(К выступлению Святейшего Патриарха Алексия на Четвертой Всесоюзной конференции сторонников мира)

Четвертая Всесоюзная конференция сторонников мира, состоявшаяся 2—4 декабря 1952 года в Москве, подобно трем предыдущим, имела значение, которое выражено ее наименованием. Со всех концов нашей необъятной Родины собрались в Колонном зале Дома Союзов посланцы братских народов, представители почти всех видов физического и умственного труда, служители всех религиозных верований, чтобы выразить свою волю к миру и обсудить способы его укрепления.

Созывом этой конференции народы нашей страны еще раз подтвердили себе и всему миру, что среди забот и трудов, созидающих благополучие, силу и славу нашей Родины, они ни на минуту не оставляют без внимания главной своей заботы о предотвращении новой мировой войны и всю свою жизнь направляют к разрешению этой задачи.

Основной доклад и многочисленные выступления участников Конференции по этому докладу показали, как героичны и самоотверженны усилия наших народов сохранить мир в условиях непрекращающейся подготовки империалистического лагеря к войне. Борьба за мир трудна, но важнейшее условие победы, — в наших руках; на него указал вождь Советского народа И. В. Сталин, который сказал: «Что же касается Советского Союза, то его интересы вообще неотделимы от дела мира во всем мире».

Об этом говорили все делегаты Конференции. О том же сказал в своей речи и Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий, избранный в Президиум Конференции. Его краткое выступление прозвучало как голос всей нашей Церкви, постоянно бодрствующей в молитвах и пекущейся о спасении мира, прозвучало состраданием к бедствиям человечества и радостью о его добрых делах и стремлениях.

Вслушиваясь в каждое слово, сказанное Патриархом, нельзя было не почувствовать, как близко к сердцу принимает Русская Церковь судьбы нашего народа и всего мира. Для нее «отрадно сознавать, чго вся наша многонациональная страна едина в своем стремлении к миру». Эта радость Церкви, выраженная устами Патриарха, полна глубокого смысла. Ведь Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует людям необходимость всеобщего союза любви и согласия. И когда Церковь видит движение человечества от разрозненности к сплочению, то радуется этому, как признаку будущего его единения.

Не может не радоваться Русская Церковь моральному единству народов нашей страны и потому, что в это единство входят и ему способствуют церковные люди. Оставаясь таковыми в общем деле улучшения жизни и человеческих отношений, они вносят в него скрепляющую силу своей веры и животворящий дух своей любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, они показывают миру высший образец человечности.

Для Церкви еще более отрадно видеть, что стремление нашего народа к миру не остается беспредметной мечтой. Им полны «наши мысли и чувства, им живет и волнуется душа нашего великого народа», — сказал Святейший Патриарх. «Не жаждой ли мира вдохновляются его созидательные труды, — добавил он дальше, — и не это ли самое вдохновение рождает поразительные успехи во всех областях нашей народно-государственной жизни?»

Действительно, грандиозные масштабы мирного строительства в нашей стране достойны удивления. И никак нельзя себе представить, чтобы плоды таких неимоверных трудов создавались в намерении отдать их в жертву разрушительной войне. Только несокрушимая вера может двигать горами и внушать спокойствие в грозных обстоятельствах нашего времени. Только твердая воля миллионов людей имеет возможность преодолеть угрозу войны сознательным и всеобщим трудом, если он направлен на великую цель всеобщего мира и процветания.

Народы нашей страны и стремятся провести эту возможность в жизнь, показывая всему человечеству пример морального единства и созидательного труда. И наша Церковь, устами Патриарха, снова и с отрадою свидетельствует о высокой нравственной целеустремленности трудовых подвигов нашего народа, о том, что «движущей силой его достижений является не борьба за существование, не страх перед нуждой и не жажда стяжания, а сознательное стремление к общему благу».

Именно такое значение имеют обширные мероприятия нашего государства по строительству и благоустройству городов, по преобразованию природы и по охране народного здоровья; той же заботой о человеке, о всеобщем благе дышит наше содействие братским народам других стран, сочувствие угнетенным нациям и помощь голодающему населению Индии.

Мы трудимся не для себя только, но и для других, для всеобщего благоденствия и призываем всех людей на земле к мирному сотрудничеству. А это и есть практический шаг к осуществлению того нравственного идеала, который проповедует Церковь Христова.

Будем ли мы углубляться в мотивы мирного строительства нашей страны или обратимся к ее международной политике — всюду обнаружим действие идеи мира. «Наши представители в Организации Объединенных Наций, — сказал Святейший Патриарх, — последовательно и мужественно отстаивают право народов на мир, требуя всеобщего разоружения, запрещения атомного и бактериологического оружия, прекращения ведущихся войн и мирного разрешения всех международных вопросов и споров. И наша страна не напрасно рассматривается всеми народами, как твердый оплот, как несокрушимый бастион мира».

Так просто и глубоко отметил Святейший Патриарх важнейшие факты жизнедеятельности нашей страны: единство в стремлении к миру, заботу о всеобщем благе и мирное направление международной политики.

Вполне естественно, что Русская Православная Церковь не может не сорадоваться и не содействовать славным делам нашего народа. Как в прошлом она не отстранялась от участия в народно-государственной жизни, так и теперь, в условиях отделения от Государства, Церковь

находит немало возможностей помогать — в целях служения Христу — верующим людям, а через них и всему народу, в борьбе за мир, за правду жизни. Отвечая на вечные запросы духа, Церковь велит нам следовать правде земной жизни, чтобы стать достойными Небесного Царства. Указывая на загробный идеал, Церковь предлагает идти к нему путем нравственного преодоления зла в самих себе и в окружающей среде.

Нет необходимости распространяться о том, каким важным этапом этого пути является борьба со злом войны. Против него поднимается все человечество во главе с нашим народом. Вместе с ним поднялась и Русская Православная Церковь, «которая за время своей истории,— сказал Патриарх, — никогда не переставала благословлять борьбу за мир».

Но бороться против войны должна не одна Русская Церковь, не одно Православие, а все христианство в целом, ибо у христиан — один Христос, одно Евангелие. И не только христианство, но и все остальные религии, признающие любовь основой человеческого общежития, должны способствовать водворению мира среди людей и народов.

Поэтому в мае месяце 1952 года «по нашей инициативе, — сказал Патриарх, — была созвана для обсуждения вопроса о совместной работе в защиту мира Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР, происходившая в г. Загорске, в здании Московской Духовной Академии». Конференция обратилась к духовенству и верующим всех религий мира с призывом «создать нравственную преграду разгулу страстей, побуждающих к нападению на мирных соседей, и заранее осудить его как преступление против морали и человечества».

Эту преграду войне наша Церковь стремится воздвигнуть вместе со всеми народами, осознавшими спасительность мира. Присутствуя на всех международных конгрессах сторонников мира, она неустанно призывает христиан к единству в его защите. «Ибо Церковь, — сказал в конце своей речи Патриарх, — рассматривает, человечество, как одну семью, и простирает овои упования на весь мир».

В последних словах Святейший Патриарх выразил особенно великую и утешительную истину. Мы знаем, что единство человеческого рода сознается всеми людьми, хотя и не всеми должным образом принимается. Но в достоинство семьи возводит всех людей именно Церковь Христова, которая считает их детьми Отца Небесного и ставит своей целью спасение всего человечества, всего мира.

Никто не исключается из всемирного круга спасительной заботы Церкви, которая в этом смысле простирает свои упования на весь мир.

Из этих спасительных упований вырастает отношение нашей Церкви и к самой главной нужде современного человечества — к его стремлению предотвратить войну и укрепить мир на земле. «Пусть народы узнают, —сказал Патриарх, — что наша Церковь не перестанет быть их верной спутницей в искании мира и будет всегда поддерживать дух ищущих мира и борющихся за мир и словом веры, и подвигом молитвы, и благословением Божиим, которым держится вся Вселенная».

Насколько существенно содействие веры нашей — свидетельствует она сама, как восприятие Духа Божия, Который дает жизнь нашей душе и сообщает ей смысл, освещающий решение всех жизненных задач. О силе молитвы знает всякий, кто молится. А благословением Божиим создан мир и законы, им управляющие.

Силою благословения Божия созидается на земле и Церковь Христова — этот «Столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15), возносящийся среди изменчивых понятий мира, это таинственное Тело

Христово (Еф. 1, 22—23), соединяющее в союз деятельной любви всех верующих в Искупление рода человеческого.

Призывая нас творить плоды, достойные покаяния, Церковь неустанно призывает верующих людей улучшать земную жизнь, которая является нашим путем к жизни будущей, совершенной.

С глубокой верой в наступление этой жизни Святейший Патриарх воздал, по Апостолу, «славу и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 10), и в заключительных словах своего выступления призвал нас быть не ленивыми иждивенцами милости Божией, а твердыми поборниками Правды, имеющей рано или поздно соединиться с Истиною.

А. Ведерников

Система Orphus