КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В богослужебных книгах Крещение Господа от Иоанна называется Богоявлением.

В крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение, как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира (Ио. 1, 29). Таково новозаветное Богоявление.

Оно было отличным от Богоявления, какое было Моисею у горы Синая.

Так, при даровании Закона, Господь говорил с Моисеем, но Лица Своего ему не показывал, ибо человек, видевший Господа, не мог остаться живым [1].

Теперь в лице Иисуса Христа «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ио. 1, 14).

«На другой день, — читаем в Евангелии, — видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ио. 1, 29, 31).

Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма ангелов, а как смиренный израильтянин. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог — не повелительно, а как смиренный простой человек, просящий совершить над Собою крещение во исполнение «правды» Божией. Об этом поет Святая Церковь: «Яко человек, на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче».

«Ко гласу вопиющего в пустыни: «уготовайте путь Господень», пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха...» (Тропарь 3-й и «Слава и ныне» к тропарям при Последовании великого освящения воды).

Итак, «не ведый греха», лично безгрешный, Господь, начиная мессианское служение, приходит к Иоанну, чтобы принять от него крещение покаяния.

Зачем это было нужно?

Это было раскрытием тайны Божией, сокрытой во Христе. Господь наш Иисус Христос был не Бог лишь, а и человек, потомок из рода Давидова. Как Бог, Он был «не ведый греха»; но, как человек, Он подлежал наказанию за грех адамов.

О крещении Христа Спасителя евангелист Матфей рассказывает так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 13—15).

Озаренный Духом Божиим, Иоанн узнал Христа, пришедшего к нему «в рабии зраце», — и потому «удерживал» Его, считая себя недостойным крестить «в покаяние» Того, Кто не знал греха. Но когда Господь указал ему, что Правда Божия требует, чтобы всякий, вступающий в Царство Его, должен креститься в воде, — Иоанн «допускает» Его.

В Евангелии ясно сказано, что, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3, 16). Крещение происходило «в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ио. 3, 23).

Так как евангелисты говорят об Иордане, — ясно, что под водой здесь надобно разуметь именно воду. В этой воде крестил Иоанн, крестил (в греческом подлиннике) «погружая в воду». Для этого Иоанн выбрал и место на Иордане, где было «много воды».

«Правда» Божия требовала, чтобы Безгрешный Христос — Основатель Христовой Церкви — крестился в воде, чтобы таким образом показать людям путь спасения во Христе.

Православная Церковь матерински относится к детям своим, всех охраняя от заразы греховной.

Евангелист Матфей заключает повествование о крещении Господа словами: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из-воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16—17).

Это евангельское повествование описывает не только форму крещения, но удостоверяет Иоанну и Лицо Крещаемого. Господь, после крещения, вышел из воды. Значит, без воды христианское крещение не может совершаться. А так как Иоанн крестил в Еноне, где было «много воды», — несомненно, что крещение он совершал через погружение в воду. И, следовательно, всякие попытки крестить без воды надобно считать недопустимыми.

Господь говорил апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

В этой заповеди Иисуса мы слышим о троичности Божества; потому с апостольских времен, древние христиане крестили верующих троекратным погружением в воду.

По слову Писания, крестившиеся получали Св. Духа. Ибо, как учит апостол Павел: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римл. 8, 9).

Но, чтобы получить Духа Божия, верующему надобно быть членом Церкви Божией. В Церкви сначала апостолы через руковозложение низводят благодать Божию на крещаемых, а потом, после апостолов, их преемники чрез миропомазание делали то же. Кто в Церкви Божией не состоит, тот и Духа Божия не имеет. Тот — не Христов.

Прот. Д. Боголюбов

[1] Ср. Исх. 20. 19; 33, 20.

Система Orphus