В настоящее время Православная Церковь в Китае образует Восточно-Азиатский Экзархат Московской Патриархии. В его состав входят пять епархий: Пекинская, Харбинская, Шанхайская, Тяньцзинская и «Синьцзянская. Во главе Экзархата стоит Архиепископ Пекинский и Китайский Виктор — Патриарший Экзарх Восточной Азии.
Духовная помощь Православной Церкви многомиллионному китайскому народу может представляться на первый взгляд совсем незаметной, а между тем в прошлом именно Русская Духовная Миссия в Китае положила начало сближению русского и китайского народов. Достаточно вспомнить, что в течение довольно длительного времени она выполняла дипломатические функции и что по трудам ее выдающихся деятелей наша страна впервые знакомилась с жизнью Китая [1].
За 235 лет деятельности Русской Духовной Миссии на ее репутацию ни разу не падала тень политических подозрений, чего нельзя сказать о миссиях инославных.
Теперь великий китайский народ свободен от порабощения иноземными захватчиками и с помощью Советского Союза строит свое благополучие. Во всех областях народнохозяйственной жизни кипит созидательная работа.
Совершенно естественно, что в таких обстоятельствах китайский народ больше всего ценит мир, как условие плодотворного труда, как возможность дальнейшего развития духовной и материальной культуры. Поэтому вся жизнь современного Китая проходит под знаком борьбы за мир во всем мире, и значение Китая на этом фронте велико. Оно было отмечено в 1950 и 1951 годах присуждением международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» двум выдающимся общественным деятелям нового Китая — г-же Сун Цзин-лин и профессору Го Мо-жо, которые заслужили эту честь своей неутомимой борьбой с империалистической агрессией и трудами по организации национального движения сторонников мира.
В том напряжении внутренних сил, с которым совершается в Китайской Народной Республике строительство новой жизни, умиротворяющий голос Православия может действовать только благотворно. Призывая верующих к труду и молитве, православные архипастыри и пастыри указывают им на пример Матери-Церкви Русской, самоотверженно содействующей благу своего народа и укреплению мира во всем мире. Православные богослужения и проповедь евангельской правды поддерживают в православных китайцах чувство духовного родства с проживающим в Китае верующим русским населением, а через него — с церковными людьми и со всем народом нашей страны. Церковная жизнь объединяет нас, православных, во Христе, Спасителе нашем, всюду, где бы мы ни находились.
Просматривая «Новое Слово», «Новую Жизнь» и другие русские газеты, издаваемые в Китайской Народной Республике, можно видеть в них отражение всех важнейших актов Русской Православной Церкви в защиту мира. Среди них — Обращение Святейшего Патриарха Алексия к духовенству и пастве с призывом подписать Стокгольмское Воззвание, выступления Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая на конгрессах и конференциях сторонников мира, Тбилисское Обращение трех Патриархов к христианам всего мира и другие деяния Русской Православной Церкви в пользу мира.
Те же сообщения о деятельности Русской Православной Церкви можно встретить во многих китайских газетах: «Женминжибао», «Гуанминжибао» (Пекин), «Тянцзинжибао» (Тяньцзин), «Дунбей-жибао» (Мукден), «Чанжибао» (Ханькоу) и в ряде других газет. Поэтому о позиции Русской Православной Церкви в самом важном вопросе современности хорошо знают не только православные китайцы, ко и широкие читательские круги этих газет. Они знают, что Православная Церковь — друг китайского народа.
В первом номере журнала Российской Духовной Миссии в Китае «Китайский Благовестник» за 1951 год, помимо освещения церковной жизни Восточно-Азиатского Экзархата, дан целый раздел, посвященный защите мира. В нем полностью приведено Обращение Предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира с призывом поддержать благородные решения борцов за мир о запрещении атомного оружия и о признании военным преступником того правительства, которое первым применит это оружие. Там же напечатана речь Митрополита Николая на массовом митинге в защиту мира в г. Веле-граде (Чехословакия), его же речь на Втором Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве и Манифест этого Конгресса к народам мира.
В особом послании Патриарший Экзарх Архиепископ Пекинский и Китайский Виктор предлагает настоятелям православных храмов Восточно-Азиатского Экзархата отнестись с особым вниманием к Обращению трех Патриархов и положить его руководящие идеи в основу своих проповедей в защиту мира. Он пишет, что это Обращение созвучно Божественным законам и человеческим чаяниям, что оно, как набатный колокол, отзовется в умах и сердцах всех искренних христиан и будет воспринято как бескомпромиссный голос религиозной совести.
Свою рождественскую проповедь, напечатанную в том же номере «Китайского Благовестника», Архиепископ Виктор посвятил миру, принесенному на землю родившимся в Вифлееме Господом Иисусом Христом. Но далеко не все люди пошли по путям исполнения Его заповедей о любви, к Богу и ближнему; многие остались рабами ненависти и злобы. «Вблизи от нас, в соседней стране, — пишет Архиепископ Виктор, — реками льется кровь человеческая, гибнут в страшных муках насильственной смерти сотни тысяч ни в чем неповинных людей, и больше всего простые люди — мирные жители: старцы, женщины, дети.»
Этой теме были, посвящены рождественские проповеди и во всех православных храмах Китая.
Православное духовенство в Китае продолжает и дальше неустанно проповедывать в защиту мира.
Пример такой проповеди показывает Патриарший Экзарх Архиепископ Пекинский и Китайский Виктор. В сентябре прошлого года он, в сопровождении священника Иоанна Ду, протодиакона Фалалея Мао и инока Серафима, посетил Харбинскую епархию своего Экзархата. Пребывание Экзарха в Харбине совпало с кампанией по сбору подписей под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами. Естественно, что Архиепископ Виктор при посещении харбинских храмов и часовен и на многочисленных приемах произносил перед верующими харбинцами проповеди и речи, темы которых неизменно связывал с борьбою за мир и с призывами поддержать требование народов о заключении Пакта Мира.
Православные харбинцы всюду с энтузиазмом встречали Патриаршего Экзарха, недавно побывавшего у святынь Русской Матери-Церкви и у Святейшего Патриарха Алексия, который прислал православной пастве в Китае свое благословение. Несмотря на будние дни и осеннюю погоду, харбинские храмы, при посещении Экзарха, были переполнены.
На епархиальном собрании харбинского духовенства и представителей от мирян вынесено решение, подкрепленное цитатой из речи Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая: в вопросах защиты мира «молчать нечестно, медлить опасно, бездействовать преступно»; поэтому харбинское духовенство исполняет свой долг перед Родиной и человечеством и единодушно подписывается под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами.
Лист с текстом этого постановления быстро заполнился подписями русского и китайского православного духовенства и множества православных мирян — китайцев. Их иероглифы заняли еще несколько добавочных листов.
После этого собрания православное духовенство Харбинской епархии провело большую разъяснительную работу среди своих прихожан, которые, вместе со всем китайским народом, с готовностью дали свои подписи в поддержку требования о заключении Пакта Мира. С таким же единодушием это требование было поддержано верующими других православных епархий Бостонно-Азиатского Экзархата Московской Патриархии.
Нельзя не отметить, что дело защиты мира явилось той почвой, на которой в Китае началось сближение христиан всех исповеданий. Например: 21 октября 1951 г. профессора и студенты Богословского факультета одного из протестантских учебных заведений Пекина посетили во время Божественной литургии Свято-Иннокентьевский храм Русской Духовной Миссии. Приветствуя на китайском языке представителей инославия, священник о. Пинна Ду сказал: «Вы, конечно, как идейные люди, идете одними путями со всем прогрессивным человечеством, которое стоит на страже мира во всем мире. Наша Православная Церковь также идет в авангарде верующих людей в святом деле борьбы за мир, Да иначе и не может быть, ибо Бог всех христиан есть Бог любви и мира, Бог жизни, а не смерти. И в настоящий момент, когда злые люди готовы ввергнуть все мирное человечество в пучину бед, страданий и безмерного горя,... мы, христиане, должны всеми силами и возможностями защищать мир...»
Приход инославных христиан на православное богослужение сам по себе оказался свидетельством мира, и, подчеркнув это, о. Пинна раскрыл им далее отношение Православной Церкви к стремлению людей жить в мире, труде и благополучии. В заключение он выразил уверенность в том, что посетившие храм профессора и студенты, среди которых есть будущие пастыри, уже присоединились к общему фронту борьбы за мир и дали свои подписи под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между великими державами.
Это отрадное явление христианского единства на почве защиты мира говорит о том, что православное духовенство в Китае своей работой постоянно утверждает мир, как высший смысл человеческого общежития, и высоко держит перед лицом христианского мира знамя Православия.
А. Ведерников
[1] Первые русские синологи: архимандрит Иоакинф (Бичурин), архимандрит Палладий (Кафиров) и др.