В ЗАЩИТУ МИРА

ВЕЛИКОЕ СБЛИЖЕНИЕ НАРОДОВ

I

В развертывании борьбы за мир Венский Конгресс народов явился событием огромного значения. По инициативе Всемирного Совета Мира 12—19 декабря 1952 года _в Вене произошла встреча представителей 85 народов, «дорожащих своими различными образами жизни» — как сказал проф. Ф. Жолио Кюри, — «но желающих совместно найти ответы на вопросы, вызывающие сегодня тревогу у всех, кто искренне хочет мира».

В число участников Конгресса вошли представители самых различных политических, философских и религиозных направлений, по-разному оценивающих причины международного напряжения, но одинаково предпочитающих мир войне. Возможность свободного обмена мнениями по поводу общих путей защиты мира сделала Вену тех дней местом дружественной встречи всех народов мира.

«Мы сознаем, — сказал виднейший деятель партии Индийский национальный конгресс д-р С. Д. Китчлу, — что настало время отрешиться от недоверия, сомнений и мелочной подозрительности, забыть обо всех разногласиях для того, чтобы найти общий язык с другими людьми, чтобы сообща найти способ положить конец войнам, свирепствующим в Корее, Малайе, Вьетнаме, и способствовать ослаблению международного напряжения...»

Не менее ярко выразил ту же мысль депутат итальянского парламента Р. Терранова. «Самый факт нашей встречи — это уже победа, — сказал он. — Здесь мы доказываем и впредь будем доказывать, что Восток и Запад, что люди разных верований и убеждений могут встречаться для дела мира и избегать вооруженных столкновений...»

Французский писатель и философ Жан-Поль Сартр сказал: «Да, здесь представлены все народы, и все они готовы сообща добиваться мира — так, как это и должны делать народы, то-есть на реальной почве, исходя из реальных требований жизни...»

Этими требованиями были продиктованы все выступления участников Конгресса народов. Бывший германский рейхсканцлер д-р Вирт говорил о необходимости объединения Германии, о необходимости отмены сепаратных договоров, ведущих к войне, и эта необходимость не только не оспаривалась никем, но была признана всем Конгрессом насущной, решающей судьбы всего мира.

Всеобщее одобрение встретила речь известного общественного деятеля Франции Ива. Фаржа о сохранении независимости и безопасности народов. На эту тему, в полном согласии друг с другом, хотя и с разных точек зрения, говорили и члены итальянской делегации, и последователи Ганди из Индии, и представители народов, угнетаемых колониальным режимом. Со всех позиций независимость народов оказалась тесно связанной с их безопасностью и процветанием.

Выступление члена советской делегации Ильи Эренбурга явилось как бы сопоставлением реальных запросов жизни с нереальностью идеи правителей Америки о мировом господстве. И далее естественно следовало предложение высокому Конгрессу «подтвердить право всех народов на национальную независимость, на право жить по-своему, не подчиняясь чужой указке...» А «безопасность всех государств, — сказал он, — должна быть обеспечена Пактом великих держав, ликвидацией различных агрессивных блоков, соблюдением существующих договоров о дружбе и взаимной помощи и возвращением Организации Объединенных Наций к принципам, лежавшим в основе ее возникновения».

Жизненная актуальность этих требований с особой силой раскрылась в суждениях по поводу войн, ведущихся в данное время против народов Кореи, Вьетнама и Малайи. Как представитель Китайской Народной Республики проф. Го Мо-жо, так и глава индийской делегации д-р Китчлу, говорившие об империалистическом характере этих войн и о необходимости их немедленного прекращения, встретили поддержку всего Конгресса.

Достойно внимания, что в свободном развитии дискуссии участники Конгресса не разбрелись по путям отвлеченных рассуждений, не уклонились в стороны от главной нужды нашего времени, но с удивительной солидарностью говорили о необходимости разоружения, о восстановлении международной торговли и о культурном общении народов, т. е. о всем, что должно способствовать ослаблению межународного напряжения и вести к миру.

Такая солидарность, при глубоких различиях в образе жизни и мысли выступавших, ясно выявила жизненный реализм их суждений и позволила придти к согласованным решениям по всем вопросам, вызванным целью укрепления мира между народами.

II

Видное участие в работе Конгресса народов приняли представители различных религий. Значение этого участия хорошо выразил депутат итальянского парламента Джузеппе Нитти, который сказал, что деятели религий, приехавшие из разных стран, напомнили с трибуны Конгресса о долге людей любить друг друга. Иначе говоря, они указали на главное условие, необходимое для реализации благих усилий Конгресса, ибо любовь составляет самые сильные узы, связывающие людей между собою, а без любви не может быть ни доверия, ни уважения, ни сотрудничества, ни мира.

Во имя любви к страждущим братьям христианские священнослужители проявили на Конгрессе весьма полезную для дела мира инициативу: они составили декларацию, в которой призвали христиан всего мира настаивать на прекращении войны в Корее. Эта декларация была подписана не только христианским духовенством, присутствовавшим на Конгрессе, но и всеми представителями других религий.

Излишне подчеркивать, какое впечатление произвел этот акт солидарности на участников Конгресса. Они восторженно аплодировали все время, пока служители всех религий мира длинной чередой проходили через трибуну Конгресса, оставляя на декларации свои подписи. Зримый всеми образ единения религий в защите мира символизировал для Конгресса великое сближение народов, борющихся за мир.

Если сознание родства привело на Конгресс людей различных наций и воззрений, то оно же послужило и взаимопониманию их в процессе дискуссии. Недаром французский представитель движения сторонников мира Пьер Кот, выступая на заключительном заседании Конгресса, сказал: «Сопоставляя наши взгляды, наши точки зрения, мы, к своему удивлению, обнаруживали, что, несмотря на все наши различия, мы очень похожи друг на друга...» Трудно и представить себе в данных условиях более умное напоминание о единстве человеческого рода.

Тем трагичнее представляется отчуждение от этого единства руководителей некоторых христианских Церквей и групп, продолжающих искать союза не с нуждами большинства, а с богатствами немногих, и предпочитающих пользоваться не духовной свободой, а покровительством грубой силы.

Под влиянием такого пагубного рабства они так далеко отходят от Евангельского духа, что самозащиту угнетенных народов принимают за бунт, а владычество угнетателей возводят в непреложный закон жизни. Неудивительно поэтому, что и война в Корее, с истреблением стариков, женщин и детей, с применением напалма и бактериологического оружия, представляется им только этапом крестового похода против «безбожного» Востока.

Против такой позиции западного христианства остро высказался на Конгрессе канадский священник Джеймс Эндикотт. «Я не вижу никакого основания, — сказал он, — которое могло бы позволить нам, как христианам, считать, что член общества «Мау-Мау» в колонии Кения, вооруженный ножом, — это террорист, а англичанин на танке с пулеметом не является таковым».

Обличая явное беззаконие колониальной политики некоторых стран, мужественная правда этого сравнения должна напомнить некоторым христианам Запада одну из страниц Библии, с которой в течение тысячелетий звучат слова: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58, 6).

Мы, разумеется, знаем, что в распоряжении христианства нет таких средств, с помощью которых оно могло бы немедленно исцелить раны человечества, но зато у него есть учение, просвещающее человека, и нелицеприятная совесть, способная направлять моральные силы христиан на искоренение всякого зла и на помощь людям в их борьбе за правду и мир.

Во имя этого долга представители ряда христианских Церквей и присутствовали на Венском Конгрессе, способствуя своим участием в общей работе сближению людей разных наций, верований и убеждений.

III

Плодом сближения и взаимопонимания участников Конгресса народов явились единодушно принятые решения: Обращение Конгресса народов в защиту мира к правительствам пяти великих держав, Воззвание Конгресса народов в защиту мира и ряд рекомендаций, принятых Комиссиями Конгресса по вопросам: независимости и безопасности, прекращения ведущихся в настоящее время войн и ослабления международного напряжения.

В Обращении к правительствам пяти великих держав Конгресс указывает на необходимость отказа от применения силы в международных спорах и приглашает правительства великих держав приступить к переговорам о заключении Пакта Мира.

Осуждая политику силы, Воззвание Конгресса требует немедленного прекращения военных действий в Корее, Вьетнаме, Малайе, Лаосе, Камбодже и прекращения насилий в Тунисе и Марокко, добивающихся независимости; протестует против расовой дискриминации и военных пактов; предлагает добиться мирного разрешения японской и германской проблем; требует прекращения бактериологической войны и запрета на средства массового истребления людей; призывает к переговорам о разоружении и к возобновлению обмена материальными и культурными ценностями между странами; настаивает на одновременном приеме в ООН 14 государств, дабы эта организация могла стать действительным орудием умиротворения народов, и призывает народы мира бороться за дух переговоров и согласия, за право людей на мир.

В рекомендациях трех комиссий Конгресса излагается программа решения важнейших международных проблем, имеющих решающее значение для предотвращения, войны и укрепления мира.

Содержание указанных решений Конгресса народов говорит само за себя и не нуждается в оправдании ни с общечеловеческой, ни с христианской точек зрения. Ясность целей, их нравственная высота и реальность ведущих к ним путей исключают всякое сомнение в возможности положительного исхода борьбы за мир. Потому и самый Конгресс, принявший такие решения, должен быть признан выдающимся событием нашего времени.

О значении Конгресса народов весьма многое говорят впечатления его участников. Одни из них видят главный смысл события в объединении множества людей вокруг одного идеала, другие — в убедительной демонстрации, воли народов к сохранению мира, третьи — в плодотворности свободного обмена мнениями.

Для некоторой части делегатов Венский Конгресс явился доказательством того, что между людьми различных социальных, политических, религиозных и философских концепций и различного образа жизни .могут существовать единство и сплоченность вокруг справедливых и разумных идей. Иные остановили свое внимание на факте привлечения к делу защиты мира общественных кругов, которые до этого не принимали в нем участия.

Конечно, в надлежащей полноте и силе значение Венского Конгресса раскроется в дальнейшем развитии борьбы за мир, и, может быть, не следует делать заключений по этому поводу, прежде чем их подскажет сама жизнь, но и теперь полезно оценить декабрьское событие по его главному смыслу, который мы видим в том, что. в декабре прошлого года в Вене произошло великое сближение народов, внушающее людям самые светлые надежды.

А. ВЕДЕРНИКОВ

Система Orphus