ИЗ СРЕДНЕ-АЗИАТСКОЙ ЕПАРХИИ

ПОЕЗДКА АРХИЕПИСКОПА ГУРИЯ Б САМАРКАНД

Солнечный теплый день 4 сентября 1952 г.

Быстро и легко бежит автомашина «Победа» по асфальтовому шоссе.

Дорога обсажена красивыми деревьями и проходит среди садов и полей богатых колхозов Узбекистана.

В автомобиле — архиепископ Ташкентский и Средне-азиатский Гурий, со своим секретарем архимандритом Иоанном.

За Сыр-Дарьей начинается местность, издавна носившая название «Голодная Степь».

Теперь она — край изобилия, район передовых хлопководческих социалистических хозяйств, но рядом — настоящая пустыня, которую стадо оросить.

Владыка Гурий вспоминает, что на днях он видел в журнале «Советский Союз»,(№ 8/30, за август 1952 г.) фотографии машин, каналов, полей и поселков Голодной Степи; и вот теперь он видит все это в действительности своими глазами.

Идет время, бежит машина, уже позади — орошенные земли.

Пустыня.

Впрочем, и здесь жизнь.

Зеленеют толстолистые солянки, покачиваются на ветру цветущие яркими лиловыми цветами кусты гребенчука (тамариска), временами покажутся горбатые верблюды, пасущиеся бараны или резвые лошади.

По едва заметной тропинке среди ровной степи мальчик несет книги и тетради: он возвращается из школы.

Идут десятки километров один за другим. Вот надвинулись горы. И вдруг — все меняется. Снова — вода, снова — поля и сады.

Мы — в Джизаке.

Это древний город. Его название Джизак — «дизак» — обозначает ад, так как прежде он сильно страдал от болезней — малярии и ришты.

Теперь ришту (особый паразитический червь) совсем не знают не только в Джизаке, но и во всей Советской Средней Азии; город Джизак, утонувший в густых садах, скорее напоминает рай, чем ад.

Верующие радостно встречают своего архиепископа.

При входе в молитвенный дом настоятель протоиерей Г. Луговенко произносит приветственную речь.

Владыка служит здесь молебен и произносит проповедь на тему «Будни верующего человека», призывая к ежедневной молитве и любящей заботе о других. В Джизаке — ночлег.

Утром 5 сентября мы выехали из Джизака.

Картина резко изменилась. Вместо зелени садов и полей — узкое каменистое ущелье, горный кряж разрезан долиной реки Санзар. На темных скалах — выгоревшая на солнце трава.

Каменные глыбы крутыми обрывами спускаются к краю дороги.

Впереди показываются две темные, огромные, почти отвесные, уходящие в небо скалы. Они стоят по обе стороны стеснившегося ущелья. Это знаменитые «Тамерлановы ворота».

Через этот естественный пролом в горах издревле двигались орды кочующих народов.

Когда-то этим путем выходили из Самарканда воинственные полчища Тамерлана.

На темной скале еще сохранились две арабские надписи, повествующие о походах войск, проходивших по ущелью, и о великих сражениях, происходивших в Тамерлановых воротах.

Ушелье — позади. Снова — поля.

Мы в поселке Милютинском.

Владыка осматривает вновь отремонтированный молитвенный дом. Он стал просторным, в нем много воздуха.

Дальше — к Самарканду. Все больше зелени. Вот широкие луга на берегах Зеравшана, холм Чупан-Ата с древней астрономической обсерваторией Улугбека (XV в.) и, наконец, Самарканд.

Самарканд — один из древнейших городов Средней Азии. Легенды относят основание Самарканда ко времени четвертого или третьего тысячелетия до Р. X.

В 329 г. до Р. X. Самарканд был занят Александром Македонским. Тогда он уже был столицей Согдианы, области Иранского царства.

Предание говорит, что св. апостол Фома на своем пути в Индию прошел также и Согдиану и просветил светом Христовой веры израильтян рассеяния, живших здесь со времен ассирийского пленения.

В V в. по Р. X. в Самарканде была епископская несторианская кафедра. Несторианство выдержало арабское нашествие (VIII в.). Христиане-несториане вернулись в город после его разгрома Чингиз-ханом (1220 г.) и были уничтожены при Тамерлане в конце XIV века.

В южной части Самарканда на лессовых обрывистых берегах арыка Даргом погибли последние здешние несториане, задушенные при Тамерлане дымом в пещере.

Расцвет мусульманской культуры Самарканда относится ко времени Тамерлана (Тимура) и Тимуридов (XIV—XV вв.).

Владыка Гурий с холмов любуется старинными зданиями, оставшимися от этой эпохи. Видны пышные мечети и медрессе (мусульманская высшая школа) на центральной площади древнего города — Регистане видны развалины соборной мечети Биби-ханым.

Владыка идет по древнему кладбищу. На большом пространстве — целое море сухого бурьяна и размытых дождями могильных холмов.

Среди этого царства праха и тления блестит самыми яркими жизнерадостными красками памятник старины Шах-и-Зинда.

По широкой кирпичной лестнице один за другим расположены по склону горы увенчанные куполами надгробные сооружения — мазары и мечети.

Изразцы самой яркой окраски, преимущественно лазоревой или темно-синей, покрывают их стены и купола, слагаясь в разнообразный орнамент. Фронтоны мазаров украшены прекрасными колоннами разнообразных форм и узоров древней майолики.

Под сводами мечетей прохладно и в сильный зной. Но мечети здесь рассчитаны на любителей уединения и мистического созерцания.

Советское Правительство уделяет много внимания реставрации самаркандских памятников.

То, что испорчено в прошедших столетиях, сейчас кропотливо и тщательно восстанавливается.

Архиепископ Гурий проезжает черед город.

Машина останавливается у Георгиевского молитвенного дома.

Высокая ограда. Стильная звонница. В садике с сиренью — поместительный высокий, в два света, молитвенный дом. Кругом еще несколько домиков с квартирами для причта и обслуживания храма.

Нас встречает настоятель храма протоиерей Петр Княжинский.

Он именинник завтра, 6 сентября, в день перенесения мощей Московского святителя Петра.

А 7 сентября — день его рождения. Ему исполнится 85 лет. Потому будет уместно сообщить некоторые сведения из жизни о. Петра.

Он родился в 1867 г. в селе Тамбовской области в семье протоиерея, в 1888 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и 22-х лет (1890 г.) — рукоположен во священника.

Шестьдесят третий год идет уже с тех пор, как о. Княжинский трудится в Церкви Божией в священном сане.

За все свое долгое священническое служение он имел три прихода: в г. Усмани священствовал 38 лет, в г. Шацке — 11 лет, в Самарканде священствует 11-й год.

Прихожане любят его, как родного отца, его храм всегда многолюден.

В 1918 г. о. Петр был возведен в сан протоиерея, в 1924 г. Святейшим Патриархом Сергием награжден митрой, в 1950 г. (ко дню 60-летия священства) Святейшим Патриархом Алексием награжден правом ношения второго наперсного креста.

Службу под день ангела о. Петра и в самый день совершает о. Петр.

Владыка Гурий облачается только на молебен святителю Петру.

Необычайно торжественна воскресная служба 7 сентября. Ее совершает архиепископ Гурий. К богослужению прибыло духовенство из двух других храмов Самарканда, и некоторые священнослужители из благочиния.

Накануне за всенощной Владыка Гурий произнес слово о необходимости уважать пожилых и старых людей.

За Божественной литургией проповедь произнес секретарь архиепископа архимандрит Иоанн на апостольский текст: «За все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. У, 18).

Кончилась литургия, уже произнесены трогательные прошения благодарственного молебна, прозвучали дивные слова И звуки «Тебе Бога хвалим».

Преосвященный в мантии стоит на солее и обращается к о. Петру с приветственной речью.

Духовенство — полукругом около Владыки и юбиляра.

Прихожане — в безмолвном внимании; в переднем ряду одни держат букеты, в руках у других видны подарки, у третьих — листочки с написанным текстом приветствия.

Архипастырь говорит о том, как много можно сказать человеку тот день, когда ему исполнилось 85 лет.

Владыка указывает, что это количество лет — еще не предел жизни: он еще не так давно видел в Грузии старца священника, которому было 90 лет (а сейчас уже 93 года), но он был, бодр, любил молитву, много проповедывал и утешал всех, кто с ним встречался, своим бодрым настроением и той радостью, которая светилась в его лице.

Так же и о. Петр, — говорит архиепископ, — его молитва, любовь к богослужению, разумное и приветливое слово, пастырская забота о душах, забота о храме собирают всегда вокруг него любящих прихожан.

Владыка желает юбиляру еще много лет священствовать в добром здравии.

Затем о. Петра приветствует настоятель Самаркандского Покровского собора архимандрит Ермоген.

Два приветственных слова произносят прихожане.

Растроганный юбиляр благодарит Владыку за его приезд, внимание и любящее приветствие, благодарит о. архимандрита, своего помощника, о. Серафима, благодарит прихожан за их любовь.

«Я одинаково люблю всех вас», — говорит он, обращаясь к прихожанам. — «Войти в храм и увидеть вас для меня всё равно, как придти в любящую семью. Вашей молитвой и вашей любовью я и живу так долго — этим объясняется мое многолетие».

Вечером Владыка служит в Покровском соборе вечерню с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы и произносит слово о молитве.

В понедельник на рассвете мы покинули Самарканд.

Он был особенно красив в лучах восходящего солнца.

У подножия древних развалин и бирюзовых куполов густые зеленые сады почти совершенно скрывали здания нового города с его огромным зданием университета, музеями и промышленными предприятиями.

Тонкие контуры аметистовых горных хребтов четко выделялись на светлом утреннем небе.

АРХИМАНДРИТ ИОАНН

Система Orphus