К 35-ЛЕТИЮ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(1917-1952 гг.)

В нынешнем, 1952 г. исполнилось 35 лет со времени восстановления в Русской Православной Церкви патриаршества, учрежденного в 1589 г., упраздненного в 1700 г. Петром I и замененного им же в 1721 г. синодальным управлением. Восстановление патриаршества — событие в истории Русской Православной Церкви весьма значительное. Отмечая его, почитаем не лишним сделать небольшой исторический экскурс в прошлое.

Христос Спаситель однажды в Своей речи к народу уподобил Царство Божие зерну горчичному, которое человек посадил в своем саду. Из маленького зерна с течением времени образовалось большое дерево, в ветвях которого могли укрываться птицы (Лук. 13, 19).

Когда именно Небесный Вертоградарь посадил это зерно горчичное на Русской земле, с предельною точностью установить трудно. Со времени Владимира Святого можно считать только объявление христианства религией государственной и массовое крещение русского народа, но наши источники начало христианизации Руси возводят к временам более отдаленным. По крайней мере уже при князе Игоре в Киеве существовала «Русь крещеная» и были церкви, из которых одна считалась соборною. В свите княгини Ольги, путешествовавшей в Константинополь, находился «пресвитер». Если были церкви, то было и духовенство, которое русские христиане могли получать как из Константинополя, так и из единокровной Болгарии, к этому времени уже христианской. Когда христианство стало религией государственною, то неизбежно встал вопрос о канонической организации Русской Церкви. Летопись рассказывает, что Владимир, возвращаясь после своего крещения из Корсуня, вывез оттуда и духовенство, в частности, митрополита.

Русская Православная Церковь составила новую, шестьдесят первую по счету, митрополию Константинопольского патриарха. По вопросу, кто был первым Киевским митрополитом, среди историков Церкви существует разногласие: называются имена Михаила, Леона (Льва) и Феопемпта. Церковная традиция не без основания первым русским митрополитом считает св. Михаила (991 г.), память которого совершается дважды в году (июня15 и сентября 30), митрополит Леон (Лев) был уже после св. Михаила, а Феопемпт еще позднее (1039 г.). Киевские митрополиты проживали сначала в Переяславле и только со времени построения Ярославом в Киеве-соборного храма св. Софии, митрополичьей резиденцией стал Киев. Это было при митрополите Феопемпте и дало повод считать начало Киевской митрополии с 1039 г., а Феопемпта первым Киевским митрополитом.

Первые Киевские митрополиты и избирались и посвящались в Константинополе и были греками по происхождению. Только два случая мы знаем, когда Киевский митрополичий престол занимали русские люди и поставлены были Собором русских епископов. В 1051 г. Киевским митрополитом, по желанию великого князя Ярослава, стал образованный священник пригородного княжеского села Берестова Иларион. Это обстоятельство вызвало сильное недовольство в Константинополе. Ярослав должен был уступить, и преемники митрополиту Илариону снова стали присылаться из Константинополя. Константинопольский патриархат не хотел выпускать из своих рук доходной митрополии. В 1147 г. великий князь Изъяслав Мстиславич добился возведения на митрополию Климента Смолятича, выделявшегося среди своих современников, «книжника и философа». Он также был поставлен на митрополию Собором русских епископов. Но сменивший умершего (1154 г.) Изъяслава князь Юрий (Долгорукий) принял присланного из Константинополя митрополита Константина. После смерти Юрия (1157 г.) сыну Изъяслава Мстиславича Мстиславу Изъяславичу не удалось вернуть на митрополию Климента, так как против этого выступил дядя Мстислава, Смоленский князь Ростислав Мстиславич, добивавшийся Киевского стола и опасавшийся противодействия Климента. Между дядей и племянником возникли по этому поводу продолжительные «тяжкие речи». Наконец, было достигнуто соглашение на новом митрополите, присланном (1161 г.) из Константинополя греке Феодоре. После смерти Феодора (1163 г.) ставший уже (с 1159 г.) великим князем Ростислав Мстиславич возымел желание видеть митрополитом Климента, но в Константинополе успели предупредить это и ускорили назначение нового митрополита-грека.

«Нет худа без добра», гласит русская пословица. Присылка митрополитов из Греции имела и положительное значение, так как она устраняла возможность смены митрополитов по воле или, лучше сказать, по капризу Киевских князей, менявшихся на Киевском престоле.

Во время разгрома Киева татарами (1240 г.) погиб Киевский митрополит — грек Иосиф. Ехать в разоренную татарами страну не находилось охотников среди митрополитов-греков, и в 1250 г. Патриарх посвятил на Киевскую митрополию избранного (еще в 1247 г.) Галицко-Волынским князем Даниилом Романовичем Кирилла, родом русского.

Не отказываясь от своего прежнего права избирать, посвящать на русскую митрополию греков, Константинопольские Патриархи иногда, время от времени, посвящали в митрополиты Киевские и всея Руси русских людей, избранных на Руси и присылаемых в Константинополь только для посвящения. Между тем происходившие на Руси события требовали перестройки взаимоотношений Русской Церкви с Константинопольским патриархатом. С XIV в., раздробленная на отдельные феодальные княжества, Русь стала объединяться возле Москвы. Киевские митрополиты, переселившиеся из разоренного Киева в новый центр политической жизни русских земель — Владимир, все больше и больше стали уделять внимания князю Московскому.

Со времени Митрополита св. Петра (1308—1326 гг.) резиденцией митрополитов стала Москва. С Ивана Даниловича Калиты, Московские князья стали именоваться великими князьями (1328 г.) и под своей властью начали объединять разрозненные и распыленные феодальные русские земли и княжества. Великое княжество Московское, объединяя русские земли Северо-Востока, становилось национальным Русским государством, а великий князь Московский стал именоваться «государем всея Руси».

Растет и внешне и внутренне Русская Православная Церковь, насчитывая в своем составе до 18 епархий, много монастырей, своих русских святых, чудотворных икон. Среди русских иерархов можно было назвать лиц, славных своею святою жизнью, образованием и административными дарованиями. Московские великие князья в своей объединительной политике нуждались в моральной поддержке своих митрополитов и желали иметь именно русских митрополитов, знающих быт русского народа, его язык и традиции. Тогда как русское государство росло, Византия малилась и испытывала грозную опасность со стороны османских турок, которые с XIV века все более и более стали угрожать Византии. Выхода из создавшегося положения византийские императоры искали в союзе с Западом и иноземной помощи. Для этой цели они готовы были пойти на церковную унию с Римом. В 1439 г. во Флоренции была эта уния заключена и Константинопольский Патриарх Иосиф стал униатом. Для Русской Церкви на свободный митрополичий престол, устранив русского кандидата — Рязанского епископа св. Иону, униатствующий патриарх отправил митрополитом униата — Исидора. Но Исидору пришлось бежать из Москвы. Казавшаяся историческим анахронизмом и раньше зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата, теперь, когда под сомнение взято было Православие Константинопольского Патриархата, стала фактически невозможной. На измену Православию Москва не могла идти ни в коем случае. В 1448 г. Собор русских епископов возвел на митрополию св. Иону. Событие это следует считать началом автокефалии Русской Православной Церкви. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. не позволило Константинопольскому Патриархату выражать какие-либо претензии на Русскую Православную Церковь и добиваться аннулирования этой автокефалии. Она была утверждена.

Русский митрополит фактически пользовался правами патриарха, считался святительскою честью выше всех православных митрополитов и, в случае Вселенского Собора, мог занимать первое место после Иерусалимского Патриарха.


Исторические обстоятельства учреждения на Руси патриаршества были таковы. В июне 1586 г. в Москву «за милостыней» прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким. Ему оказали торжественный прием. Но при встрече его в соборном Успенском храме митрополит Дионисий первый благословил Патриарха. Со стороны последнего это вызвало замечание, правда, в легкой форме: «Пригоже-де было бы митрополиту от него, Патриарха, благословение принять наперед». Можно с уверенностью утверждать, что поступок Дионисия был заранее обдуман и согласован с царем. У Московских царей давно уже зрела мысль возвести русских митрополитов в сан патриархов. Присутствие в Москве Патриарха Иоакима подало московскому правительству мысль осуществить свои планы. От имени царя Феодора шурин его и фактический правитель государством Борис Федорович Годунов обратился к Патриарху Иоакиму с просьбой, чтобы он передал Вселенскому Патриарху просьбу русского правительства о введении патриаршества в России. Йоаким обещал. Но в Константинополе, видимо, не особенно были склонны давать согласие на введение в России патриаршества и поднятый русским правительством вопрос как-то заглох. К тому же и на Константинопольской патриаршей кафедре происходили перемены. Патриарх Феопемпт был низложен султаном и заменен Иеремией, в третий раз ставшим Патриархом. Патриаршее достояние было разграблено, а патриаршая церковь Пресвятой Богородицы Паммакарисы (Всеблаженной) была обращена в мечеть. Иеремии пришлось строить церковь и обиталище для себя на новом месте. Но для этого не оказалось средств. Единственным выходом была поездка «за милостыней» на Русь.

13 июля 1588 г. Иеремия прибыл в Москву. В Москве ожидали от Иеремии грамоты восточных патриархов на учреждение в Русской Церкви патриаршества, но эти надежды не оправдались. Пришлось начинать

все сначала. Иеремия то и дело менял свои решения: то соглашался возвести Московского митрополита в сан архиепископа, наподобие автокефального архиепископа Охридского, то отказывался и от этого. Был момент, когда Иеремия сам изъявлял готовность и желание остаться в России Патриархом, следовательно, не находил возможным принципиально возражать против учреждения в Русской Православной Церкви патриаршества. В Москве использовали это обстоятельство, но предложили Иеремии свою резиденцию устроить во Владимире. Против этого Иеремия стал решительно возражать: «Только мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриарх при государе всегда. А то что за патриаршество, если жить не при государе?»

Однако принципиально против учреждения в России патриаршества Иеремия возражать уже не мог. Пришлось идти на уступки и согласиться на поставление в патриархи русского человека, каковым в глазах Московского правительства был Митрополит Московский Иов.

26 января в Успенском соборе состоялось поставление Иова в патриархи. По уложенной грамоте, составленной русским Освященным Собором при участии Патриарха Иеремии, Русская Православная Церковь получала такую организацию. В ней было образовано четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, шесть архиепископий: в Вологде, Суздале, Нижнем Новгороде, Смоленске, Рязани и Твери и 8 епископий: в Пскове, Ржеве, Устюге, Белоозере, Коломне, Брянске, Дмитрове и еще в каком-то городе, в грамоте не названном. Патриарха надлежало избирать и посвящать в Москве Собором своих же русских архиереев.

Московский Патриарх занял пятое место в ряду других восточных патриархов.

Патриаршее управление внесло стройность и централизованность в церковное управление. В политических событиях XVII в. Московские Патриархи играли видную роль и оставили память в истории Русского государства, как крупные политические деятели. Первый Патриарх Иов выступал как энергичный и непреклонный борец против польско-шляхетской интервенции, выдвигавшей на русский престол своего ставленника в лице Лжедимитрия I. Занявший русский престол Лжедимитрий устранил Иова и заменил его Рязанским архиепископом Игнатием, человеком не русского происхождения, случайно оказавшимся у нас, на Руси, сильно заподозренным в склонности к унии. 3 июля 1606 г. патриарший престол занял Казанский митрополит Гермоген, увековечивший свое имя в истории России как борец с врагами нашей Родины. Преемником его (с 24 июня 1619 г.) стал Филарет Романов, крупнейший государственный ум. При своем сыне, царе Михаиле Романове, Филарет был фактическим правителем государства. Скромные Патриархи Иоасаф (1634—1640) и Иосиф (1642—1652) более известны своею церковною деятельностью. Сменивший в 1652 г. умершего Иосифа — Новгородский митрополит Никон представляет крупного не только церковного, но и политического деятеля. Если Филарет носил имя «великого государя», как отец царствовавшего своего сына, то Патриарх Никон был «великим государем» в силу своей политической роли. Патриарх Никон удачно сочетал в себе богатые умственные дарования с ревностью о Церкви Илии Фесвитянина. Это не только подлинный русский самородок, но и выдающийся русский иерарх, равного которому история Русской Церкви не знает. Патриарху Никону пришлось занимать патриарший престол в тот исторический момент, когда усиливавшийся русский абсолютизм стирал преграды на своем пути. В лице великого государя Патриарха Никона Церковь достигла наивысшего своего положения в государстве, но это торжество было непродолжительным. Никона постигла суровая опала. Преемники Никона: Иоасаф (1667—1672), Питирим (1672—1673), Иоаким (1674—1690) и Адриан (1690—1700) значительно уступали дарованиями и энергией своему выдающемуся предшественнику.

В истории Русского государства XVII век характеризуется ростом абсолютистской монархии. Особенно это заметно со времени царя Алексия. Утрачивает свое первоначальное значение прежняя Боярская Дума, сходят со сцены Земские соборы, урезываются Соборным Уложением царя Алексия и вотчинные права Церкви. Теория Патриарха Никона о приоритете церковной власти над светскою, по аналогии солнца и месяца, оказалась анахронизмом. Абсолютизм усиливался все больше и больше и достиг высшей стадии своего развития при Петре I. Крупный государственный преобразователь, боровшийся с русской отсталостью крутыми мерами, Петр не мог мириться с существованием в России патриаршества, подозревая в патриархах тайных и явных противников своих нововведений.

Последний Патриарх Адриан предпочел уехать из Москвы в Перервинский монастырь и редко появлялся в городе. Когда он умер (в 1700 г.), Петр не разрешил выбирать ему преемника. Управление Церкви было поручено Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому в звании «администратора, блюстителя, викария и экзарха патриаршего престола». Петр рассчитывал, что Стефан Яворский — галичанин по происхождению, обучавшийся в Киевской Могилянской коллегии, — будет более податливым, чем кто-либо из местных русских владык. Однако и Стефан Яворский не одобрял полностью Петровых мероприятий.

Принимаясь за реформы государственного аппарата, реорганизуя прежние приказы в более стройные коллегии, Петр задумал специальную коллегию учредить для управления церковными делами. В 1718 г. он поручил известному Феофану Прокоповичу выработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. Феофан выполнил распоряжение Петра, и 11 февраля 1720 г., составленный Феофаном проект — «Духовный Регламент» был уже исправлен Петром, а 23 февраля внесен на обсуждение сената, на заседание которого были приглашены находившиеся в Петербурге 6 архиереев и 3 архимандрита. Сенаторы и представители духовенства утвердили «Духовный Регламент» без всяких поправок. Текст «Духовного Регламента» был разослан и в другие города: Москву, Казань и Вологду, куда должны были съехаться и другие провинциальные архиереи для выслушания и подписания его. К концу 1720 г. все подписи были уже собраны. Следует отметить, что местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский не сразу согласился подписать «Духовный Регламент», ссылаясь на неясность отдельных его пунктов. Сущность «Духовного Регламента» сводится к строгому подчинению церковного управления светской государственной власти.

1 января 1721 г. была учреждена Петром Духовная Коллегия или Святейший Правительствующий Синод, а 14 февраля он был торжественно открыт. Тем самым упразднилось патриаршее управление. Синод подчинялся непосредственно самодержавной особе монарха и в делах и учреждениях Церкви был приравнен Сенату. В состав Святейшего Синода входили: «присутствие» и учреждения. По Регламенту «присутствие» должно было состоять из 12 лиц («персон»), но в действительности оно не достигало этого числа. В первый год существования Синода в состав «присутствия» входило 11 лиц, затем число это постепенно уменьшалось. В 1726 г. «присутствие» состояло из 6 человек, позднее из 3-х. В 1763 г. было определено «присутствие» в составе 6 членов, по штатам 1819 г. оно состояло из 7. Хотя по Регламенту, в состав присутствующих членов должны были входить и архимандриты и представители белого духовенства, но позднее «присутствие» составляли исключительно архиереи.

С 1722 г. при Святейшем Синоде была учреждена должность обер-прокурора.

По инструкции 1722 г. обер-прокурор являлся «оком царевым и стряпчим дел государственных». Все сношения между Синодом и верховной властью стали происходить через обер-прокурора, который фактически превратился в полного хозяина в Синоде. Все синодальные учреждения находились под начальством обер-прокурора, имевшего свою канцелярию, организованную по типу канцелярий министерств.

Ликвидация патриаршества не вызвала открытых возражений со стороны духовенства, но и учреждение Св. Синода не сопровождалось выражением радости. Только Феофан Прокопович изо всех сил выбивался обосновать монаршую волю, пустив в ход свое красноречие, пожертвовав фактами истории и законом логики.

С недоумением учреждение Св. Синода было встречено и на православном Востоке. Учреждение Синода утвердил только один Константинопольский Патриарх. Александрийская патриаршая кафедра в то время была вакантна, Иерусалимский Патриарх «за немощью» отказался дать свою «апробацию», Антиохийский Патриарх подписал документ об учреждении Св. Синода в России единолично, без остальных архиереев и с оговоркой: «если Синодальное Управление» не будет противно правилам апостольским и правилам Вселенских и поместных Соборов».


Неудивительно, что среди некоторых более передовых русских иерархов была жива мысль о замене Синодального управления патриаршим. Изредка эта мысль выражалась открыто в виде обстоятельно разработанных и аргументированных проектов восстановления в Русской Церкви патриаршества. Следует отметить два таких проекта, составленные двумя виднейшими архиереями середины XVIII века: Амвросием (Юшкевичем), архиепископом Новгородским и Великолуцким, а позднее, 13 мая 1742 г., и Митрополитом Тобольским и Сибирским Арсением Мациевичем. Один из таких проектов датируется 5 апреля 1742 г., другой — 10 мая 1744 г. Политическая обстановка появления в свет обоих проектов такова. В ночь с 24 на 25 ноября было свергнуто правительство Анны Леопольдовны, регентши императора-младенца Ивана Антоновича. На престол возведена была дочь Петра — Елизавета. Закончилось немецкое засилье курляндских немцев, в частности Бирона, Остермана и Миниха, этих «эмиссаров диавольских», по выражению ректора Московской Духовной Академии архимандрита Кирилла Флоринского. У некоторых русских иерархов возникла мысль, что если закончилось господство немцев, то своевременным будет и ликвидировать такое «наносное» учреждение, как Синод, и восстановить прежнее каноническое управление Церковью в виде патриаршества. Авторы проектов обвиняют в учреждении Синода не Петра, а «злоковарных» лиц, своими интригами и происками воздействовавших на «неповинную душу преблагочестивого и предражайшего монарха». Резко и сурово авторы проектов обрушиваются на составителя Регламента, разрушая все его доводы в пользу синодальноколлегиального управления Церковью, и приходят к выводу, что нет абсолютно никаких твердых оснований заменять патриаршее управление синодальным, чуждым церковным канонам и организованным по образцу протестантских учреждений. Авторы проекта настойчиво рекомендуют правительству восстановить патриаршество, а Синод, если он так желателен, оставить учреждением при Патриархе. Если является обидным самое имя «патриарх», то во главе Русской Церкви можно поставить или Московского, или Петербургского митрополита, с правами и преимуществами прежних патриархов.

10 мая 1744 г. на имя императрицы Елизаветы Петровны теми же Амвросием и Арсением был подан новый обстоятельный доклад о необходимости для пользы Церкви восстановить патриаршество, как канонически правильное управление Церковью.

Но оба эти проекта остались гласом вопиющего в пустыне. Правительство Елизаветы не собиралось восстанавливать патриаршество. Дело шло к секуляризации церковных земель, и наличие в таком случае Патриарха казалось для правительства неприемлемым.

Вскоре один из авторов названных проектов архиепископ Амвросий (Юшкевич) скончался (17 мая 1745 г.), а митрополит Арсений Мациевич за протест против секуляризации церковных земель (1763 г.) был лишен сана и сослан в заточение в Ревельский каземат, где и скончался (в 1772 г.).

Мечта о восстановлении патриаршества, явная у более дерзновенных и потаенная у более робких, не прекращалась. О восстановлении в Русской Церкви патриаршества открыто заговорили в 1905 г., когда под русским самодержцем зашатался трон и в воздухе повеяло политическою свободою. Группа столичных священников числом 32 человека подала Петербургскому Митрополиту Антонию (Вадковскому) докладную записку о необходимости перемены в русском церковном управлении. Авторы говорили о необходимости созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви для разрешения неотложных церковных нужд и в частности для восстановления патриаршества. Митрополит Антоний сочувственно отнесся к этой записке. Комиссия из лучших тогдашних канонистов и профессоров Духовной Академии выработала ряд положений о желательных реформах в Церкви и частности о восстановлении патриаршества. Члены Синода, собравшись под председательством Митрополита Антония, решили подать царю докладную записку о необходимости созыва Собора епископов для избрания Патриарха и других церковных реформ. Царь Николай растерялся и на полученной докладной записке 31 марта 1905 г. положил резолюцию, что-де столь великое дело как Поместный Собор нельзя созвать в переживаемое тревожное время, и что нужно выждать более благоприятный для этого момент. Впрочем, для успокоения церковных умов Николай разрешил созвать в 1906 г. предсоборное присутствие, которое и начало свою работу с марта месяца 1906 года. Предсоборное присутствие имело 234 заседания, но следы проделанной им работы остались только на бумаге.


Прошло немного лет. В феврале 1917 г. было свергнуто царское правительство. Было образовано временное правительство. Устранены были административные лица, связанные с прежним царским режимом. Распущен был (14 апреля) и дореволюционный состав Святейшего Синода. Единственным архиереем, оставшимся в Синоде от прежнего состава, был архиепископ Финляндский Сергий, который и возглавил новый состав Синода.

29 апреля Синод опубликовал свое обращение к архипастырям, пастырям и всем чадам Святой Православной Церкви. Отметив, что в умах православных русских людей давно уже жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке Управления Русской Православной Церкви и вообще для устроения церковной жизни, Св. Синод заявляет, что наступило благоприятное время для осуществления этой давней и заветной мечты. Происшедшая революция, в корне изменившая русскую общественную и государственную жизнь, обеспечила и Церкви возможность и право свободного устроения.

Поэтому Святейший Синод своей первой и непременной задачей ставит приложить все усилия к скорейшему, по возможности, созыву Всероссийского Поместного Собора. Но необходимо уже теперь произвести некоторые изменения во всех сторонах церковной жизни. Во все доступные формы церковного управления должно быть проведено издревле господствовавшее в Православной Церкви выборное начало. Необходимы соответствующие изменения и в духовной школе, и в церковном суде. При изменившемся государственном строе Русская Православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время.

Может быть предпринимаемые изменения будут иметь только временное значение. Может быть будущий Собор укажет иные пути к благоустроению церковной жизни, но они безотлагательно необходимы.

В тот же день вслед за этим обращением Св. Синод имел суждение о созыве Предсоборного Совета, а 8 мая было постановлено созвать этот Совет к 11 июня в Петрограде. В состав Предсоборного Совета должны были войти: 1) присутствующие в Св. Синоде архиереи, представители белого духовенства, обер-прокурор Св. Синода и его товарищ; 2) семь архиереев, избранных правящими епархиальными преосвященными и их викариями из своей среды; 3) восемь делегатов от Всероссийского съезда духовенства и мирян (четыре от духовенства и четыре от мирян); 4) четыре делегата от духовных учебных заведений по выбору комиссии по реформе духовно-учебных заведений; 5) восемь делегатов от духовных академий; 6) два делегата от монашествующего духовенства; 7) один представитель от ученого монашества; 8) один представитель от Грузинской Церкви; 9) один представитель от единоверцев и 10) восемнадцать лиц по особому приглашению Св. Синода.

В Предсоборном Совете решено было организовать десять отделов: 1) о производстве выборов на Всероссийский Поместный Церковный Собор для его организации и составления наказа для него; 2) о преобразовании высшего центрального управления Православной Российской Церкви (постоянный Собор и Синод), об образовании церковных округов и об устройстве церковного управления в Грузии и Финляндии; 3) об епархиальном управлении; 4) о церковном суде; 5) о благоустроении прихода; 6) по делам веры и богослужения, о единоверии и старообрядчестве; 7) о церковном хозяйстве; 8) о правовом положении Православной Российской Церкви в государстве; 9) о монастырях и монашестве и 10) о духовно-учебных заведениях.

Предсоборный Совет к концу июня месяца был сконструирован в полном составе и немедленно приступил к работе. 5 июля, по докладу Предсоборного Совета о времени и месте созыва Чрезвычайного Поместного Собора, Синод постановил открыть Собор 15 августа в Москве. Постановлено было утвердить «Положение о созыве Собора» и объявить о созыве Собора особым посланием от имени Синода, каковое прочесть во всех церквах в первое воскресенье или праздничный день.

Выработанные Предсоборным Советом и отредактированные законопроекты должны были поступить на рассмотрение Собора.

Когда работал Предсоборный Совет, в епархиях духовенство и миряне производили выборы на архиерейские кафедры желательных для них лиц. Так, напр., Петроградским духовенством был избран митрополитом Гдовский епископ Вениамин. Владимирским архиепископом стал архиепископ Финляндский Сергий. Московским митрополитом был избран архиепископ Литовский Тихон. Произошла смена правящих архиереев и в других епархиях.

15 августа 1917 г. собрался в Москве Поместный Собор. Почетным председателем Собора (до дня настолования Святейшего Патриарха 21 ноября 1917 г.) был Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Деловым председателем был Тихон, митрополит Московский и Коломенский.

4 ноября 1917 г. Поместный Собор восстановил патриаршество, ликвидированное в 1700 г. Петром I. 28 ноября Собор возвел в звание митрополитов следующих архиепископов: Сергия Владимирского, Агафангела Ярославского, Иакова Казанского, Антония Харьковского и Арсения Новгородского.

8 декабря Собор вынес определение о правах и обязанностях Патриарха Московского и всея России и Священного Синода.

Ведению Священного Синода подлежали дела иерархическо-пастырского характера, относящиеся преимущественно к внутренней жизни Церкви в области: 1) вероучения, 2) богослужения, 3) церковного просвещения, 4) церковного управления и церковной дисциплины.

На соборном заседании 2 декабря 1917 г. было вынесено определение о правовом положении Православной Русской Церкви в новых политических условиях. Второй пункт этого определения гласит, что в делах веры и внутренней церковной дисциплины Русская Православная Церковь независима от государственной власти, руководствуется своими догматико-каноническими началами и в делах церковного законодательства, управления и суда пользуется правами самоопределения и самоуправления. Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению Государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.

На одном из очередных своих заседаний в феврале 1918 г. Священный Собор вынес определение относительно епархий и епархиального управления Русской Православной Церкви. Относительно единоверцев Собор постановил, что единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего архиерея, особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея. Для единоверческих приходов учреждаются кафедры единоверческих епископов в епархиях: Петроградской — Охтенская, Нижегородской — Павловская, Уфимской — Саткинская, Тобольской — Тюменская.

Заканчивал свои занятия Собор, как мы уже отметили, в новых политических условиях. 23 января 1918 г. провозглашен был Декрет нового Советского Правительства об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви. Положено было начало жизни Церкви в новых ее отношениях к Государству.

Восстановление патриаршества дало возможность Православной Русской Церкви организовать свое управление на строго канонических началах, а Декрет об отделении Церкви от Государства освободил Церковь от постороннего вмешательства в ее внутреннюю жизнь.

В. НИКОНОВ

Система Orphus