ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК И ГОДИЧНЫЙ АКТ В ЛЕНИНГРАДСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ

Дни 8 и 9 октября 1952 г. надолго останутся в памяти Академии, как дни особых переживаний.

8 октября было торжество освящения академического храма после его капитального ремонта. Прежний иконостас был заменен другим, вызолоченным, с художественной резьбой по дереву. Св. Престол украшен медными, высеребренными одеждами с литыми изображениями святых лиц; жертвенник был сооружен мраморный; чтимые иконы Казанской и «Знамение» Божией Матери были помещены в вновь сооруженные киоты художественной работы; стены храма были окрашены в два тона, с орнаментом; купол в алтаре был устроен в виде голубого неба с сияющими золотыми звездами; над аркой иконостаса была помещена надпись: «Свет Христов просвещает всех».

В этом украшенном светлом храме, 8 октября была совершена первая Божественная литургия. Горяча была молитва на первой литургии и на молебне за Святейшего Патриарха Алексия, благословившего восстановить и благоукрасить храм. Отрадно было молиться в обновленном храме и радостно было чувствовать внимание, заботы и любовь, которые проявил Глава всей Русской Православной Церкви к Академии и Семинарии.

В тот же день 8 октября, вместо последней лекции (урока), по традиции, наставники и учащиеся собрались в академическом храме. Ректор прот. М. Сперанский, с академическим духовенством, совершил панихиду по почившим деятелям и воспитанникам Академии и Семинарии: «О создателех, благотворителех, благоукрасителех святаго храма сего, всех зде начальствовавших, учивших и учившихся и служивших отцех и братиех наших». Пред панихидой о. ректор произнес приличествующее случаю слово. На великой ектении был прочитан академический синодик, в котором помещено более ста имен почивших деятелей Академии, прославившихся своими учеными трудами. Всплыли в памяти дорогие почитаемые имена: Святейшего Патриарха Сергия — ее профессора, инспектора и ректора; приснопамятного Митрополита Филарета — профессора и ректора Академии; имена усопших Ленинградских (Петербургских) митрополитов, знаменитых профессоров Академии: прот. Герасима Павского, Евграфа Ловягина, В. Болотова, Н. Глубоковского и многих других, отдавших свои силы на служение богословской науке.

Всенощное бдение на самый праздник совершил Преосвященный Роман, епископ Таллинский и Эстонский, с наставниками и учащимися, имеющими священный сан. Служба прошла на высоком уставном уровне. Певчие пели на два клироса, с канонархом и выходом на середину. Сильное впечатление произвело пение «Блажен муж» знаменного роспева, в гармонизации Г. Ф. Львовского, посвятившего свое произведение воспитанникам здешней Семинарии, и псалма «Господи, воззвах», исполненного большим знаменным роспевом. Стихиры на «Господи, воззвах» были пропеты по уставу на подобен «Небесных чинов», в гармонизации Л. Парийского, стихиры на стиховне—в гармонизации преподавателя пения в Ленинградских духовных школах К. М. Федорова. Тропарь ср. апостолу пели и большим знаменным роспевом, и малым знаменным, и киевским.

В самый день праздника Божественную литургию совершил Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, с шестью священниками и тремя диаконами. На Часах были посвящены в стихарь 11 воспитанников 4-го класса Семинарии. После запричастного стиха ректор прот. М. Сперанский произнес слово о св. апостоле Иоанне Богослове, как апостоле Боговедения и Божественной Любви.

На молебен после литургии вышли с Митрополитом Григорием Преосвященный Роман, все академическое духовенство, благочинные, настоятели церквей г. Ленинграда.

Перед молебном Митрополит Григорий произнес с большим воодушевлением следующее слово об отличительных личных свойствах апостолов, какими должны обладать и все готовящиеся к пастырскому служению:

«Приветствую вас, братие, с вашим престольным праздником в этом преукрашенном ныне храме, но под тем же покровительством и предстательством св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, одного из ближайших учеников Христа Спасителя

Применительно к назначению настоящего храма и нашей богословской школы, в назидание всем, я хочу сейчас коснуться личности и характера вообще св. апостолов, этих первых проповедников Евангелия Христова, которые служат вечным примером для пастырей всех времен, а в частности и для вас, пришедших в этот храм науки для того, чтобы подготовиться к делу проповеди св. Евангелия и привлечения и укрепления в вере во Христа всех ищущих света истины.

Двенадцать первых учеников Христа были в большинстве простецы, и однако они пронесли новое учение Христа по всему тогдашнему миру,— учение о Распятом— «для иудеев соблазн, для эллинов безумие»,— учение, которое шло совершенно вразрез со всем строем языческой жизни, со всеми привычными наклонностями людей, учение, которое говорило о самоотречении, о всецелой отданнсети себя для других, о любви даже ко врагам. И мир принял это учение, и мир пришел ко Христу.

Конечно, это дело не могло совершиться одними человеческими сил ми. Божественная благодать Святаго Духа преобразила, просветила и вдохновила тех, которые прежде были и просты, и боязливы, и немощны, а теперь стали и мудры, и мужественны, и сильны сповом и делом.

Но было нечто и в самих апостолах—в этих проповедниках Евангелия, что благодать Божия восполняла и укрепляла. Это было — цельность характера, непосредственность чувства, решительность воли.

Посмотрите, как они вступают в общество учеников Христа: «Идите за Мной» — и они бросают всё и идут. Знают со слов Иоанна Крестителя только, что это Пророк — больший Иоанна; еще не слышат Его учения; еще не видят Его дел; но, повинуясь силе обаяния личности Христа, силе Его властного слова. Его любвеобильного, влекущего взгляда, идут, ничего не ожидая для себя... И только потом, долго спустя, спрашивают: «Вот мы оставили всё, что же будет нам?» Но в первый момент их влекло только сердце, жаждавшее истины и добра.

Да, завидно цельные натуры! И именно только такие характеры, такие люди и могли пронести во всей вселенной новое учение, чтобы перевернуть нравственно мир, чтобы влить в него оздоровляющую струю духовной жизни. Потому что только такие натуры, безраздельно, а не «кое-как» отдающиеся идее, делу, — действительно могут совершать великие дела; потому что сами энтузиасты, сами увлеченные, они заражают этим энтузиазмом других и увлекают за собой...

«Всякий кладущий руку на плуг и озирающийся назад, не надежен для Царствия Божия», — сказал Христос. И мы видим из примеров всей истории христианства, что истинные чада Христовы всегда проявляют те же апостольские черты, решительность воли, непосредственность чувств, всецелую бесповоротную отданность Христу, отданность тому делу, на которое их призывал Христос.

Вы пришли сюда, братие, чтобы подготовиться к делу проповеди Христа, чтобы быть продолжателями дела апостолов. Проникнитесь же присущими им чертами —горением религиозного чувства, пламенной веры и беззаветной любви, всецелой отданности себя решительно и бесповоротно на служение святому призванию.

Да поможет вам в этом Господь по молитвам св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова».

Слово Митрополита Григория произвело сильное впечатление на учащихся.

После молебна Митрополит Григорий, епископ Роман, духовенство, гости, профессора и преподаватели, учащиеся и служащие прошли в академическую столовую на общую трапезу.

Во время трапезы было прочитано житие св. апостола Иоанна Богослова.

В 2 часа дня состоялся торжественный акт. Он начался пением молитвы «Царю Небесный» и тропаря св. апостолу. Ректор прот. М. Сперанский открыл собрание и предоставил слово инспектору Академии для чтения годового отчета.

В отчетном учебном году действовали в полном объеме все 4 класса Семинарии и 4 курса Академии. Всех учащихся было 320 человек. Из окончивших курс Академии трое лучших были оставлены на один год при Академии, в качестве профессорских стипендиатов, для подготовки к научной работе по кафедрам Догматического богословия, Пастырского богословия и Канонического права.

Из окончивших Семинарию первые 8 поступили в Духовную Академию, остальные возвратились в свои епархии для получения назначений на. места.

Профессорско-педагогический состав состоял из 7 профессоров, 7 доцентов и 5 преподавателей с высшим и специальным образованием.

Отчет продемонстрировал рост Ленинградской духовной школы по всем сторонам ее жизни: ученой, учебно-воспитательной и хозяйственной. Отчет обнаружил и выполнение основных целей и задач Академии и Семинарии: служение Церкви и Родине, воспитание учащихся в верности Православию и Советскому Правительству.

По окончании чтения отчета, Митрополиту Григорию был поднесен диплом на звание почетного члена Академии. Все присутствующие встали, громко аплодировали и пропели «Ис полла эти, деспота» новому почетному члену Академии.

Затем проф.-прот. А. Осипов произнес актовую речь на тему «Опыт истолкования 1-го и 2-го псалма, как единого целого».

Семинарско-академический хор исполнил несколько музыкальных песнопений о защите мира и борьбе за мир.

Засим Митрополит Григорий произнес речь, в которой выразил благодарность всем, кто трудился на пользу Ленинградских духовных школ, я тем, кто проявлял внимание и сочувствие делу духовной школы: духовенству, приходским советам, мирянам.

Собрание единогласно решило послать приветственные телеграммы Святейшему Патриарху Алексию и Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпову.

Акт закончился пением Государственного Гимна Советского Союза я молитвой.

ПРОФ. Л. ПАРИЙСКИЙ

Система Orphus