ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ И ПО ГОРОДАМ РОДИНЫ

(Из жизни Ставропольской Духовной Семинарии)

Правление Ставропольской Духовной Семинарии организовало, по окончании учебного года, под руководством двух преподавателей (Огицкого Д. П. и Алтунина В. Ф.), для учащихся старших классов экскурсию-паломничество по святым местам и по городам нашей Родины.

Предположено было посетить столицу нашей Родины — Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Московскую Духовную Академию, город Львов, Почаевскую Лавру, город Киев, Киево-Печерскую Лавру и Киевскую Духовную Семинарию.

В промежутки отдыха во время подготовки к экзаменам мы собирались и с захватывающим интересом беседовали о предстоящем путешествии. Проводили с нами беседы и преподаватели, которые объясняли нам значение предстоящей экскурсии.

И вот долгожданный день настал. Накануне отъезда был отслужен о. ректором Семинарии напутственный молебен, и 17 июня, получив благословение архиепископа Антония, мы отправились в экскурсию.

Путь наш лежал прямым сообщением от Ставрополя через Ростов— Харьков в Москву.

В дороге мы почти не отходили от окон, любуясь полями, лесами, городами и селами, быстро пробегавшими перед нами.

Наконец, 19 июня утром стали вырисовываться в утренней дымке главы церквей и высотные здания Москвы. Заволновались наши сердца. Не верилось, что через несколько минут мы увидим сердце нашей Родины, ее древние святыни, седой Кремль и величественные новостройки.

Мы прибыли на Курский вокзал и сразу же отправились в г. Загорск, в Троице-Сергиеву Лавру.

Обитель преподобного Сергия произвела на нас неизгладимое впечатление видом своих древних храмов, дорогих сердцу каждого верующего русского человека по тем воспоминаниям, которые с ними связаны; множеством богомольцев, стекающихся сюда со всех концов нашей великой Родины; общенародным пением молебнов у мощей преподобного Сергия, не стихавшим даже по будним дням с раннего утра до позднего вечера; торжественным уставным совершением церковных служб; дивными древними иконостасами с иконами письма Андрея Рублева и Симона Ушакова, фресковой росписью соборов и теми большими реставрационными работами, которые ведутся в Лавре под руководством крупных знатоков древнерусского искусства.

С назначенным нам экскурсоводом, знатоком музейного дела о. Никоном, мы осмотрели достопримечательности Лавры: храмы, музейные сокровища, ризницу, бывшие митрополичьи, ныне патриаршие покои. Мы присутствовали за многими богослужениями и принимали участие в пении.

Во все время нашего пребывания в Загорске мы пользовались радушным гостеприимством Московской Духовной Академии в лице ее ректора прот. К. И. Ружицкого и инспектора проф. Н. П. Доктусова. Профессор Доктусов показал нам академические здания, в том числе те помещения, в которых находится церковно-археологический музей Академии, и комнату-музей, в которой жил, будучи студентом Московской Духовной Академии, Святейший Патриарх Алексий.

Из Загорска мы ездили осматривать Москву. Здесь мы побывали в Патриаршем Богоявленском соборе, где отстояли литургию, были в б. Новодевичьем монастыре, в его действующей Успенской церкви и в музее — б. Смоленском соборе, а также на Новодевичьем кладбище.

Посетили и выставку подарков И. В. Сталину. В разнообразии и обилии представленных там экспонатов мы увидели всю силу и могущество человеческого творчества. Каждый из рассматриваемых нами экспонатов красноречиво говорил о той трогательной любви и высоком уважении, какое питает все прогрессивное человечество к И. В. Сталину.

Большое впечатление также произвела на нас Третьяковская галлерея.

С волнением, с чувством горячей любви к Родине и дорогому ее Вождю мы проходили по Красной площади и обошли вокруг Кремля.

Были в мавзолее В. И. Ленина, оставившем неизгладимое впечатление.

На Красной площади мы осмотрели музей — храм Василия Блаженного.

Побывали в Центральном парке культуры и отдыха, в планетарии, в зоопарке и во многих других местах.

Осматривая Москву, мы часто пользовались метро, которое поразило нас своими подземными дворцами.

Покидая Москву, мы испытывали глубоко волнующее нас чувство радости и гордости за нашу великую могучую Родину и ее прекрасную столицу — Москву.

Из Москвы мы выехали ночным поездом прямого сообщения во Львов.

Во время трехчасового ожидания поезда во Львове мы успели побывать в кафедральном соборе «Святого Юра», где отстояли вечерню, осмотрели древнюю ставропигиальную церковь и Преображенский храм, где настоятельствовал до дня своей мученической кончины приснопамятный протопресвитер Гавриил Костельник. Везде в это время шли вечерние богослужения. Отрадно было констатировать удивительную живучесть здесь, на Червонно-русской земле, русско-православных традиций, которых не смогли вытравить в душе народа столетия тяжкой неволи, религиозного римско-католического угнетения и всемерной денационализации.

Из Львова вечерним поездом мы отправились в Радзивилов. С рассветом увидели вдали, на горизонте, едва заметные очертания Почаевской Лавры.

В лавре мы поклонились древним лаврским святыням, присутствовали за всеми лаврскими богослужениями и принимали участие в пении своим семинарским хором. Все это время мы питались вместе с братией, в монастырской трапезной.

Увидели мы здесь и большое стечение молящихся к нашей древней святыне, и уставное совершение церковных служб, и усердный труд братии на полях, в садах и огородах монастыря, и ее постоянную заботу о восстановлении и ремонте монастырских зданий.

Побывали мы в лаврском скиту, где присутствовали за тремя пострижениями: в рясофор, в монашество и в схиму.

В последний день нашего пребывания в Почаевской Лавре, в воскресенье,

мы присутствовали за богослужением, которое тогда совершал архиепископ Львовский и Тернопольский Фотий, ныне уже почивший. Перед отъездом архиепископ Фотий провел с нами беседу и благословил нас в дальнейший путь, а наместник Лавры, архимандрит Иннокентий благословил каждого из нас Почаевской иконкой Божией Матери и иконкой преподобного Иова.

Из Почаева мы отправились в Киев. Здесь остановились в Киевской Духовной Семинарии. В первую очередь мы стремились посетить древнерусскую святыню — обитель преподобных Антония и Феодосия — Киево-Печерскую Лавру. Отстояли литургию, с благоговением поклонились мощам св. угодников Божиих, почивающих в ближних и дальних пещерах.

Тяжелое впечатление произвели на нас развалины Успенского и других соборов и др. разрушения, которые сделали варвары — немецкие захватчики.

В Киеве мы побывали также во Владимирском кафедральном соборе, который произвел на нас неотразимое впечатление своим богатством и прекрасной Васнецовской живописью. Побывали мы также в Покровском и Флоровском женских монастырях, посетили музей — Софийский собор.

В Андреевском соборе, где обычно участвуют за богослужением учащиеся Киевской Духовной Семинарии, мы, исполняя хором за литургией все песнопения, никак не ожидали, что наш хор, к тому же неполный, может произвести некоторое впечатление на молящихся, и в особенности на киевлян. Каково же было наше удивление, когда на имя ректора нашей Семинарии поступило письмо от прихожан Киевского Андреевского собора со следующей оценкой нашего пения: «Примите глубокую благодарность от прихожан св. Андреевской церкви г. Киева, удостоившихся присутствовать 4 сего июля в храме и слушать дивное пение при совершении литургии. Пели воспитанники вашей Семинарии. Такое стройное и молитвенное пение очень и очень редко приходится слушать даже в исполнении профессиональных хоров!.. Еще раз примите глубокую благодарность за то, что под вашим мудрым руководством ваши воспитанники достигли такого совершенства в исполнении духовных песнопений».

В заключение мы должны отметить, что проведенная нами экскурсия весьма и весьма духовно обогатила нас. То, что было только в нашем представлении, мы увидели собственными глазами и постигли нашим разумением.

Поистине наша Родина велика и могущественна, — мы действительно узнали, на какие великие дела и подвиги способны народы нашей необъятной страны.

Приносим нашу искреннюю, сердечную благодарность, прежде всего, начальству родной нашей Духовной Семинарии за организацию экскурсии, а также усердно благодарим за оказанный нам теплый и радушный прием администрацию Московской Духовной Академии, наместника Почаевской Лавры, наместника Киевской Лавры и Киевскую Духовную Семинарию.

А. Н.

Система Orphus