ВКЛАД В КАФОЛИЧЕСКУЮ СОБОРНОСТЬ

(О решениях Первого Поместного Собора Православной Церкви в Чехословакии)

I

С момента провозглашения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии прошло немного более одного года [1], но за это время юная Церковь успела дать убедительные доказательства своей жизнеспособности, совершив ряд деяний, отмеченных зрелостью соборного разума и верным пониманием условий, в которых ей дано Промыслом Божиим осуществлять свою спасительную миссию.

Одним из таких деяний явилась разработка «Устава Православной Церкви в Чехословакии», принятого в декабре 1951 года и через некоторое время дополненного «Разъяснительными установлениями». Значение этого Устава заключается в том, чтобы определить и организационно оформить сферу жизнедеятельности Поместной Церкви в условиях места и времени и в полном соответствии с каноническими установлениями Церкви Вселенской.

Как разрешена эта задача — показывает содержание Устава, который определяет территориальную организацию Православной Церкви в Чехословакии, органы ее духовной власти, органы управления и материально-правовые нормы. Регламентируя взаимодействие отдельных частей церковного организма, Устав устанавливает внешние формы церковной жизни в условиях народно-демократического государства.

После принятия Устава Православная Церковь в Чехословакии оказалась перед необходимостью завершить свою внутреннюю организацию созывом Поместного Собора. В силу исключительных условий времени, этому высшему органу церковной власти надлежало укрепить, прежде всего, единство Церкви, распространяющей свою деятельность на всю территорию Чехословацкой республики, и санкционировать положительное отношение Церкви к нуждам и запросам окружающего мира.

II

Местом для созыва Первого Поместного Собора был избран древний город Пряшев — центр управления самой мощной епархии, порвавшей в 1950 году свои связи с Римом и воссоединившейся с Православием. Теперь она, вместе с выделенной из нее Михайловской епархией, объединяет до трех четвертей всех членов Православной Церкви в Чехословакии, составляя ее главное ядро.

К 27 октября 1952 года в Пряшев съехались представители трех других епархий: Пражской, Михайловской и Оломоуцко-Брненской. Кроме епархиальных епископов, в состав Собора вошло по 9 членов от каждого Епархиального Совета и по 6 представителей от духовенства и мирян каждой епархии. Гостями Собора были профессора и студенты Православного Богословского факультета, а также представители государства.

Главные темы предстоявших Собору решений были высказаны в приветственной речи его Председателя Блаженнейшего Елевферия, Митрополита Пражского и всея Чехословакии. Он сказал, что соборными решениями должна закончиться внутренняя организация Православной Церкви в Чехословакии и открыться дальнейший путь ее жертвенного служения Богу и Родине. Это служение было таковым и до сего времени, ибо неизменна главная задача Церкви — воспитывать своих чад в вере, благочестии и чувствах истинного патриотизма, неизменна и ее верность народно-демократическому правительству, его законам, как и жертвенная работа на общее благо, особенно по укреплению мира. Иного пути для Церкви нет, как воздавать, по завету Спасителя, кесарево кесарю и Божие Богу (Мф. 22, 21).

В дальнейших приветствиях, исходивших от гостей, были высказаны горячие пожелания видеть всех православных людей участниками той великой борьбы, к которой обязывают их религиозно-нравственные идеалы Церкви.

В соответствии с принятой повесткой дня, работа Собора сосредоточилась сначала на докладе Митрополита Елевферия, который дал обзор мероприятий церковной власти за время самостоятельного бытия Церкви и призвал членов Собора к исполнению христианского долга в отношении главных нужд времени.

Затем последовал доклад декана Православного Богословского факультета, протоиерея д-ра Иосифа Кульгайма «О современной жизни и задачах Православной Церкви в Чехословакии». Излагая историю юной Церкви, докладчик показал действие ее соборного духа в развитии церковной жизни и тесную связь с народом. Особенное внимание уделил он ответственности духовенства за дело Церкви. Жизнь пастыря должна быть образцом для пасомых в служении Богу и людям. Путь пастырского служения — это путь единения и дисциплины: «в жизни, в проповедании слова Божия, в отправлении церковных служб и в распоряжении материальными средствами прихода». Своей духовной полнотой Церковь должна служить и вечному спасению людей и улучшению их земной жизни. Первой задачей в этом направлении является укрепление мира и содействие народу в его созидательных усилиях.

После доклада развернулась широкая дискуссия, которая выявила полное единство участников Собора в понимании задач Церкви и готовность осуществлять их в жизни. Соборная воля по этому вопросу была выражена в трех резолюциях, принятых Собором в духе полного единомыслия.

В первой .резолюции говорится о необходимости усердно сохранять единство духа в союзе мира, ибо все без различия части и члены Церкви творят единое Тело (Ефес. 4, 3—4). Поэтому Собор, в братском согласии, утверждает, что духовенство и паства несут полную ответственность за судьбу Церкви, в которой все должны «любовию служить друг другу» (Гал. 5, 13), соблюдать церковную дисциплину и постоянно углублять религиозно-нравственную жизнь.

Подчеркивая далее нужду Церкви в убежденных, образованных и преданных народу пастырях, резолюция призывает духовенство и мирян посылать на Богословский факультет достойных кандидатов.

О церковном журнале [2] сказано, что он должен быть «не только связующим началом при утверждении единства нашей Церкви, но и помощником при воспитании в верующих гражданской сознательности на религиозной основе и созидательного стремления нашего народа в деле его борьбы за мир».

Наконец, в резолюции напоминается о необходимости составлять расписание богослужений таким образом, чтобы верующие не отвлекались от исполнения своих гражданских обязанностей, ибо труд для общего блага является выражением христианской любви к ближнему.

Вторая резолюция Собора напоминает всем членам Церкви о необходимости нести материальные жертвы на церковные нужды и о долге взаимопомощи между приходами в духе апостольского завета «носить бремена друг друга» (Гал. 6, 2). Для руководства хозяйственной жизнью Церкви Собор вынес решение создать Хозяйственную комиссию из представителей всех епархий.

Третья резолюция Собора провозглашает дело защиты мира, как христианскую обязанность, ибо мир составляет не только мечту человеческих сердец, но и высочайшую религиозно-нравственную ценность, которая обязывает верующих содействовать делу укрепления мира между людьми всею своею жизнью.

Указывая далее на опасность новой войны, Собор протестует против агрессивных действий ее организаторов и обязывает всех членов Церкви активно участвовать в борьбе за сохранение мира, поддерживать все мероприятия Всемирного Совета Мира, помогать выполнению строительных задач своей страны и укреплять дружбу с Советским Союзом. Для реализации этих целей Собор постановил организовать постоянную Комиссию по борьбе за мир.

III

Так были решены Собором главные вопросы, вставшие перед юной Церковью в условиях перестройки общественных отношений и борьбы за мир. Соборные решения, выражая волю всей Православной Церкви в Чехословакии, вошли существенным звеном в каноническое ограждение ее внутренней жизни.

Но значение этих решений выходит далеко за пределы Поместной Церкви, принявшей их в свой канонический обиход. Будучи ответами на потребности времени, они становятся поучительными для других Поместных Церквей, из которых некоторые должны увидеть серьезный урок и в том, что юнейшая Церковь стремится не только реализовать в своей жизни «единство духа в союзе мира», но и распространить его — в какой-то мере — на окружающий мир.

Таково же решение Собора, обязывающее членов Церкви «носить бремена друг друга». Оживляя Апостольское предание, это решение напоминает Церквам о долге взаимопомощи в более широких масштабах, чем приход, епархия и даже поместная Церковь, ибо в нравственной помощи нуждается каждый народ, все человечество. Поэтому к долгу Церкви относится всякое дело, способное облегчать человеческие страдания и духовно сближать людей.

Одно из таких дел оказалось предметом последнего решения Собора. Если Церковь стремится к тому, чтобы мир, к которому мы все призваны, владычествовал в сердцах человеческих (Кол. 3, 15), то в ее долг входит и защита международного мира. Эта бесспорная истина и была засвидетельствована решением соборного разума помогать своему народу и другим народам в борьбе за мир.

Но истина, за которую ведут борьбу современные народы, имеет не поместное, а вселенское значение, поэтому она, подобно догматам веры и каноническим правилам, должна стать достоянием всей Православной Кафолической Церкви. Это значит, что необходимо выявить силу живущего в ней Мира Христова и распространить его благодатное влияние на весь человеческий род, жаждущий мира.

На эту необходимость и указывают решения Первого Поместного Собора Православной Церкви в Чехословакии, составляющие ее первый вклад в кафолическую соборность.

А. ВАСИЛЬЕВ

[1] Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о даровании автокефалии Православной Церкви в Чехословакии было вынесено 10 октября 1951 года. Закрепивший это Постановление Акт был подписан 23 ноября 1951 года, а 8 декабря того же года состоялось торжество провозглашения автокефалии.

[2] «Голос Православия» — орган Православной Церкви в Чехословакии, издаваемый на чешском, словацком и русском языках.

Система Orphus