ИЗ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР В ГОР. ЕЛЬЦЕ
Как великан, высится над городом Ельцом Вознесенский собор, издалека предстающий взору путника.
Этот храм отличается большими размерами и имеет форму высокого каменного квадрата, увенчанного пятью главами, покрытыми серебристой бронзой, над которыми высятся вызолоченные кресты.
В сущности, в своем архитектурном ансамбле собор имеет два, вместе выстроенных, храма: один — летний (трехпридельный) и другой — зимний (двухпридельный). В летней части, к востоку, у алтарей, три больших выступа — апсиды. Зимний храм расположен в западной части собора. Когда вы входите в собор, то сначала попадаете в зимний храм, а затем уже и в летний.
Красива и величественна внутренняя часть собора.
Собор имеет свою историю.
Первоначально соборный храм города стоял неподалеку от настоящего. В 1760 г. каменная соборная церковь во имя Вознесения Господня считалась уже весьма древней, а находившийся при ней трапезный храм во имя святителя и чудотворца Николая был тогда крайне ветх и даже имел расселины. Поэтому начало храма относят, по крайней мере, к XVII веку. Вследствие неудовлетворительного состояния собора прихожане стали ходатайствовать о разрешении воздвигнуть новый трапезный храм, с устройством в нем двух приделов — во имя святителя и чудотворца Николая и св. Димитрия Ростовского, а также и новую каменную колокольню. Но и расширенный храм далеко не соответствовал назначению соборного храма. Поэтому в 1800 г. зародилась мысль об устройстве нового, обширного и красивого по архитектуре, собора. В 1824 г. орловский епископ Гавриил одобрил план собора итальянской архитектуры, больших размеров; но по различным причинам эта постройка не была начата. Однако сбор пожертвований на постройку продолжался. В 1841 г. уполномоченные от прихожан ездили в Москву с просьбой к известному в то время архитектору К. А. Тону, чтобы он составил проект и смету постройки. Составленный архитектором Тоном проект был одобрен Синодом, и в 1844 г. была разрешена постройка. Закладка собора была совершена 29 июня 1845 г. При закладке фундамента было разрыто много могил, так как на этом месте когда-то были кладбище и церковь во имя св., мучеников Кирика и Иулитты. Строительство шло медленно, так как для такой постройки было недостаточно средств. Через десять лет, в 1855 г., были закончены и освящены трапезные приделы (зимний храм) — во имя святителя и чудотворца Николая и св. Димитрия Ростовского. Тогда же здесь было устроено и отопление. В последующее время,. особенно с 1861 г. по 1889 г., постепенно воздвигалась и главная часть соборного., здания с тремя приделами (летний храм). Освящение его состоялось 22 августа 1889 г.
Замечательна по своему устройству внутренняя часть этого храма.
Иконостасы пред всеми алтарями трехъярусные, из золоченого резного дерева. Средний и верхний ярусы — из алебастра и цемента, лепной работы с позолотой. Пол мозаичный, с прокладкой круглых плит белого-мрамора и квадратных серого. Иконостасы сооружены по рисунку московского архитектора А. В. Каминского., а живописные украшения на стенах и иконы в иконостасах выполнены академиком А. И. Корзухиным;
и художником Лебедевым. Размеры главного храма: длина — 39 м., главный алтарь —1 1 м., высота (с крестом) — 84 м.; зимний храм имеет длину 31 м. Надо отметить, что сооружение собора нельзя считать законченным, так как при нем нет колокольни и ограды.
Около собора находится исторический памятник — часовня.
Долгое время здесь стояла старая, вросшая в землю, полуразрушенная каменная часовня — памятник грозного нашествия Тамерлана (Темнр-Аксака). По уходе Тамерлана, оставшиеся в живых и возвратившиеся на разоренное пепелище жители г. Ельца собрали в братские могилы тела убитых. Одна из таких братских могил и находится близ собора. Сначала над ней был поставлен большой деревянный крест, а затем деревянная часовня. Часовня несколько раз возобновлялась. В 1801 г., вместо деревянной, была сооружена каменная часовня и на стене ее была сделана следующая надпись: «Божиею милостию сия часовня вхожея; Вознесения Господня и чудотворцев Николая и Димитрия, а построена над посеченными христианы от безбожного царя Темир-Аксака, собраны и положены вгруп и для того сей честный крест водружен древних лег.» С течением времени часовня вросла в землю и пришла в ветхость. В 1903 г., по указанию археологической комиссии, она была отремонтирована, с соблюдением всех деталей первоначальной архитектуры. В часовню ведет широкая цементированная лестница, идущая вниз; она приводит к подножию креста, под которым покоятся останки убиенных при нашествии Тамерлана.
В настоящее время Вознесенский собор и часовня, как исторические архитектурные памятники старины, находятся под охраной государства.
ИЕРОМОНАХ СЕРГИИ (ПЕТРОВ)