«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1 — 11).
«Тогда» — когда это?
Непосредственно после крещения во Иордане. Не Сам пошел, а был возведен Духом Святым.
Что это значит: почему не Сам пошел, почему возведен был Духом Святым?
Это значит, что Он был истинным человеком и в то же время Истинным Богам, что все человеческое, кроме греха, не было чуждо Ему. Он был подвержен и всем слабостям человеческим. Он боялся и трепетал при мысли о Своем страшном конце — о распятии Своем.
В саду Гефсиманском пред крестом Его Он молился Богу до кровавого пота: Он просил, нельзя ли, чтобы миновала Его эта страшная чаша страданий.
Он боялся страданий, как естественно бояться всякому живому существу, всякому истинному человеку.
Мысль о страданиях, мысль о Его страшном конце не покидала Его, и не раз, а несколько раз Он говорил об этом ученикам Своим.
Говорил с болью сердца — говорил о том, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки фарисеев и книжников, что оплюют Его, будут бить Его и распнут Его (Мрк. 10, 33).
Эти страшные мысли всегда были у Господа Иисуса Христа именно потому, что Он был не только Богом, ко и человеком.
И вся история искушения Его от диавола в пустыне, о которой будет речь моя, есть яркое свидетельство того, что Он был подлинным человеком — Истинным Богом и человеком.
История Его искушения в пустыне опровергает ересь монофизитов Евтихия и Диоскора, которые учили о том, что в Господе Иисусе Христе естество человеческое было поглощено естеством Божественным.
Но естество человеческое в Его Святейшем Лице соединялось неразрывно и неслиянно с естеством подлинно Божественным. В нем были и все чувства человеческие, и воля человеческая. У него были и страдания. человеческие.
И вот Этот Истинный Бог был возведен Духом Святым в пустыню; не Сам пошел, а был возведен Духом Святым.
Что это значит: почему надо было, чтобы Дух Святый повел Его в пустыню на искушение от диавола?
Опять потому, что Он был истинным человеком, опять потому, что трудно было Ему, как человеку, решиться на этот трудный подвиг, подвиг сорокадневного поста, на жизнь в дикой пустыне со зверями, со львами, гиенами, волками. Трудно было Ему решиться на тяжкое искушение, ибо знал Он, что предстоит оно.
Бог Отец и Бог Дух Святой никогда не отступали от Него во время земной жизни Его. Они поддерживали, укрепляли Его в тяжком борении Его. Они помогали Иисусу, и вот именно потому, что нуждался Он в Божественном подкреплении, нуждался в помощи Отца и Святаго Духа, был Он Духом Святым возведен в пустыню и был там со зверями, и не ел, и не пил сорок дней и сорок ночей.
Чем же был Он занят в пустыне?
Зачем нужно было столь долгое пребывание Его в этих тяжелых условиях?
Он готовился к Своему божественному подвигу, к подвигу искупления рода человеческого от власти диавола Кровью Своею. Тело Свое отдавал Он на мучение, на терзание, на умерщвление. Он готовился глубокой, непрестанной молитвой, беседой с Богом Отцом, с Богом Духом Святым.
Ему нужно было уединение, полное отсутствие общения с людьми для того, чтобы всецело уйти в общение с Богом. Ему надо было этим общением укрепить Свою человеческую волю, принять от Бога Отца, от Бога Духа Святаго их Божественную всесильную помощь.
Вот зачем Он был возведен Духом в пустыню, вот зачем постился, абсолютно постился сорок дней и сорок ночей.
А пост для такого подвига необходим. Только в посте и молитве мог Он получить те величайшие силы, которые укрепили Его на подвиг спасения рода человеческого.
Итак, сидел Он, и спал Он на голых камнях. Вокруг Него бродили львы и гиены, а Он молился и не прекращал беседы Своей с Богом.
«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».
Искуситель, древний змий, сатана, приступил к Нему только тогда, когда уже сорок дней Он постился.
Почему раньше не приступил он?
Потому что он знал то, что знают и люди, постившиеся полным постом в течение долгого времени: он знал, что к концу поста двухнедельного, трехнедельного, тем паче месячного ослабляется не только тело человека постящегося, ослабляется и воля его; он начинает жалеть себя, слезы льются из глаз его, слезы слабости, слезы саможаления; трепещет душа его, опасаясь смерти от голода. И воля его расслабляется до такой степени, что начинает он помышлять о прекращении поста, о прекращении подвига своего, об отказе от него.
Это знал сатана, он ждал только момента, когда под влиянием сорокадневного поста ослабеет воля Спасителя, ибо тогда легче будет искушать Его. И вот поэтому через сорок дней он начал искушение свое, проклятое искушение; он сказал Ему:
«Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».
Начал искушать сатана. Как посмел он искушать Самого Господа Иисуса Христа, подлинного и истинного Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы!?
А он, диавол, знал ли это?
Надо думать, что не знал, и прежде всего потому, что если бы знал, то не посмел бы искушать, а в трепете ушел бы от Сына Божия, от Истинного Бога.
Он не знал.
Так думал и великий святитель Божий — Иоанн Златоуст.
Как же объяснить его незнание?
Почему он не знал? Ведь только что слышал он голос Божий в день Богоявления на Иордане:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих».
Он это слышал, но понял ли так, как надо понять: понял ли имя Сына Божия так, как понимаем мы теперь?
Нет, не понял: он считал Его только великим пророком, близким к Богу, близким до подлинного сыновства Богу.
Весь народ, избранный Богом, народ Израильский знал только Единого Бога — Ягве — Иегову. Он никогда не помышлял о троичности Бога в Лицах.
Тайну Св. Троицы узнал род христианский только тогда, когда Сам Господь Иисус Христос открыл ее роду человеческому.
А знали ли Ангелы Божии; знали ли Престолы, и Власти, и Силы, Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, знали ли они тайну о троичности Бога, об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом?
Нет, они тоже не знали.
Св. апостол Павел говорит, что его послал Бог открыть предвечную тайну о спасении язычникам, «дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф. 3, 10—11). И Ангелы не знали тайны воплощения Бога Слова до тех пор, пока тайна эта не исполнилась, а исполнилась она в роде человеческом, в Церкви Христовой.
Только чрез Церковь узнали и Престолы, и Власти, и Начальства, и Силы, и Архангелы, и Ангелы эту тайну — тайну искупления рода человеческого Господом Иисусом Христом.
Можно думать, что даже тайна троичности Бога в Лицах стала известной небесным силам в полной мере только тогда, когда Господь Иисус Христос открыл ее людям, и когда явлена была она на Иордане в день Крещения Господа Иисуса Гласом Бога Отца с небес и сошествием Святаго Духа в виде голубя на Крещаемого.
А если так, то неведомо было это и диаволу, и глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» он не понял в его истинном и глубочайшем смысле.
Он мог подумать, что Иисус только величайший избранник Божий, сын Божий лишь в нравственном смысле.
Именно потому два первые искушения диавол начал словами: «Если Ты Сын Божий».
Зачем это уверение?
Неужели Самому Иисусу надо было удостоверяться в том, что Он Сын Божий!?
Конечно, нет.
Это нужно было для диавола: он для себя спрашивал, спрашивал для разрешения своего недоумения, задавал коварный вопрос Господу Иисусу Христу: если Ты Сын Божий, то сотвори чудо, повели камням стать хлебами. Ведь Ты же погибаешь от голода; ведь Ты чудотворец, почему же не хочешь чудотворную силу Свою употребить на насыщение хлебом, в который превратишь камни.
Сатана знал, что искушение чрева, в особенности человека, голодавшего сорок дней и сорок ночей, весьма тяжело.
Он надеялся победить Христа этим искушением, но не победил, ибо сказал Господь ему в ответ:
«Написано в Писании: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».
Ответ Божественной мудрости, ответ, который не мог бы дать простой человек.
Кто сказал бы, что можно жить без хлеба, жить словом Божиим?
А Христос сказал, а позже, по прошествии веков, многие отшельники подтвердили это своим опытом, ибо постились они всю жизнь, постились непредставляемо для нас: не ели шесть дней в неделю и только в день воскресный принимали немного хлеба и воды и жили по сто лет и более.
Что укрепляло их, что заменяло им пищу?
Слово Божие.
Слово Божие заменяло пищу и Господу Иисусу во время Его поста в пустыне.
Диавол посрамлен, но он не отступил.
«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма и говорит: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Искушение свое диавол начинает опять с тех же слов: «Если Ты Сын Божий.» Докажи мне, что Ты Сын Божий! Если Ты Сын Божий, то исполнятся на Тебе слова псалма 90-го, и Ангелы возьмут Тебя, и не разобьешься Ты, упавши с высоты кровли храма.
Какой смысл этого искушения?
Сатана хотел, чтобы Господь Иисус Христос свою чудотворную силу проявил не так, как должно, использовал бы для пустых чудес.
Подумайте, что было бы, если бы Господь послушался диавола и со. творил такое чудо, если бы взошел на кровлю Иерусалимского храма и бросился бы вниз. Падение Его было бы не простым падением, а тихим а плавным спусканием на землю, ибо поддержали бы Его Ангелы Божии.
Тогда изумленный таким чудом народ преклонился бы пред Ним, как пред величайшим Чудотворцем. Но Он не ищет веры и повиновения Себе путем принуждения, ищет только веры, любви к Себе, повиновения Себе свободного, от чистого сердца исходящего. Он не должен творить таких ложных чудес, какие будет творить антихрист, который соблазнит огромное множество людей.
Он будет творить иные чудеса, побуждением к которым всегда будет Его любовь к людям, Его милосердие, Его сострадание.
Он будет исцелять несчастных параличных, возвращать зрение слепым, даже воскрешать мертвых, чудесно насыщать пятью хлебами пять тысяч человек.
Он сотворит и поразительное чудо хождения по водам Генисаретского озера, но это чудо предназначалось только для учеников Его; при народе таких чудес Он не творил.
А чудеса пустые, чудеса ложные, чудеса, которых требовал от Него сатана, противные Богу, невозможны для Него, Истинного Бога, ибо ничто пустое, ничто ложное, неискреннее, не может быть делом Сына Божия. Потому ответил Христос сатане опять кротко и без гнева словами Св. Писания:
«Не искушай Господа Бога твоего!»
Сатана посрамлен, но приступает к третьему искушению; уже не говорит «если Ты Сын Божий», а действует иначе:
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4, 6—7).
Как смел сатана сказать, что все предано ему, если почти такие же слова сказал о Себе Сам Господь Иисус Христос: «Вся Мне предана суть Отцем Моим» (Лк. 10, 22).
И опять: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28, 18).
Что же, лжет сатана? Нет, на этот раз не лжет, хотя он лжец и отец лжи. Не лжет потому, что говорит только о власти земной, о славе царств земных, которыми он действительно располагает. И Сам Христос называет его князем мира сего. Ведь даст же сатана антихристу всемирную власть и славу, дает власть и богатство тем, которые поклонились ему и прониклись гордостью и злобой, подобно ему. Им сатана всемерно помогает, и потому не лжет он, когда говорит, что власть и слава царств земных предана ему. Кем предана? Не Богом, конечно, а людьми, отвергшими власть Бога и поклонившимися сатане.
А Господь Иисус Христос говорит о совсем иной власти, преданно!? Ему Отцом Его, о всякой власти на небеси и на земли, о власти Божественной, о благодатной власти, о великих дарах Святаго Духа, которые получают от Него возлюбившие Его и последовавшие за Ним. И земной властью и славой в огромной мере награждал Он избранников Своих: Иосифа, сына патриарха Иакова, царя и пророка Давида и сына его Соломона; ибо дана Ему всякая власть на небе и на земле, и награждает Он не только духовными, но и земными безгрешными благами.
Сатана соблазнял Его властью и славой всех царств земных, славой, которую получит антихрист, чтобы отвлечь Его от пути страшных страданий, которыми должен был Он искупить весь род человеческий, но получил достойный Богочеловека ответ:
— Отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Единому служи».
И диавол, отступил. Но, как говорит Евангелист Лука, оставил Христа только до времени (Лк. 4, 13).
Как это до времени? Разве вы не знаете, сколько страданий, сколько искушений от злых книжников, первосвященников и фарисеев, наученных от диавола, потерпел Христос?
Сатана не оставлял Его, когда кровавыми слезами плакал Он, молясь в саду Гефсиманском, когда трепетала душа Его пред страданиями, предстоявшими Ему, — сатана не оставлял Его.
Господь все искушения посрамил: после сорокадневного поста посрамил Он диавола и устоял легко против всех искушений.
«Тогда оставил Его диавол, и Ангелы приступили и служили Ему». (Лук. 4, 13, Мрк. 4, 13).
Это блистательное завершение подвига Иисусова в пустыне: Ангелы приступили, преклонились пред Ним, толпой окружили со всех сторон и стали служить Ему.
Прибавлю еще малое слово:
Сатана искушал Господа Иисуса Христа. Сатана и его ангелы искушают и всех нас, и всем нам надлежит бороться с этими искушениями, всем надлежит, взяв примере Господа Иисуса, отражать все искушения словами Св. Писания.
И если сумеем исполнить трудную задачу, если преодолеем все искушения, будет с нами то же в конце, что с Господом Иисусом. Явятся нам Ангелы, поклонятся нам и будут служить нам.
Заслужим же все мы такую ангельскую честь!
АРХИЕПИСКОП ЛУКА