изыскать средства обосновать идею объединения православной России с католической Церковью. Все были согласны в том, — сообщает «Римский наблюдатель», — что настоящий момент является очень подходящим для этого объединения.

Вслед за этой конференцией монсиньор Ропп, по распоряжению Ватикана, пытался получить разрешение Советского Правительства на проезд из Варшавы в тогдашний Петроград.

Усилия, проявленные Римскою Церковью со времени начала Великой Октябрьской социалистической революции для непосредственного проникновения в Россию и утверждения там своих позиций, до сих пор не приводили к желательным для Бенедикта XV результатам. Весь вопрос в том, что Рим не учитывал главной силы Православия — убеждения в истине, а также его патриотического и национального характера.

Попытка папы Бенедикта XV непосредственно проникнуть в Россию являлась только одним эпизодом крестового похода, имевшего целью положить конец «восточной схизме» и реализовать объединение Церквей.

Конгрегация «Пропаганда веры» лелеет постоянную цель: любыми средствами привести восточных христиан в ограду Римской Церкви.

Бенедикт XV предписывал своим миссионерам проявлять большое уважение к литургии и обрядам Восточной Церкви. Лев XIII был первым папой, который требовал уважения не только обрядов, но и «дисциплины», т. е. внутренней организации Восточной Церкви. «Истинным единством христиан является такое, которое Творец Церкви, Иисус Христос, установил и которого Он желал: оно состоит в единстве веры и управления. Ни мы, ни наши преемники никогда не уничтожат ни прав, ни привилегий восточных патриархов, ни обрядов каждой Церкви. В поведении св. Престола так же, как и в его мыслях, всегда было и будет существовать желание быть щедрым и на всякие уступки в отношении принципов и нравов каждой Церкви».

Эти слова, обращенные Львом XIII к Восточной Церкви, наилучшим образом определяют ту политику, которой он был инициатором и которую старались продолжать его преемники.

Нужны были большие усилия, чтобы разрушить тот предрассудок, вследствие которого униаты считались христианами второго ранга, и заставить духовенство и миссионеров Запада отказаться от обычая обращать в латинство христиан восточных Церквей. Но начало отныне положено: в целях покровительства распространению католицизма на Востоке, Рим решительно запрещает развитие на Востоке латинизма. Обращенные восточные христиане остаются христианами Востока, сохраняя свои традиции, обряды и дисциплину.

Верный мысли Льва XIII, Бенедикт XV уделил много внимания организации той деятельности, которая должна была развернуться в Европе на всем протяжении восточной границы католического мира. От Балтики до Черного моря строились церкви, отличавшиеся от римских церквей ритуалом, дисциплиной, местными традициями, которые были объединены с Римской Церковью общим догматом о подчинении папе. Эти униатские общины образовали как бы авангардные посты католицизма. Бенедикт XV хотел иметь точные сведения о наличии условий для осуществления своих целей в Белоруссии, на Украине. По его указанию, митрополит Львовский и Галицкий Андрей Шептицкий посылал ему подробные доклады.

Когда атаман Петлюра организовал в Киеве «независимое» Украинское правительство, Бенедикт XV поспешил его признать. Посылая в Варшаву монсиньора Роппа, папа назначает о. Геноччи на Украину. Папа Бенедикт XV хочет любой ценой помешать католической Украинской группе обратиться на Восток, к Православию, и, наоборот, стремится к достижению своей цели: подчинению Ватикану Восточной Церкви. Свою цель он осуществляет через учрежденный им «Руссикум». Бенедикт XV умер, не дождавшись благоприятных результатов от своей восточной политики.

Его политику по отношению к Русской Православной Церкви продолжал Пий XI. Через несколько месяцев после избрания Пия XI началась Женевская конференция и папа использовал ее, чтобы говорить с русскими представителями. Он не только послал свои инструкции архиепископу Женевы Синьори, но отправил в Женеву, на конференцию со своею доверенностью монсиньора Синсеро. Архиепископ Синьори ведет себя чрезвычайно услужливо по отношению к русским делегатам: приглашает их к себе, отдает им визит; на завтраке, устроенном итальянским королем, обменивается карточками с Г. Чичериным. Такое поведение Синьори сделало весьма затруднительным положение Синсеро. Ватикан отозвал в Рим своего посланника и призвал монсиньора Синьори к более скромному поведению.

Через несколько дней Пий XI отправился к своей цели по другой дороге. В письме, адресованном кардиналу Гаспарри, он выразил глубокое сожаление по поводу судьбы России и заявил о своей симпатии к ней; затем он восхвалял союз между Россией и Западом; только такой союз, — по словам папы, — мог принести всему свету мир и процветание. Этот документ произвел большое впечатление в Женеве. Ллойд-Джордж комментировал его перед журналистами, немецкие делегаты публично восхваляли это выступление Пия XI, а итальянцы поздравляли себя с таким выступлением папы.

В первые дни мая в Женеву прибыл посланник Ватикана, монсиньор Пиццардо. Частные разговоры монсиньора Пиццардо с Г. Чичериным в Женеве и в Риме с В. Воровским привели к следующим результатам. Советское Правительство гарантировало свободу въезда и свободу передвижения на территории Союза определенному количеству миссионеров, получивших от Ватикана задание на месте изучить средства оказания народам СССР помощи продуктами, одеждой, медикаментами и т. д. 24 июля 1922 г. отправились 11 миссионеров Рима: три итальянца — в Москву, три иезуита — в Ростов, три голландца и два испанских отца в Екатеринодар (Краснодар). Они должны были воздержаться от всякой религиозной пропаганды и оказать помощь всем, нуждавшимся в ней, без различия религии. Миссионеры привезли с собою миллион пакетов с надписью: «Русским детям от римского папы».

В день отъезда миссионеров Пий XI обратился ко всем епископам католического мира с призывом собрать необходимые суммы для организации помощи России, объявляя, что сам он лично жертвует два с половиной миллиона лир. Ватиканской типографией была напечатана на пяти языках брошюра, возвещавшая всему миру о бедствиях русских детей и сообщавшая о мерах, предпринятых св. Престолом для оказания им помощи. Везде была открыта подписка; особенно она была плодотворна в США.

С самого начала миссия развернула большую активность. Однако выяснилось, что папская миссия стремилась воспользоваться своим пребыванием в СССР для достижения целей, ничего общего с помощью голодающим не имевших. По этой причине Советское Правительство предложило ей в 1924 г. покинуть территорию СССР.

По этому поводу Пий XI 18 декабря 1924 г. выступил с речью в секретной консистории о том, что, посылая в СССР свою миссию для помощи голодающим, он не имел в виду благоприятствовать советскому строю, которому «он так мало сочувствует», но всегда «считал своею обязанностью неоднократно и во всеуслышание» призывать к борьбе с ним.

Во время Генуэзской конференции Пий XI три раза выступал (7 и 29 апреля, 9 мая 1922 г.) с требованием открыть доступ иезуитам в СССР для миссионерских целей, т. е. для обращения русских православных в католичество. По мысли Пия XI, центром миссионерской деятельности иезуитов должен явиться «Руссикум», учрежденный 25 октября 1917 г. В 1922 г. Пий XI вверил его ордену иезуитов. Его теперешний ректор, французский иезуит о. Михаил Д’Эрбиньи — знаток славянского мира. Институт имеет богатую библиотеку. Диплом этого Института будет требоваться от всех кандидатов на работу в Восточной Конгрегации.

В 1924 г. кардинал Д’Эрбиньи выступил с обширным планом «наступления на Восток».

Прежде всего, Ватикан озабочен формированием для восточных Церквей ревностного, образованного духовенства. Созданные для этого семинарии руководятся католическим духовенством. Семинарии, в которых готовятся священники для восточных Церквей, многочисленны.

Для поддержания морального уровня восточного духовенства, Рим, не объявляя целибат обязательным, рекомендует все же отдавать предпочтение безбрачным священникам. В учебных заведениях, руководимых католическим духовенством, путем примера учителей и методов воспитания, постепенно прививается учащимся идея целибата.

В августе 1924 г. собрался большой конгресс в Моравии, около могилы св. Мефодия, чтобы изучить вопрос о том, какими средствами можно организовать сближение между Церквами Восточной и Западной.

Папа делегировал на этот конгресс своего пражского нунция; главные католические и православные общины Центральной Европы и Востока были представлены и духовными и светскими лицами, и, наконец, несколько католиков приехали из крупных западных стран для участия в работах этого конгресса. Одно из положений, подлежавших дискуссии, касалось подчинения латинских миссионеров власти восточных католических епископов.

Наступление на Восток, главным образом на Русскую Православную Церковь, являлось для Пия XI заветной мечтой. Для реализации своих планов он решил созвать Вселенский Собор. По его распоряжению, комитет, подготовлявший мировую «Конференцию веры и церковной конституции», должен был разработать особые анкеты и разослать их более чем 2000 епископам, митрополитам и патриархам, с приглашением на этот будущий Вселенский Собор и представителей Восточных Церквей.

В подчинении себе Русской Православной Церкви Пий XI не останавливался даже пред политическими комбинациями. Известно, что 2 февраля 1930 г. он призвал западные народы к организации крестовых походов против нашей Родины. Он надеялся с победой над ней получить широкую возможность для деятельности в ней своих миссионеров.

В этом отношении его ненависть к России была настолько велика, что на 19 марта 1930 г. он назначил специальное молебствие о разгроме нашей Родины.

Со времени своего понтификатства (12 марта 1939 г.) папа Пий XII развивает активную деятельность по организации крестовых походов против СССР, с целью подчинения Ватикану Русской Православной Церкви. Об этом красноречиво говорят многочисленные факты из международной жизни.

Когда вспыхнула война между Финляндией и СССР, Пий XII принял активное участие в разжигании войны против СССР.

24 декабря 1939 г. Пий XII выступил с речью по радио, в которой призывал Европу оказать помощь войсками и оружием Финляндии, а два дня спустя он переслал большую сумму денег своему представителю в Финляндии, епископу Робетту, на субсидирование этой войны. По указке Пия XII, один из редакторов папской газеты «Osservatore Romano», Гвидо Гонелла, 17 февраля 1940 г. выступил со статьей в связи с войной в Финляндии. Он призывал, с благословения папы, к военному выступлению против СССР.

В заграничных газетах сообщалось, что Пий XII был удручен провалом военной авантюры белофиннов.

Когда на исторической сцене появился Гитлер, то Пий XII поспешил примкнуть к нему, чтобы чрез него осуществить свою идею крестового похода против СССР. Для доказательства можно сослаться на книгу католического публициста Габриеля де Жарэ — «Его Святейшество Пий XII. Послания военного времени к миру. Париж, 1945 г.». В ней Г. Жарэ пытается доказать, что папа призывал народы к миру, но в то же время говорит, что Пий XII договорился с Гитлером, что он будет посылать в оккупированные части СССР своих священников для обращения русских православных в католичество.

Все папские разглагольствования о мире являются лишь только «дымовой завесой» для прикрытия своего крестового похода против СССР.

Главным принципом деятельности Пия XII является стремление к мировому господству Ватикана над всеми Церквами. В предисловии к немецкому тексту Латеранского договора (Пий XI — Муссолини) в 1929 г. сказано, что после Латеранского соглашения церковное руководство, признанное независимым от всякой государственной власти, сможет посвятить свои силы задачам «мировой Церкви».

И так как на пути к осуществлению основного принципа деятельности Ватикана в его стремлении к господству в мировой Церкви стоит, главным образом, Русская Православная Церковь, то все интриги Ватикана направлены именно к уничтожению этой Церкви и других славянских Православных Церквей.

В Москве с 8 по 18 июля 1948 г., по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, происходил съезд представителей Православных автокефальных Церквей.

Представители автокефальных Церквей рассказывали о тех интригах Ватикана, к каким прибегал он для уничтожения Православных Церквей.

Перед второй мировой войной, по указке Ватикана, в Польше было разрушено 135 православных храмов.

Но еще большее гонение на Православие было со стороны Ватикана на Балканах.

Высокопреосвященные иерархи балканских Православных Церквей докладывали высокому собранию о тех ужасах, какие претерпели православные Сербии, Хорватии, Боснии, Герцоговины от римской курии.

С благословения Пия XII, Италия оккупировала Албанию (14 апреля 1939 г.). По указке Ватикана, началось гонение на православных и насильственное обращение их в католичество.

В 1943 г. в Чикаго была издана большая книга документов об истреблении оккупантами и усташами сербского населения Хорватии, о гонениях Ватикана на Православную Церковь. Книга издана Православной Сербской Церковью в Америке и вышла с предисловием Нью-Йоркского епископа Т. Маннинга.

«Многие православные церкви, — говорится в этой книге, — были разрушены. Многие православные учреждения конфискованы, другие превращены в католические церкви. Монастыри, часть которых имеет большое историческое прошлое, были переданы римско-католическим орденам. Патриарший дворец был занят католиками. Чиновники православного вероисповедания уведомлены, что в Хорватском государстве могут оставаться на государственной службе только те, кто принадлежит к Римско-католической Церкви».

Римско-католическое духовенство принимало все меры к насильственному обращению православных в католичество. Было обращено в унию 240.000 сербов. Была уничтожена Горно-Карловацкая епархия; от многочисленной и цветущей епархии осталось только 25 приходов.

Ксендзы с церковных амвонов призывали к уничтожению православных.

Заманчивым было двинуть крестовый поход на СССР не только с Запада, но и с Востока, и окружить эту страну кольцом могущественной блокады. Страной, которая в первую очередь могла быть полезной католической Церкви, была Япония. Это объяснялось следующими факторами. Во-первых, было ясно, что Япония намерена распространять свою экспансию на Китай, где католическая Церковь имела свои интересы. Во-вторых, Япония была старым врагом России, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции.

Япония быстро уяснила пользу, которую может принести ей католическая Церковь. Захватив обширные китайские территории, она пообещала соблюдать интересы католической миссии в Китае и даже, по возможности, предоставлять католикам всякие привилегии.

Эти дружеские отношения были закреплены установлением дипломатических отношений между Ватиканом и Токио в марте 1942 г. Спустя несколько месяцев, а именно в июне 1942 г., Пий XII устанавливает дипломатические отношения с Чан Кай-ши. В данном случае Ватикан стремился установить более прочный союз с Китаем, во-первых, потому, что он уже стал сомневаться в победе Германии и Японии и в лице Китая хотел иметь опору для крестового похода против СССР. В то же время католическая Церковь в Китае для упрочения своих позиций стала создавать кадры духовенства из местных китайцев. Это был один из вопросов, по которым Пий XII и Чан Кай-ши очень скоро достигли взаимопонимания.

Однако разгром Японии и Чан Кай-ши заставил Пия XII переключиться на прислужничество перед правительством США.

Все последние годы деятельность Ватикана настолько проникнута принципами американской политики, что в мировой прессе за ней утвердилось прозвище «американской». Это — американский период в истории Ватикана. Он характеризуется связью Ватикана с американской политикой.

Так как главным стержнем американской политики является подготовка к третьей мировой войне, то прислужничество Ватикана выражается в участии в подготовке новой кровопролитной бойни.

Очень характерно и показательно, что Ватикан совершенно безучастно отнесся к Всемирному Конгрессу народов в защиту мира.

Христос зовет народы всех стран к единению между собой в духе мира и любви. Христос и Его апостолы категорически запрещают прибегать к насилию для обращения в христианскую веру. Разумеется, Ватикан сам об этом прекрасно знает, но ему нужно не воплощение заветов Христа в жизнь, а наиболее усердное выполнение заказа американского империализма, каковой не имеет ничего общего с христианством.

Теперь, в американский период своей истории, Ватикан во имя идеи крестового похода не возражает ни против кровавой войны в Корее, ни против бактериологической войны и атомных бомб.

В декабре 1952 г. в Вене происходил Всемирный Конгресс народов в защиту мира.

Известно, что папа Пий XII не дал своего благословения католикам принимать участие в работе этого Конгресса.

АРХИЕПИСКОП ГЕРМОГЕН

Система Orphus