СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ

В богослужебных книгах Святая Церковь, «молебно» предстоя святителю Божию Николаю, называет его «отцев избранием», «иерархов прекрасною славой», «сопричастником Христовым», «Владыки искренним учеником», «в напастех предстателем непобедимым» и множеством других величаний.

И не только в богослужебных книгах. Православные христиане благоговейно чтут святителя Николая. О том говорит множество храмов в честь святителя по лицу русской земли. О том же свидетельствует двукратное празднование в честь его имени — «зимний Николин день» и «летний»; а спросите христиан: как зовут их? — И вы встретите множество Николаев. Как фамилия? — Никольский... Иностранцы, наблюдавшие быт русских людей в конце XVI и в начале XVII веков, отмечают особенное почитание на Руси Николая чудотворца.

Католики также чтут святителя Николая; чтут его многие лютеране и даже язычники.

Поэтому нет надобности составлять «житие» святителя. Оно в главных чертах известно народу. Важнее подумать о том, что в жизни этого святителя роднит между собою людей? Что, при разности верований, объединяет их?

Святая Церковь, называя святителя «Владыки искренним учеником», отвечает на этот вопрос: «Да». Святитель Николай был добрым и искренним христианином. В этом его величие. Как христианин, искренний и убежденный, он распространял кругом себя лучи евангельской правды. Он не бегал мира, скрываясь в затворе монастырском. Он жил в миру среди людей в том звании, какое давала ему Церковь. Но жил, подражая Христу: на людей смотрел глазами Христа; учил их по разуму православно-евангельскому; служил им, как верный сын Христов. Оттого для людей святитель Николай был духовным солнцем, которое согревает все в мире. Для бедных и сирот он был благостным отцем; для готовых впасть в отчаяние — утешителем и радостным ободрением; для скорбящих и недугующих — врачом, примиряющим с жизнью.

И так не только для паствы Мирликийской. Свою благость святитель Николай оказывал всем людям, кто к нему обращался. Здесь объяснение — почему доныне к святителю молитвенно прибегают не только христиане разных вероисповеданий, а и магометане — турки. Здесь же ответ на вопрос, почему Святая Церковь за богослужением называет его «отцев избранием», «иерархов прекрасною славой», им же «вера утверждается и ересь низлагается» (акаф.).

Таким образом, характерной чертой святителя Церковь считает его дивную ревность о правой вере в Бога. Этой святой ревностью он горел в земной жизни.

Ревностный исповедник православной веры, неустанный проповедник Евангелия, пламенный молитвенник, святитель Николай в то же время был в жизни воплощением любви Божией и Божьего милосердия. Как солнце, которое сияет для добрых и злых, как солнце, которое оживляет всякие растения, святитель Божий, подражая Христу, старался благодатно служить людям: и тем, которые окружали его, и тем, которые были вдали от него, прося его святых молитв.

Этим объясняется всенародная любовь к святителю Николаю — особенно сирот, бедных людей, «сущих в бедах» (См. икос 4-й акафиста). В кондаке 5-м говорится: «Боготочная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих люте, им же смерть предстояще вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в помощь, чудотворче святый Николае: уже бо нестыдно (нагло) бесам летающим, и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их...»

В 6-м кондаке сказано: «проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае, скорого в бедах заступника: яко многажды во едином часе, по земли путешествующим и по морю плавающим, предваряя пособствует, купно всех от злых сохраняя...»

За это верующие простолюдины зовут святителя Николая «батюшкой», отцом родным.

Он и был «батюшкой» для своей паствы. В его «Житии» рассказывается, что один отец, под давлением нужды, готов был пустить трех своих дочерей на блуд. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в дом того человека три узельца с золотом. Нужда была побеждена, и девицы избавились от горькой участи.

И еще: три воеводы, по напрасному доносу на них, посажены были в тюрьму. Им угрожала смертная казнь.

Несчастные воеводы просили о помощи святителя Николая. А он, помолившись о них, ночью явился царю Константину и увещевал его отпустить невинных воевод из тюрьмы. В случае, если царь не исполнит этой просьбы, святитель заявил, что будет жаловаться на него Богу...

Голос святителя для царя Константина был голосом Божим. Воеводы были освобождены из тюрьмы. А величие святителя оттого еще более возросло. Возросло особенно среди мирян. В лице святителя Николая они увидели своего отца, своего заступника и покровителя, своего богомудрого наставника. Посему в акафисте, молитвенно обращаясь к нему, взывают: «Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование...»

ПРОТ. д. БОГОЛЮБОВ

Система Orphus