МЕССИАНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРОРОКОВ [1]

В истории Ветхозаветного Божественного домостроительства о спасении человека исключительно важная роль принадлежала пророкам. «Вернейшее пророческое слово», по образному выражению св. апостола Петра, сияло как светильник в темном месте. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).

Еще более определенно о значении пророческого служения и о прямой преемственности между ветхозаветным библейским профетизмом и новозаветным Откровением говорит св. апостол Павел в своем послании к евреям, которое он и начинает такими словами: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего и через Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1—3).

Боговидец Моисей в одной из своих речей к народу еврейскому от лица Господа говорил: «Я воздвигну Пророка из среды братьев их, Такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что повелю Ему» (Второз. 18, 18). В истории еврейского народа ветхозаветного пророка, подобного Моисею, с которым Господь говорил лицом к лицу, не было. В новозаветном понимании приведенные слова относятся непосредственно к Христу Спасителю, «Пророку, сильному в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лук. 24, 19; Иоан. 5, 46; Деян. 3, 22—23; 7, 37; Втор. 34, 10).

Явившийся Эммаусским путникам Луке и Клеопе, но не узнанный ими, воскресший Спаситель для уверения их в том, что Христу надлежало пострадать и войти в славу Свою, привел и объяснил все сказанное о Нем во всем Писании, начав от Моисея, из всех пророков (Лук. 24, 25—27). Таким образом основной темой ветхозаветных, как и новозаветных писаний, является Христос Спаситель, в Ветхом Завете ожидаемый* а в Новом Завете уже пришедший.


Появление на исторической арене пророков восходит к глубокой древности. Апостол Иуда называет пророком уже праотца Еноха (Иуд. 1, 14). Когда Господь посылал Моисея к фараону с требованием отпустить народ еврейский из Египта, то сказал ему: «Смотри, Я поставлю тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить (ему) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону» (Исх. 7, 1—2). После чудесного перехода евреев через Чермное море и потопления в нем фараона и его войска, во главе женского хора, прославлявшего Господа, спасшего Свой народ, выступила сестра Аарона, пророчица Мариам (Исх. 15, 20). Термины «пророк», «пророчица» не требовали истолкования, очевидно как хорошо известные.

Во времена Моисея наряду с истинными пророками были и пророки ложные — лжепророки, которые злоупотребляли этим званием и отвлекали народ еврейский от правильного пути. Господь через Моисея предостерегает. от доверия этим псевдо-пророкам (Втор. 13, 1—3; ср. 18, 22 и др.).

Еще позднее были уже целые корпорации пророков. В Наеафе находилось значительное число пророков под главенством Самуила (Цар. 19, 20—21). Когда царь Израильский Ахав в союзе с Иосафатом, царем Иудейским, отправлялись в поход против Рамофа Галаадского и желали узнать исход своего предприятия, то собрали для этого около 400 пророков. Но все эти многочисленные пророки действовали под внушением «духа лживого» и предсказывали успех похода. Только один пророк Господень Михей предсказывал поражение союзного войска, что потом в действительности и совершилось (3 Цар. гл. 22).

В ряде городов существовали отдельные пророческие школы, где молодые люди — «сыновья пророческие» (нельзя понимать этот термин в буквальном смысле этого слова) получали подготовку к будущему служению под руководством уже опытных в духовной жизни и авторитетных пророков. Такие пророческие школы были в Вефиле, Иерихоне, Навафе и, можно думать, в др. городах. Некоторые пророческие школы были довольно многолюдны. Так, например, в Иерихоне насчитывалось не менее 50 человек «сыновей пророческих». «Сыновья пророческие» были в курсе всех важнейших событий, и прошедших и будущих. Так, например, Вефильские и Иерихонские «сыновья пророческие» были осведомлены о взятии на Небо пророка Илии (4 Цар. 2, 3—5). В некоторых случаях они выполняли ответственные поручения своих руководителей — пророков. Так, например, пророк Елисей поручил одному из «сыновей пророческих» идти в Рамоф Галаадский и помазать в цари израильские некоего Ииуя (4 Цар. 2, 5, 7, 16).

Пророки продолжали свою деятельность вплоть до пришествия в мир Христа Спасителя. Последним ветхозаветным и первым новозаветным пророком следует считать Предтечу Христа Иоанна Крестителя. По этому поводу так говорил Христос Спаситель об Иоанне, обращаясь к народу: «Что ж смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Малах. 3, 1). «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя... ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф. 11, 9—13).


Как то или иное лицо становилось пророком? Воспитание и подготовка к пророческому служению под руководством уже испытанных в духовной жизни пророков не были единственным источником пророческого служения. Были случаи специального призвания пророков к пророческому служению. У пророка Исаии имеется замечательный рассказ о том, как он выступил на путь своей пророческой деятельности. Описывая видение, которое происходило в год смерти царя Озии, пророк рассказывает, что один из серафимов, окружавших Престол Господа Саваофа, прикоснулся горящим углем к устам Исаии. После этого Господь послал к народу еврейскому Исаию как Своего вестника (Исаии, 6).

Пророк Иезекииль рассказывает о своем призвании к пророческому служению несколько детально. Он находился среди еврейских переселенцев на реке Ховаре и был удостоен виденья подобия славы Господней. Пораженный необычным зрелищем, Иезекииль пал на землю. Голос Божий повелел ему встать на ноги. Когда Иезекииль выполнил повеление, Господь сказал ему: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным... и ты скажешь им: будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом... ибо они упрямы... При этом Господь приказал Иезекиилю открыть уста и съесть книжный свиток, на котором пророк успел прочесть три слова: «Плачь, и стон, и горе». Иезекииль выполнил требование Божие (Иезек. 2, 3) и начал свое пророческое служение.

Пророк Амос так рассказывает о своем призвании к пророческому служению. «Я не пророк и не сын пророка; я был пастухом... Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему Израилю (Амос 7, 14).

Ветхозаветные пророки не были простыми предсказателями будущего на подобие языческих прорицателей, хотя в народе они и назывались прозорливцами (1 Цар. 9, 2). Прозорливцем современники называли и пророка Самуила (1 Цар. 9, 11 —19). Основною функцией ветхозаветных пророков в отличие от языческих предсказателей являлось моральное воздействие на современников, религиозно-нравственное воспитание их, подготовка к принятию будущего Мессии.

Пророчица Девора была и судьей среди еврейского народа, и к ней стекалось, как к авторитетному лицу, для разбора своих дел, окрестное население (Суд. 4, 4). Большим авторитетом и сильным моральным воздействием на современников обладал и пророк Самуил. Обличительное слово пророка бесстрашно направлялось и по адресу правительств. Когда царь Давид, пользуясь своим высоким положением, для удовлетворения своей плотской страсти, устранил мешавшего ему Урия Хеттеянина, фактически ставши его убийцей, с грозным обличительным словом явился к нему пророк Нафан. Давид смиренно выслушал обличение пророка Нафана и принес искреннее раскаяние в совершенном преступлении (2 Цар. 12).

Можно вспомнить и другие аналогичные случаи, когда пророки обличали самих царей. После царя Соломона царство иудейское распалось на два. В Иудеи воцарился сын Соломона Ровоам, а в Израильском царстве стал править некто Иеровоам. Чтобы обособить своих подданных от Иерусалима, как религиозного центра, Иеровоам поставил двух золотых тельцов, одного в Вефиле, другого в Дане, провозгласил их богами и установил им празднество. И вот, когда Иеровоам стоял в Вефиле у жертвенника, явился к нему пророк («человек Божий») и от имени Господа предсказал и разрушение жертвенника и гибель создателя его. Когда царь простер свою ручку с приказанием схватить пророка, рука его одеревенела. Иеровоам осознал свою вину, и, по молитве пророка, рука его снова стала действовать (3 Цар. 13).

Самым ярким изобличителем языческого нечестия правителей народа еврейского является пророк Илия Фесвитянин, слово которого горело, как светильник (Сирах. 48, 1). Время пророческой деятельности падает на годы правления израильского царя Ахава. Ахав делал неугодное пред очами Господа более всех, бывших до него. В этом отношении ему соответствовала и, возможно, направляла его на этот путь его жена

Иезавель, дочь Сидонского царя. В царстве Израильском был введен культ Ваала, на службу которому было поставлено восемьсот пятьдесят пророков. Ахав и Иезавель со всею яростью стали преследовать и истреблять служителей и почитателей Господа Бога. Из пророков Господних оставался в живых только Илия Фесвитянин, который и вынес на себе всю тяжесть борьбы с языческим нечестием (3 Цар. 3, 17—22; 4 Цар. 1, 1—25).

О высоком значении пророческого служения в народе еврейском говорит и то, что термины пророка и священника приводятся всегда параллельно. Обличая священников за потворство нечестию вверенного их попечению народа еврейского, Господь одновременно упрекает в этом и пророков (Иер. 5, 3, 13; 6, 13—8—10, 7, 25—26 и др.).

О высоком и ответственном служении ветхозаветных пророков Сам Господь Бог говорил пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня» (Йез. 3, 17, тоже 33, 7). Если пророк по нерадению не удержит беззаконного от его пути, то он будет виновником его гибели. Но если пророк использует все средства, чтобы обратить беззаконного на путь истины, но все это окажется безрезультатным, то ответственности пред Богом пророк подлежать не будет. Если праведник будет совращаться с пути своего, а пророк не станет удерживать его, то он станет виновником его гибели. Наоборот, если пророк удержит праведника от греха, то это будет вменено пророку в большую заслугу (Иез. 3, 18—21).


Дошедшие до нас литературные памятники деятельности ветхозаветных пророков дают с предельной ясностью картину великого значения ветхозаветных пророков в жизни еврейского народа. Пророк от имени Господа дает оценку политической деятельности еврейских правителей, осуждая бесполезные политические их союзы с соседними царями вместо того, чтобы устранить коренную притону надвигавшейся опасности. В книге пророка Исаии мы находим превосходное описание современной ему политической конъюнктуры, сложившейся на Востоке, которая так или иначе должна была затронуть и народ еврейский. Но решающее влияние на судьбы еврейского народа оказывали его внутренние язвы. Пророк Исаия дает исключительно яркую картину морального разложения своих современников. Народ, находившийся под особенным покровительством Иеговы, виноградник Его, развратился от верхов до низу: даже правители его стали сообщниками преступников. Народный организм настолько покрылся греховною язвою, что не находилось места, к которому можно было бы приложить целебный пластырь. Расчет делался на множество жертв и всесожжений. «Но к чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред Лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?.. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать то... тогда придете — и рассудим, — говорит Господь...» Пророк предвидит исправление (обращение) Иерусалима, который снова станет городом правды и верною столицею. (Ис. 1, 4—6, 11 —13, 26—27). От печальной действительности взоры пророка обращаются к славному мессианскому будущему Сиона. «И будет в последние дни, гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 2—4). Почти дословно повторяет эти слова пророка Исаии и другой ветхозаветный пророк Михей (Мих. 4, 1—3).

Сопоставим с приведенными словами пророка Исаии дальнейшее описание им славы Иерусалима: «Восстань, светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот тьма покроет землю, и мрак народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою... И будут всегда отверсты врата твои, и не будут затворяться ни днем, ни ночью...» (Ис. 60, 1—2, 11). Никак невозможно отнести описываемое пророком Исаией будущее Иерусалима к временам, непосредственно послепленным. Без всяких натяжек можно видеть в будущей славе Иерусалима славное величие Нового Иерусалима, ибо только к нему, к его свету пришли народы, и только его ворота не были закрыты ни днем ни ночью. Кипарисом, певгом и кедром украшено место святилища Господнего и прославится подножие ног Его (Ис. 60, 3, 13).

Пророк Исаия не был единственным пророком-обличителем современного нечестия, давившего объективно религиозное и целостное созерцание жизни богоизбранного народа в ее прошедшем, настоящем и будущем. Пророк Иеремия, современник тяжелых событий в жизни еврейского народа, горячо оплакавший эти события, объясняет и подлинную причину обрушившихся бедствий: это — невнимание к слову Божию, возвещаемому народу через пророков. «Господь, говорит пророк Иеремия, многократно посылал к вам (евреям) пророков, с раннего утра, но вы не слушали и не приклонили уха своего, чтобы слушать этих пророков Шер. 25, 4). Но были ложные пророки, которых поддерживали и недостойные священники, гадатели, сновидцы и волшебники, которые потворствовали порокам народа еврейского и вели его к гибели. Этих пророков вы слушали (Иер. 23, 2—40; 25, 4; 26, 7—10). За свои беззакония народ еврейский получит соответствующее наказание, но «в мере». После понесенного заслуженного наказания будет «возвращен плен шатров Иакова...» и город опять будет построен на холме своем и храм устроится попрежнему (Иер. 30, 18). «И наступят дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... и вложу закон Мой во внутренностях и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, .а они будут Моим народом» (Иер. 31, 31—33).

Прекрасную картину великого значения ветхозаветных пророков и пророческих слов в жизни еврейского народа рисует деятельность пророка Иезекииля, поставленного Господом как бы «стражем дому Израилеву» (Иез. 3, 17). Как и его предшественники Исаия и Иеремия, рисуя внешнюю обстановку своего времени, Иезекииль сурово бичевал «мерзости» Иерусалима (Иез. 16, 2). Резко осуждал официальных пастырей (священников) Израилевых (Иез. 34) и лжепророков (Иез. 13). Но как ни велики были эти мерзости, для дома Израилева не отрезан путь к лучшему будущему. От имени Господа пророк должен был сказать народу еврейскому, что Господь Бог не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. «Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать Вам, дом Израилев?» (Иез. 33, 11). Обрушившиеся на народ еврейский тяжелые бедствия, плен вавилонский и превращение земли иудейской в пустыню очевидно должны были возыметь благотворное действие. Прекрасно изображает это пророк Иезекииль, описывая одно из своих видений. Он видел поле, усеянное сухими человеческими

костями. Но по слову Божию эти сухие и рассыпавшиеся кости стали сближаться, составлять остовы, которые покрывались плотью, а затем и ожили. Господь тут же объяснил Иезекиилю, что виденные им сухие, но ожившие, кости — дом Израилев. Пророк должен был передать своим современникам: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей» (Иез. 37, 1 —14).

Взоры Иезекииля простираются далее времен, непосредственно следующих за освобождением от плена. Пророк видит своим духовным взором восстановленный храм, восточные ворота которого были затворены. Господь сказал пророку: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и ни какой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44, 1—2). Христианское толкование вполне основательно данное пророчество Иезекииля относит к временам мессианским. Поэтому это замечательное место из пророчества Иезекииля Святая Церковь предлагает вниманию верующих во дни Богородичных праздников.

Пророк Даниил рассказывает, что он однажды молился Господу и исповедал пред Ним грехи народа своего, за которые этот народ понес заслуженное наказание. Но Даниил при этом сознавал, что у Господа милость и прощение. Об этом прощении Даниил и просил Господа. Явившийся Даниилу архангел Гавриил открыл ему, что гнев Господень на народ Свой не беспределен и что семьдесят седьмин определены для того, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, чтобы приведена была правда вечная и запечатано было видение и пророк и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей, сказал Гавриил Даниилу: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет... (Дан. 9, 24—26). Семьдесят седьмин пророка Даниила — одно из замечательных мест ветхозаветных пророчеств, с точностью указывавшее на время пришествия в мир Христа Спасителя, В таком же духе и направлении протекала пророческая деятельность и остальных пророков, о которой мы можем судить по дошедшим до нас литературным памятникам.


Главным предметом ветхозаветных пророчеств был Мессия — Христос. Пророки подготовляли народ еврейский к достойному принятию Его. В обличение неверовавших в Него иудеев Христос Спаситель однажды прямо сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5, 39) «Не думайте, продолжал Он, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Иоан. 5, 45—46). Явившийся ученикам по воскресении Своем Христос Спаситель в доказательство того, что они видят не призрак, а действительно воскресшего, сослался и на свидетельство о Нем ветхозаветного Писания: «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах» (Лук. 24, 47; ср. Матф. 26, 54—56).

В книге Деяний Апостолов рассказывается, как евнух, вельможа царицы Ефиопской, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращаясь домой и сидя на колеснице, читал книгу пророка Исаии. Дух Святый направил к нему одного из учеников Христовых — Филиппа. Евнух читал и никак не мог понять следующее место из книги пророка Исаии: «как овца Он был веден на заклание, и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» (Ис. 53, 7—8). Для уразумения прочитанного евнух обратился к Филиппу, который и дал ему правильное объяснение данного места из книги пророка Исаии. В результате евнух крестился (Деян. 8). На суде у Агриппы, доказывая мессианское достоинство Христа Спасителя, ссылался на Моисея и пророков апостол Павел (Деян. 26, 22). То же он делал и в Риме (Деян. 28, 23).

Образцом того, как апостолы и первые последователи Христа осмыслили для себя события Ветхого Завета, служит речь архидиакона Стефана (Деян. 7). Христос, грядущий в мир для спасения человечества, — основная тема ветхозаветного профетизма.

По-разному именуется грядущий Мессия. Примирителем, Которому будут покорны народы, называет Его престарелый Иаков (Быт. 49, 10). Валаам, призванный Валаком для проклятия народа еврейского, именует Его Звездою от Иакова и жезлом от Израиля (Числ. 24, 17). Изнемогающий от тяжелых страданий Иов выражает уверенность, что его Искупитель жив (Иов, 19, 25). Пророк Исаия, чудесного Младенца, родившегося от Девы, именует Эммануилом, Чудным, Богом Крепким, Отцом вечности, Князем мира (Ис. 9, 6). Отрок Иеговы, избранный Его, Который понесет на Себе человеческие немощи и болезни и будет изъязвлен за грехи людей и мучим за их беззакония, вызывает у пророка Исаии недоуменный вопрос: «но род Его кто изъяснит?» (Ис. 42, 1; 53, 8 и др.).

Если собрать воедино все высказывания пророков о будущем Мессии, то мы получим описание жизни Христа Спасителя от Его рождения в Вифлееме Иудейском до последнего вздоха на Кресте, когда Искупитель человечества произнес: «Совершилось!» (Иоан. 19, 30). Совершилось то, о чем вещали ветхозаветные пророки, о чем писалось в священных, боговдохновенных ветхозаветных книгах. Евангелисты, передавая об отдельных событиях в жизни своего Учителя, всегда добавляют: «ибо так написано через пророка...», «тогда сбылось реченное через пророка...», «это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка...» и т. д.

Особенно подробно описал мессианские времена пророк Исаия с такою отчетливостью, точно он стоял у подножия Голгофского креста. Пророку Исаии принадлежит пророчество о рождении Христа от Девы (Ис. 7, 14). На это пророчество ссылается евангелист Матфей, рассказывая о рождении Христа Спасителя (Мф. 1, 22—23). Пророк Михей отмечает и место рождения Спасителя мира: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных...» (Мих. 5,2). Пророк Иеремия предсказал избиение вифлеемских младенцев Иродом (Иер. 31, 15). Бегство Иосифа и Марии с новорожденным Христом в Египет предносилось пророческому взору пророка Осии (Осии 11, 1). Предтечею грядущего Мессии будет Его ангел. — Евангелист Марк, рассказывая о деятельности предтечи Иоанна, ссылался на пророчество об этом предшественнике Христа пророка Малахии (Мрк. 1, 2; ср. Малах. 3, 1). Когда евангелист Матфей рассказывает о деятельности Иоанна Предтечи в пустыне иудейской, он добавляет: «ибо он тот пророк, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»

Матф. 3, 1—3; Исаии 40, 3). Пророчество Исаии о Мессии, на Котором почиет Дух Господень, и Который будет благовествовать нищим и исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпускать измученных на свободу и проповедывать лето Господне благоприятное, Сам Христос Спаситель отнес к Себе и Своей деятельности (Лук. 4, 17—21; Ис. 61, 1—3). Подобные параллели можно было бы продолжить до бесконечности. Ученики Христа Спасителя, которым Он, по свидетельству евангелиста Луки, «отверз ум к уразумению Писаний» (Лук. 24, 25), ясно уразумели, что именно так «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лук. 24, 26). Когда строилась на земле юная Христова Церковь, то среди других харисматических дарований существовал и дар пророчества «людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14, 3—4). О пророках, пришедших из Иерусалима в Антиохию, рассказывает книга «Деяний Апостолов», при этом один из них (Агав) назван по имени. Эти пророки предсказали голод (Деян. 21, 27—28), а один из них (Агав) предсказал апостолу Павлу узы в Иерусалиме (Деян. 21, 11).

Харисматические дарования: дар языков, дар пророчеств и другие с течением времени, когда первенствующая Церковь Христова окрепла, прекратились. Но их историческая роль и значение были весьма для своего времени значительны, о чем говорит св. апостол Павел (1 Кор. 14). Если мы вчитаемся в слова ветхозаветного пророка Иоиля, то без всяких затруднений сможем провести преемственную связь и аналогию между пророчествами ветхозаветными и пророчествами новозаветными (Иоил. 2, 28—29). Источник, смысл, характер, назначение и предмет их одни и те же.

В. Никонов

[1] Статья автора печатается в сокращении.

Система Orphus