За три учебных года — с 1948/49 г. — при Ленинградской Духовной Академии организован церковно-археологический кабинет, помогающий успешному прохождению курса церковной археологии.
Экспонаты кабинета состоят из 24 икон, в числе которых немало старинных: 11 евангелий XVI—XVIII вв., с металлическими окладами; антиминс 1700 года; репродукции — одноцветные и цветные — из альбома, приложенного к работе Кондакова Н. П. «Лицевой иконописный подлинник»; т. I «Иконография Спасителя», 1905 г., а также фотоснимки с некоторых иллюстраций из книг и альбомов церковно-археологического характера.
Иконы подразделены на 3 группы. Первая состоит из икон, представляющих собой сложные символико-догматические композиции: «Ветхий денми», «Древо Иессея», «Недреманое Око», «София — Премудрость Божия», «Страшный суд», «Похвала Богородицы», «Всех скорбящих Радость», «Большой Деисус».
Во второй группе находятся иконы, относящиеся к иконографии Богоматери: иконы Владимирской Божией Матери, Деисусной, Козельщанской, Нерушимой Стены, а также большая икона, состоящая из многочисленных, мелких по размеру, расположенных в несколько рядов, наиболее почитаемых изображений Божией Матери.
Третью группу составляют иконы, изображающие святых и ангелов: Иоанн Предтеча (с крыльями и чашей, в которой лежит Младенец Христос), Архистратиг Михаил (на огромном коне), св. Модест (Модест, патриарх Иерусалимский), св. Георгий Победоносец, преп. Никандр и др.
Фотоснимки и репродукции с икон и других изображений образуют четвертую группу экспонатов, иллюстрирующих тему «Иконография Спасителя». Они все застеклены и расположены в определенной системе на трех больших, специально сделанных, фанерных щитах.
На первом помещены изображения Спасителя, характеризующие древнехристианское искусство: символические и аллегорические образы Иисуса Христа и прямые изображения Его в античном стиле.
На втором и третьем щитах расположены снимки с мозаичных, фресковых и иконописных изображений Спасителя, созданных византийско-русским искусством и представленных на фресках катакомб, мозаиках Равенны, св. Софии в Константинополе, храма Спаса там же, храма Дафни, церквей Сицилии (Чефалу, Монреале), храма св. Марка в Венеции, Киево-Софийского собора, на фресках Новгородской Софии, Спаса на Нередицах, на иконах московских живописцев Н. Павловца, Прокопия Чирина, Симона Ушакова и др.
Здесь представлены все важнейшие виды изображений Спасителя, разработанные византийско-русской иконографией: Вседержитель, Эммануил, Великий Архиерей, Нерукотворенный Образ.
Большой ценностью является антиминс 1700 года.
Антиминс и почти все иконы имеют пояснительный текст, напечатанный на особых картонных табличках, которые прикреплены под экспонатами.
К разделу «Иконография Спасителя» на особом щите помещен сжатый очерк по истории изображений Иисуса Христа в древнехристианском, византийском и древнерусском искусстве.
Евангелия, помещенные в особой витрине и образующие пятую группу экспонатов, почти все имеют металлические оклады (серебряные и медные) с чеканными изображениями евангелистов по углам верхней крышки, изображениями (чеканными) Воскресения Христова, или Вседержителя, или Деисуса в центре и орнаментальными узорами вокруг изображений.
Чеканка евангелий представляет собой образцы церковного прикладного искусства разных стилей и поэтому имеет некоторый археологический интерес.
В деле организации и оборудования церковно-археологического кабинета большую помощь оказали б. инспектор Академии и Семинарии проф.-прот. А. Осипов, секретарь заочного сектора Академии В. В. Яковлев и эконом Академии и Семинарии А. П. Прилежаев, трудами которых собраны иконы и евангелия.
Ближайшая задача кабинета — расширить раздел по иконографии Богоматери, чтобы представить основные моменты в истории изображений Божией Матери.
ДОЦ. В. НЕКРАСОВ