Дорогие друзья, дорогие братья!
Тяжкие свинцовые тучи продолжают сгущаться над горизонтом, множатся, ползут, все шире захватывают небосклон. Зловещая черная тень ложится на города и долы, на мирные поля и пастбища. Душен предгрозовой воздух, и все труднее дышать человеку на земле. В третий раз на протяжении жизни одного человеческого поколения зверь войны, еще более жестокий, чем раньше, еще более свирепый, готов вырваться на волю.
Я приехал из той страны, где небо неизменно остается свободным и чистым ог этих сгустившихся над человечеством туч войны. Спокойна и земля моей Родины, уже залечившая свои раны мирным трудом великой семьи братских народов. С ее морей и каналов, создаваемых для орошения пустынь и повышения урожайности полей, не поднимаются к небу туманы злобы и ненависти, а строительство жилищ, заводов, фабрик, детских домов и приютов старости не угрожает нападением на города и селения других стран.
С удивлением и восторгом убеждаются народы в том, что империалистическая вакханалия подготовки к войне не отражается ни на спокойствии, ни на развитии моей страны, где все дышит верой в мирное сожительство людей, все направлено к утверждению мира между народами.
Конечно, эта вера и мирный труд, ею вдохновляемый, не означают неосторожной беспечности или игнорирования опасности. Но проискам поджигателей войны у нас противопоставляются спокойное сознание своей мощи и неустанная борьба за мир.
В то время, как империалисты истощают народы гонкой вооружений, наши волжские, донские, днепровские и многие другие плотины создают силу и благополучие нашего народа, как преграду войне.
В то время, как империалисты окружают нашу страну военными базами и разрывают с нами мирные связи, наш Союз прокладывает пути дружбы между народами в виде новых морей и каналов.
В то время, как империалисты воюют в Корее, Вьетнаме, Малайе и сеют вражду между народами, Советский Союз борется за мирное разрешение всех международных вопросов и показывает пример мирного сотрудничества братских народов, не знающих национальной розни и дискриминации.
В своих отношениях с другими народами и государствами Советский Союз руководствуется исключительно соображениями мира, взаимной помощи и сотрудничества, что ясно всякому, кто смотрит на положение вещей своими глазами, без предубеждения.
Насколько мирная политика моей Родины отвечает интересам и стремлениям народных масс, показывает моральное единство нашего народа в труде и в борьбе за мирную жизнь всего человечества. Мир — эта вожделенная цель христианских упований — объединил в нашей стране всех людей, верующих и неверующих, в одну огромную гражданскую семью.
Это единство подтверждается не только единодушной поддержкой Обращения Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами, но и опытом Конференции представителей всех Церквей и религиозных объединений в СССР, проведенной, по инициативе нашего Патриарха, в мае текущего года.
Конференция религий нашей страны показала полную возможность слияния всех существующих в мире нравственных сил для борьбы с разжиганием войны и для облегчения путей к мирным соглашениям между народами, ибо в данных условиях это дело оказывается выше религиозных различий.
Все мы знаем, что и на всем земном шаре с каждым днем увеличивается число не согласных умирать, — умирать вслепую, умирать безидейно, бессмысленно, позорно. Активная борьба за мир уже давно перестала быть уделом отдельных людей, поборников человеческого братства на земле, защитников человеческого права на мир и мирный труд. На священную войну эту поднялись целые государства, народы. И в самом капиталистическом мире уже нет такой страны, где, одолевая все препятствия, не укреплялся бы и не ширился с каждым месяцем, с каждой минутой стан борцов за мир. Наш Конгресс — прямое свидетельство этого.
Ради этой великой и жизненно важной цели — защиты мира — созван настоящий Конгресс народов.
Но прежде чем сказать свое слово в пользу нашего общего дела, хочется правильно осмыслить значение этого великого собрания...
Христианская позиция, на которой я стою в решении всех вопросов жизни, ограждает меня от. опасности быть непонятым или обвиненным в односторонности взгляда. К тому же трудно себе представить более широкую и духовно независимую позицию, с которой можно было бы более успешно защищать интересы всех народов, не затрагивая их политических убеждений и режимов.
Несомненно, что течение истории видимо и ощутимо вышло за грани отдельных культур и народов и стало подлинно всемирным течением, в которое включаются все народы земли.
Не менее достоверно и то, что претензия на мировую гегемонию не может иметь теперь ни морального, ни политического кредита в глазах современных народов.
Поэтому война, как путь к мировому владычеству, стала предметом всеобщего осуждения. Тем более недопустима она в решении более частных международных споров.
Мы воочию видим, как содержанием истории становится свободное самоопределение народов, а ее смыслом — их мирное сосуществование и сотрудничество.
Нельзя не сказать и того, что и люди, которых мы вправе называть виновниками нашей тревоги, тоже говорят о мире и якобы во имя мира
куют оружие войны. Но в действительности по отношению к войне и миру позиция этих кузнецов смерти такова: они хотят мира, но стремятся получить его в результате воины, чтобы господствовать над народами и управлять ими по своему произволу.
В том и состоит отличие позиции империалистов от общечеловеческой и нашей христианской позиции в защите мира, что мы хотим установить его не в завершение, а в предотвращение войны и во избежание всяческого рабства — экономического, политического, национального, культурного.
Стремясь к миру, мы не связываем эту цель с оценкой различных экономических систем и политических режимов. Нам не нужно противопоставлять одно общественное устройство другому, один образ жизни другому образу жизни — мы должны признать за любым из них право на существование и сделать отсюда вывод о необходимости их мирного сосуществования. Пусть каждый народ живет так, как он находит для себя полезным и удобным, не мешая жить другим.
Воплотить в жизнь принцип свободы и мирного сосуществования и значит отстоять мир, который в ограждение личного и семейного бытия требует ограждения общественной, национальной и государственной жизни. Такова задача, которую нужно решить не только в принципе, но и на деле.
Как возможно это решение? Одно зрелище великого Конгресса народов наполняет сердце радостью и надеждой, ибо здесь представлены почти все народы земли, все религии мира, все человеческие убеждения при едином желании всех — предотвратить разрушение и смерть.
Для этого, конечно, недостаточно одних слов, выражающих наше стремление к миру, недостаточно речей, хотя бы и горячих, мало резолюций и протестов, хотя бы и внушительных по содержанию. Роковому развитию событий нужно оказать самое деятельное и неодолимое сопротивление. Иначе будет поздно...
Наша Церковь, как и все христианство в целом, не располагает социальными, экономическими и там более политическими средствами, чтобы разрядить или ослабить угрозу войны. Но Церковь может создать широкий и могучий союз моральных сил человечества, способных вдохновить сопротивление злу войны.
Вот первый шаг: христиане должны преодолеть свои расхождения, у кого они еще имеются, в том деле, ради которого мы собрались здесь. Своим единством в сопротивлении силам войны мы можем замедлить и даже остановить ее шествие во имя высшего смысла жизни.
Но прежде надо победить соблазны войны в глубине собственного духа, где возникают нравственные стимулы человеческих действий и поступков. Нужно исключить навсегда войну из средств борьбы с иномыслием. Надо всем христианам, кто до сих пор занимает сдержанную, а во многих случаях выжидательную и даже враждебную нашему движению позицию, понять, наконец, что нельзя искажать детски простое, понятное всем и ясное, как кристалл, учение Христово, в силу которого не может быть христианской агрессивной войны, немыслимо христианское убийство и невозможно насилие во имя якобы сохранения христианской цивилизации.
Разжигающие войну продолжают и сейчас вопить о необходимости «защитить» христианскую цивилизацию. Но о какой «христианской цивилизации», о каком вообще «христианстве» дерзают они говорить? Ответственный представитель христианского мира, я со всей решительностью утверждаю, что затевающееся под видом «защиты христианской цивилизации» преступление не только не имеет ничего общего с христианством, но подлежит крайнему осуждению со стороны христианства. Нет, не «защиту христианской цивилизации» имеет своей целью военный заговор, а отмену христианства. Что может быть общего между христианством с его проповедью любви и братства и этой вакханалией, где воспевается атомная бомба? Христианство, для которого все люди равны, не может быть на стороне того, кто благополучие свое строит на страданиях другого. Христианство, для которого нет ни эллина, ни иудея, не может быть на стороне того, кто проводит расовую дискриминацию. Христианство, несущее людям мир и братскую любовь, не может быть на стороне того, кто применяет против подобного себе напалмовый огонь и чумную бациллу.
Христианское вероучение — не сборник сухих догм. Христианская Церковь неотделима от жизни, она питается ее соками, она передает ей свой огромный живительный светлый опыт. Все в жизни близко Церкви, ничто не оставляет ее равнодушной. И, конечно, особенно ответственна роль христианской Церкви в наше бурное, страдное, определяющее, героическое и славное время.
В титаническом борении Добра со злом, Света с тьмой, Правды с ложью для христианской Церкви нет вопроса о выборе места: место ее предуказано самой ее основой, смыслом, задачей, целью. Христианство призывает людей «жить по Христу», как жил Сам Христос, — го есть, быть с униженными, угнетенными, «малыми сими», обличать все неправое, лживое, насильственное, слепое, жадное, злобное и призывать людей к борьбе с этим лживым и злобным. И борьба за мир, — то есть, борьба со всем, что мешает установлению мира между людьми, — есть одна из главных основ христианства, ибо мир есть необходимое условие для осуществления величайшей задачи христианства: утверждения братства и любви между людьми.
Может быть, некоторые христиане считают, что мир, при различии религиозных и политических убеждений, представляет внутреннюю несообразность и потому все равно невозможен. Но правда жизни свидетельствует о другом, и мы по опыту знаем, как люди разных верований и взглядов, разных наций и положений могут мирно сосуществовать на земле.
Такими примерами богата история народов, богата и наша действительность. Взгляните на дружбу, соединяющую народы нашей страны. Подивитесь миру между народами Советского Союза, Китая, Румынии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, Албании и других стран. Примите в расчет взаимное доброжелательство всех прочих народов, искусственно разобщаемых враждебной политикой их правительств, и вы убедитесь, что мирное сосуществование народов вполне возможно.
Вот почему Русская Православная Церковь со времени окончания мировой войны не уставала обращаться к христианам и верующим других религий всего мира с призывом к единению, с призывом помочь народам в искании того мира, который должен быть предметом нашей постоянной заботы и деятельности.
Молчать, когда вражда снова заполняет землю, быть в стороне, когда активизируются темные силы, — значило бы для нас, верующих, умыть руки и предоставить человеческий мир в их полное обладание.
Поэтому наша Русская Православная Церковь, приславшая в моем лице благословение работам Конгресса народов, пользуясь этой трибуной, снова и снова взывает к религиозной совести и ждет от христианских Церквей и верующих всего мира единых действий во имя того Мира, который завещал нам Бог.
Что же мы имеем сегодня в отношении солидарности верующих в борьбе за мир во всем мире?
Об активном содействии делу защиты мира со стороны Православных Церквей Русской, Румынской, Болгарской, Польской, Албанской, Чехословацкой, Антиохийской на территории Сирии и Ливана — знают все народы.
К движению сторонников мира присоединились протестанты ряда европейских стран. Имеются данные относительно такой же укрепляющейся солидарности протестантов Американского континента. Теми же стремлениями полны и протестанты Австралии. В своих рядах мы видим и огромные массы католиков разных стран.
В полной мере поддерживают движение сторонников мира мусульманские народы. Присоединились к нам и буддисты Бирмы, Цейлона, Японии и других стран.
Можно уверенно сказать, что верующие массы всех религий мира стоят за мир.
Тем прискорбнее, что некоторые представители христианских Церквей продолжают до сих пор оставаться в стороне от движения за мир и не принимают никаких мер к тому, чтобы обличить преступные действия раздувающих пламя войны и помочь народам в борьбе с угрозой войны.
Мы не сомневаемся, что сама жизнь заставит их пойти на голос совести и христианского долга. Неестественное для христиан самоустранение от дела защиты мира должно быть осознано, как грех, порожденный враждой к инакомыслию, и тогда дело защиты мира станет выражением абсолютизма религиозной веры.
У христиан и верующих других религий не может быть никаких религиозных оснований к отказу от участия в борьбе за международный мир, и все мы всеми силами должны поддержать эту лучшую из лучших надежд человечества, помочь ее реализации.
В данный момент наша общая задача состоит в том, чтобы связать руки поджигателей войны единством требования переговоров между великими державами.
Мало заявить о несовместимости войны с христианской доктриной — нужно возмутиться духом против готовящейся войны, изо дня в день укрепляя сопротивление своих народов гонке вооружений, холодной войне, перевооружению Германии и Японии, экономическому порабощению.
Нужно повседневно требовать запрещения атомного и бактериологического оружия и прекращения военных действий в Корее, Вьетнаме, Малайе.
Необходимо решительно отказаться быть как прямыми или косвенными участниками, так и жертвами беззакония, дела которого, как известно, ужасны и отвратительны. Истребление корейского народа. Распространение эпидемий. Разрушение плодов человеческого труда и народной культуры. Экономическая кабала, порождающая нищету и безработицу... Таковы дела беззакония!
Против них надо встать во всеоружии мужества и правды, которая заговорила устами всех народов. Голос настоящего Конгресса — это вопль всего человечества, гневный, протестующий, справедливый. Он должен остановить стремление современного империализма к ненасытному
расширению, к мировому господству неудержимым движением народов к самоопределению и сотрудничеству.
И если будут приняты радикальные меры к излечению этой страшной болезни, война отступит от нас и жизнь человечества устремится по дорогам мира и созидания.
Нельзя не напомнить об особой нашей христианской ответственности за положение вещей в современном мире. Ведь называющие себя христианами способствовали возникновению этих ужасов сначала пренебрежением к евангельским заветам и затем и полным извращением христианских требований.
Все это особенно обязывает нас, христиан, поспешить на помощь народам, жаждущим мира, и сделать все возможное, чтобы предотвратить печальный исход современного напряжения. Этим мы выполним свою христианскую миссию в этом мире!
Станем, братья христиане, самыми активными участниками искупительной работы в защиту мира!
Христиане стран, родивших поджигателей войны, умножьте, удесятерите свои усилия по обузданию этих поджигателей!
Верующие всех религий, будем первыми в рядах бойцов за мир!
Обращаюсь я и ко всем вам, мои дорогие, мои близкие, жаждущие, как и я, мира на земле. К нам сейчас устремлены чаяния и надежды народов всего мира. Будем достойны этих надежд и чаяний, этого великого доверия! Правду не истребишь никакими человеческими орудиями истребления. Правда непобедима. А значит, — непобедимы и мы, ее исповедники, служители, поборники. Сплотим свои ряды, и с новой отвагой — вперед!
Благословение Бога будет пребывать с нами в этой священной борьбе!
Да царствует на земле жизнь, а не смерть!
Митрополит Николай
[1] Речь будет помещена в сборнике материалов Венского Конгресса народов в защиту мира.