СТАТЬИ

СРЕТЕНИЕ БОГОМЛАДЕНЦА ХРИСТА СТАРЦЕМ СИМЕОНОМ

Св. Евангелист Лука повествует, что в сороковой день по рождении Иисуса Христа родители Его, во исполнение закона Моисеева, принесли Младенца в храм, чтобы «представить Его пред Господа» (Лк. 2, 22). По закону, мать новорожденного должна была для своего очищения принести в жертву Богу однолетнего агнца или двух горлиц.

Так как Св. Дева Мария, по бедности, не могла принести агнца, то Она взяла двух горлиц — одну во всесожжение Богу, а другую в жертву за грех (Лев. 12, 2—8 ст.). И «выкупила» Христа пятью священными сиклями, равными на наш счет 4 р. 50 к. Эти сикли прознаменовали пять язв Христа на кресте.

С Богомладенцем на руках Св. Дева преклонила молитвенно колена пред Господом и передала Его священнику Захарии.

По Свящ. Преданию, это происходило на том месте, где стояли девицы. Это заметили еврейские законники и стали сурово упрекать священника Захария за нарушение закона. Ибо, по правилам, матери с новорожденными должны стоять на месте жен.

Священник Захарий объявил возражателям, что Св. Дева Мария и по рождении Младенца осталась чистою Девой; поэтому Она стоит теперь на месте дев.

В это время, по откровению Св. Духа, пришел в храм святой старей Симеон. Он был глубоким старцем. По преданию, он был из числа семидесяти переводчиков св. Библии с еврейского языка на греческий. Переводчики трудились в Александрии.

Св. Симеон переводил книгу прор. Исаии. Дошел он до 7 гл., ст. 14. Надобно было переводить слова: «Се дева во чреве приимет и родит сына Еммануила»...

«Дева», по-еврейски Га-алима. Га-алима — дева чистая, девственница, не познавшая мужа. Как такая дева могла стать матерью младенца? И каким словом по-гречески обозначить ее?.

Заколебался св. Симеон. Явился ему ангел и сказал: — Ты усомнился в пророчестве. За это — вот определение Божие: ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь Божественного Младенца.

Вот св. старец и стал жить в ожидании этого чуда. Много лет прошло, а он все жил. Силы его слабели, а смерть не приходила.

Наконец, Дух Божий открыл ему сбытие пророчества: в храм Божий пришла Дева («Га-алима») с чудным Младенцем.

Обрадованный старец поспешил в храм и увидел здесь Того, о Ком болела душа его. «Он взял на руки (Младенца Христа), благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 28—30).

Принял св. Симеон на руки Христа. За это Православная Церковь называет его Богоприимцем. Великая то была радость для св. старца! А для нас отсюда проистекает спасительное назидание. Оно является осуществлением того, что сказал Христос в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8 ст.).

Так: только люди с чистым сердцем, кающиеся и молящиеся, только они в сердце своем видят Бога и явно осязают Его.

Благословив Бога и возвращая Младенца Христа Матери, св. Симеон сказал Ей: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34—35).

В этих словах св. Симеон пророчески определил жизнь Христа: Он будет камнем, о который преткнутся и падут жестокосердные евреи во главе с книжниками и фарисеями; и тем сладостным голосом, за которым пойдут простые сердца, образуя Церковь Христову.

В то же время Христос станет Знаменем «пререканий». В народе одни будут говорить о Нем, что Он «добр» и от Бога пришел; другие восстанут на Него, так что распнут Его.

При кресте Христовом стояла Матерь Божия. Она была свидетельницей ужасных страданий Сына Своего. Сердце Ее разрывалось от горя, когда Она слышала предсмертные вопли Его и это страшное «жажду».

Св. Симеон Богоприимец, как очевидец, пророчески изобразил страдания Христовы на кресте и горе Его Матери, бывшей на Голгофе.

В то время при храме жила Анна пророчица, дочь Фануила из колена Ассирова. Она была восьмидесятичетырехлетней вдовой; проводила жизнь свою богоугодно, не отходя от храма, и служила Богу постом и молитвой день и ночь.

Св. Анна много пророчествовала о Младенце Христе благочестивым людям, ожидавшим «избавления» в Иерусалиме.

Что это были за люди?

Это — те, которые напряженно ждали Мессию. Они, по пророчествам, видели близость пришествия Его: цари из дома Давида прекратились: седмины Даниловы исполнились; на престоле царей сидели идумеяне... Явно, что наступил конец ветхозаветным временам.

Это чувствовалось в широких народных кругах. Потому среди евреев стали появляться лжемессии, которые собирали толпы людей и с оружием восставали против римлян (ср. Деян. 5, 36—37).

Книжники и фарисеи, слышавшие, что о Младенце Христе говорили св. Симеон и Анна, донесли об этом Ироду. Ирод немедленно же распорядился отыскать этого Младенца, чтобы убить Его. Но Богомладенца не нашли в Иерусалиме. Святые Иосиф и Мария, совершив в церкви все, что полагалось по закону Моисееву, возвратились в Назарет. Отсюда же, по повелению Божию, возвещенному чрез ангела в ночном видении, «бежали» в Египет.

Тягостные события окружили явление Спасителя в мир. И родился Он в пещере, куда загонялся скот в ненастную пору; и положен был в скотские ясли; и должен был с Матерью испытывать передвижения с места на место, и, наконец, бежать в Египет.

Так рассказывает об этом Святая Православная Церковь!

ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ

Система Orphus