ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

ТОРЖЕСТВЕННОЕ СЛАВЛЕНИЕ ХРИСТА

Традиционное славление Родившегося Предвечного Младенца, с принесением Патриарху Московскому и всея Руси Алексию праздничных поздравлений представителями московского духовенства, и в этом, 1953 году, происходило в Патриаршем Богоявленском соборе в третий день праздника, 27 декабря (9 января).

По прибытии в назначенное время (7 час. вечера) Патриарха Алексия в переполненный верующими собор, было совершено, по особому чину, краткое праздничное молебствие.

Молебствие, на амвоне, куда из алтаря проследовал Его Святейшество, перед иконой Рождества Христова совершал настоятель Николо-Кузнецкой церкви в г. Москве, протоиерей В. Д. Шпиллер, в сослужении патриаршего архидиакона Г. К. Антоненко, при патриаршем хоре.

Перед многолетием прот. В. Д. Шпиллер обратился к Святейшему Патриарху от лица московского клира с приветствием.

Он сказал:

«Ваше Святейшество!

Посреди торжественного празднования преславного Рождества Христова и Богоявления, позвольте, в наступившем новолетии, принести Вам почтительнейшие поздравления Вашего московского клира, праздничные приветствия священства Москвы, радостные, исполненные сыновней о Господе любви.

Мы празднуем и радуемся ныне потому, что Бог, сошедый на землю, в Себе воссоединяет небесная и земная. Господь, приемлющий человечество, которое возлюбил, даже до вочеловечения, сочетает Божество Свое с человеческим естеством непостижимою, но неразрывною связью. И се возлежит Младенствующий Творец в убогих яслях, в пещере, однако осеянной славой Божией. Так открывается безмерная Божия любовь к миру.

Ею Бог вызвал мир из небытия к бытию. Ею запечатлел Свой образ, образ Творца и творения. Ею вочеловечивается, чтобы каждый человек, как бы низко ни падал и как бы ни растлевал в себе славу первозданной сообразности Творцу, мог подняться и силой той же любви вновь соделаться самим собой.

И поэтому мы радуемся и ликуем днесь. И вкупе с евангельскими волхвами и пастырями стоим перед священным вертепом, объятые трепетом ответной Богу любви, стоим в лучах озаряющей жизнь вифлеемской звезды.

Загорелась она в далекую, по времени, святую ночь на своде неба над Вифлеемом, но горит и светит ярким светом и в наши дни. И тихий ее свет ласкает душу, и веселит, и просвещает, и освящает, потому что в нем светит миру Божий мир, превосходяй всяк ум (Филип. 4,7).

Ваше Святейшество!

В радостный час праздничной встречи с Вами наши сердца пламенеют любовью к Богу и к Вам, ибо духовными очами, вместе со. многими миллионами людей во всем мире, мы зрим лучезарный свет вифлеемской звезды недалече над нами: в Вашем, Святейший Владыко, великом служении Церкви. Среди сгущающегося мрака, грозно нависшего над миром, именующим себя христианским, это Вы священною дланию указуете всем верующим во Христа единственно истинный путь в храмину, где лежит Отроча и находится Матерь Его (Мф. 2, 11). Путь этот есть путь благой воли в людях и мира.

Хочешь ли, человек, пришедшему к тебе Богу принести дары вместе с евангельскими мудрецами? Шествуй к пещере этим путем. Ты несешь Богу извлекаемое из недр души сверкающее злато ее, вдохновенные порывы творческой ее силы, творческой ее активности, преображающей жизнь? Ты хочешь принести Ему свой ливан, молитвенные воздыхания сердца, возносящиеся к небу, как фимиам? Ты хотел бы к подножию вочеловечившегося Бога принести и смирну — символ сильной, как смерть, любви вместе к Богу и к человеку? Неси, свои дары путем благоволения и мира. Другого пути к Младенцу, в пеленах лежащему в яслях, нет. Вот в чем, быть может, важнейший смысл таинственного знамения убогой, мирной, святой пещеры.

Мы счастливы служить Богу и людям под непосредственным Вашим духовным началом, Святейший Владыко, так как стражем священного знамения вифлеемской пещеры стойте Вы, Святейший, свидетельствуя, о вечной правде и о вечной красоте жизни.

Да укрепит же Господь Ваше Святейшество в сем высочайшем стоянии на высочайшей страже. Да дарует все потребное Вам для прохождения великого Вашего подвига первосвятительского служения, нам всем во спасение, в радость, в утверждение благоволения в людях, во славу Божию Аминь».

Архидиаконом возглашается и хором исполняется многолетие Святейшему Патриарху Алексию со всей его богохранимой паствой.

Его Святейшество поблагодарил за приветствие, поздравил представителей духовенства с праздником и предложил всем выслушать его послание к празднику Рождества Христова в 1953 г.

Настоятель собора, протопресвитер Н. Ф. Колчицкий читает это послание Главы Русской Православной Церкви.

Вслед затем приносили личные праздничные поздравления представители московских священнослужителей — благочинные, настоятели храмов, — представители Антиохийской и Болгарской Православных Церквей — архимандрит Василий и архимандрит Максим, инспектор Московской Духовной Академии и Семинарии проф. Н. П. Доктусов, сотрудники Редакции «Журнала Московской Патриархии», во главе с и. о. Ответственного Секретаря А. И. Георгиевским, сотрудники других отделов Патриархии, представители церковных советов в г. Москве и др. лица.

Патриаршим хором в это время были исполнены кондак «Дева днесь», в композиции Д. С. Бортнянского, и другие песнопения, посвященные празднику Рождества Христова.

Н. Л.

Система Orphus