СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО В ЧЕРКИЗОВЕ г. МОСКВЫ, В ПРАЗДНИК СВ. ПРОРОКА ИЛИИ
Для нашего общего назидания, мои дорогие, я хочу вам сейчас напомнить слова св. апостола Иакова из сегодняшнего апостольского чтения за Божественной литургией.
Апостол Иаков говорит нам: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 10—11).
Одного из пророков — славного пророка Илию — мы прославляем сегодня. Пророк Илия, как вы знаете, жил за 900 лет до Рождества Христова, именно в тот период жизни иудейского народа, когда большая часть этого богоизбранного народа, образовав отдельное Израильское царство, оставила веру своих отцов и перешла в идолопоклонство.
Пророк Илия имел горячее сердце и был великим ревнителем славы Божией. Он не мог терпеть поклонения своих единоплеменников деревянным и каменным идолам и выступал много раз со страстным словом обличения. Израильский царь Ахав, идолопоклонник, и особенно царица преследовали пророка Илию, и пророк испытывал на себе проявление злобы царя и царицы. Царица издала приказ убить пророка. Пророк Илия спасался в пустыне в пещере, в голоде и жажде, и страдания его были так велики, что он, молясь Богу, даже просил себе смерти. Но Бог ему смерти не дал. Бог незримо подкреплял его, и пророк еще ряд лет потрудился в деле проповеди истинной веры.
Слова апостола Иакова и пример злостраданий и долготерпения св. пророка Илии напоминают нам, дорогие мои, о том, что немало среди людей несчастных страдальцев, которых посещают те или другие скорби, беды, болезни, тревоги и испытания на земном пути.
Среди этих страдальцев немало вопиющих к Господу своими воплями, своими воздыханиями. Немало среди этих воздыхающих к Богу таких, которым Господь Бог не сразу отзывается на их страдальческие вопли.
Что же делать страдающему сердцу, если оно плачет перед Богом и Бог медлит исполнить эти просьбы сердца? Ведь так не сразу отозвался Господь на вопли евангельского Иерихонского слепца и на слезы женщины-хананеянки, которая просила у Господа милости и исцеления своей дочери.
Не отчаивайся, скорбящий брат мой, не падай духом, унывающая сестра моя! Если твоя мольба, как кажется тебе, не сразу бывает услышана Господом Спасителем, напоминай себе Его слова: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18, 7). Продолжай просить Господа своего о своей беде, о своем горе, о своей нужде. Он — Неиссякаемый Источник любви: «Бог есть любовь» (1 Ио. 4, 8). И ты своим сердцем не можешь не услышать, своими духовными очами, очами веры, не можешь не увидеть того отклика, каким Господь отзовется на твои воздыхания и всё сделает, если это нужно, для твоего вечного спасения.
А в ожидании милости от Господа, чтобы найти себе подкрепление и утешение в своих просьбах и мольбах, обращенных к Богу, постарайся остановиться своим взором духовным на всем роде человеческом и на самом себе, вникни в существо страданий, какими посещает тебя Господь, подумай о той жизни, какая ожидает тебя по смерти, — и ты во всем этом найдешь для себя подкрепление и одобрение.
Посмотри вокруг себя. Все мы знаем, сколько слез орошает нашу грешную землю. Все мы знаем, как часто за днями ликования, за днями радости человеческой наступают дни скорби и плача, как ясные дни сменяются пасмурными и дождливыми. Может быть, ты скажешь: какое же утешение можно найти в том, что мы видим слезы и горе и вокруг себя? Может быть, это только увеличит наши скорби и удрученное состояние духа?
Нет. Вот ты посмотришь на других людей и скажешь самому себе: не я один страдаю, каждый несет то или другое страдание в своем теле или в своем сердце. Чем же я лучше других людей, чем же я выше их, ибо я перед Господом грязен в своих грехах? Вчера я благоденствовал, сегодня я страдаю, а другие сегодня благоденствуют, но не избегнут в своей земной жизни своих испытаний и своих страданий.
Посмотрим внутрь себя. Положи на одну чашу весов строгой и нелицеприятной правды свои страдания, на другую — свои грехи, и, может быть, ты скажешь самому себе: за свои грехи я заслуживаю еще больших испытаний. Может быть, ты повторишь слова святого псалмопевца: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Псал. 102, 10).
Подумай в эти минуты своей скорби о самой сущности страданий и испытаний, — не станет ли тебе понятно, что всякое страдание оказывает душе великую пользу и нередко бывает необходимо для нас, как огонь, очищающий золото.
Подумай и о том, что страдания и испытания научают нас ценить счастливые и радостные дни нашей земной жизни. Если бы не было у нас несчастливых дней, дней испытаний и болезней, мы не умели бы ценить всех дней радостных и счастливых, когда мы сами здоровы, когда у семейных людей дети счастливы и здоровы, когда мы можем славить своего Господа в святом храме, когда мы, бодрые и здоровые, приходим сюда и с открытым перед Богом сердцем воспринимаем в себя всю силу Божиих благословений и Божиих милостей, какими насыщает нас Господь через Святую Церковь в Своих храмах.
Подумай о будущей своей жизни, какая ожидает каждого из нас. Что говорит св. апостол Петр? Он говорит: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр, 4, 13).
Напоминай себе слова Господа Иисуса Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Ведь в страданиях Господь подает нам возможность проявить одну из завещанных Господом добродетелей. Ты хочешь помочь голодному, но, может быть, у тебя сейчас нет лишнего куска хлеба; ты хочешь совершить путешествие ко святым местам, но у тебя нет для этого здоровья и средств. А вот потерпеть скорби и испытания — это может каждый из нас. И в безропотном перенесении их, в проявлении нашей христианской добродетели — терпении — великая наша перед Богом христианская заслуга. «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22), — говорит Господь Спаситель.
Не переставай, дорогой мой, вопиять к Господу из глубины своей страдающей души, вкладывай в свою молитву всю свою веру в Бога, всю свою сладкую надежду на Бога.
Если родной отец не положит камня в руку сына своего, просящего хлеба, Отец ли Небесный не подаст Своей милости в руку того, кто простирает ее к Нему с верою, что любовь Небесного Отца неисчерпаема? Не так ли питал Господь Своею милостью и св. пророка Илию?
Когда-то евангельский слепец около города Иерихона обращался с воплем к проходившему Спасителю: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Люди его удерживали, требовали, чтобы он замолчал, а он еще громче повторял этот крик своей исстрадавшейся души. Этот вопль слепца еще раз напоминает нам о силе веры и о силе нашей надежды.
О том же напоминают, мои дорогие, и слова Спасителя, какими Он завершил Божественное чудо исцеления этого слепца: «Вера твоя спасла тебя», — сказал Он этому страдальцу. Те же слова, как вы знаете, Господь Спаситель сказал и кровоточивой женщине, которая избавилась от болезни через прикосновение к одеждам Господа Иисуса Христа, и исцеленному Им прокаженному.
Спасает человека, конечно, благодать Божия, всемогущество Божие. Но спасает только тогда, когда человек с верой обращается к Богу. Потому и сказал Господь: «Вера твоя спасла тебя». Он видел ту веру, которая подвигла этого Иерихонского слепца обратиться к Господу со своим молитвенным воплем.
Вера имеет великую силу привлекать благословения Божии, действия всемогущества Божия. Господь никого не заставляет насильно веровать в Себя. Ни от кого из нас Он не отнимает того дара, которым наградил нашу бессмертную душу, — ее свободу, свободную волю. Он зовет к вере в Себя. Он ждет, чтобы мы своим сердцем обратились к Нему. «Сын мой! отдай сердце твое Мне», — говорит Господь (Притч. 23, 26).
Он сказал еще в дни Ветхого Завета: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» (Малах. 3, 7). И как обильно течет поток благодати Божией в то сердце, которое открывается перед Богом и обращается к Нему за Его благодатной помощью! Как радует, утешает, подкрепляет, исцеляет Господь верующее в Него сердце, отзывающееся на Его Божественный голос и идущее за Ним!
«Вера твоя спасла тебя». Вера — не мертвая, не та вера, которая сияет только в исповедании нами истин веры, но вера такая, которая обнимает все внутреннее существо человека, когда наш ум любит думать о Господе, когда наше сердце жаждет с Господом жить не разлучаясь, когда наша воля хочет исполнять заповеди Божии и вести нас этим путем.
Спасает та вера, которой воодушевлялись мученики, которая укрепляла апостолов, которая порождала ревность о славе Божией в душе пророка Илии, которая давала силу духа подвижникам и изгоняла грешников из их домов в неведомые пустыни, чтобы там слезным покаянием испрашивать у Господа прощения за всю долгую страстную, порочную жизнь.
Такая вера вдохновляет и нас, живущих, жить по заповедям Божиим, беречь сердце от греха, очищать его, когда оно загрязняется, и идти за Господом даже до последнего своего издыхания.
Такая вера, вера живая, спасает нас. Так и слова Господа Иисуса Христа говорят нам о силе веры нашей и о силе надежды нашей, с которыми мы обращаемся к Господу, воздыхая перед Ним в своих скорбях и страданиях.
Вера поддерживает надежду, а надежда укрепляет веру. И они вместе, в святом содружестве, — вера и надежда — ведут нас к будущей вечной жизни, в Дом нашего Сладчайшего Небесного Отца.
О, пусть, мои дорогие, огонь этой святой веры, свет этой святой надежды на милосердие Божие будут в нас до конца наших дней, будут движущей силой на всем нашем жизненном пути. Они спасут нас, укрепят нас и ободрят среди любых скорбей, болезней и испытаний.
Наша вера и наша надежда привлекут к нам милости Небесного Отца и при последнем нашем издыхании, в самую страшную минуту нашей жизни, когда душа будет разлучаться с телом, чтобы предстать пред лицо Божие и дать отчет Господу за прожитую жизнь, укрепят наш дух, трепещущий при переходе в вечную жизнь.
А в вечной жизни и вера и надежда, которыми мы живем, которыми мы дышим, которыми мы вдохновляемся, спасаемся от бед и избавляемся от скорбей, будут источником жизни радостной, счастливой, блаженной у нашего Небесного Отца.
Господь назвал всех нас Своими детьми, повелел обращаться к Нему, как к своему родному и любящему нас Отцу, и Он никогда не оставит в любой нужде Свое дитя без отеческой ласки, как не оставлял Своих пророков, апостолов, мучеников и всех Своих верных Ему детей.
Утешайтесь, дорогие мои, и ободряйтесь на своем жизненном пути верой и надеждой!
Митрополит Николай