ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

Канун одного из двунадесятых праздников. Мелодичные звуки колокола, растекаясь далеко вокруг, призывают верующих в храм на всенощное бдение... Во множестве движутся и исчезают в дверях храма человеческие фигуры.

Под сводами храма тихий свет лампад, озаряющий лики святых, создает особенное праздничное настроение.

Посредине на массивном подсвечнике горят свечи и освещают возложенную на аналое икону, представляющую взору молящихся малолетнюю Отроковицу, восходящую по ступеням храма, и простирающего навстречу Ей руки первосвященника, а также в благоговении стоящих у нижних ступеней лестницы праведных родителей Преблагословенской и сопровождающих Ее юных дев со светильниками.

Трогательный, волнующий момент передается в этом изображении.

Долгожданное единственное Дитя с трехлетнего возраста оставляет отчий дом, чтобы быть посвященной на служение Богу.

В этот день Церковь вспоминает великое событие из священной истории, когда приблизилось тысячелетиями ожидаемое время обетованного пришествия Спасителя на землю, на что указывает и самый тропарь праздника:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!»

Пресвятая Дева с духовной устремленностью прошла от нижней до верхней ступени к храму, и первосвященник, по внушению свыше, провел Ее во Святая Святых и указал Ей место для молитвы.

Долженствовавшая стать Матерью Искупителя, живя при храме, проводя время в труде,— занимаясь рукоделием,— молитве, богомыслии и чтении Священного Писания, достигла величайшей святости. Имея только одно желание — исполнить волю Божию и беззаветно преданная таковой, Она преуспевала в подвигах, отличаясь необычайным смирением. Сама став живым храмом, вместившим Невместимого Бога, Богоматерь послужила делу спасения человеческого рода.

Какой-то таинственностью овеян этот праздник.

Исполнились ветхозаветные пророчества о Предуказанной на Предвечном Совете Св. Троицы и Прообразуемой во многих священных явлениях праведникам.

Уже явилась в мир и поселилась при храме Та, от Которой пришла великая радость на землю,—родился Христос—Обетованный Мессия.

Пресвятая Дева приводится в Иерусалимский, в то время единственный на земле, храм, посвященный Единому Истинному Богу, о Котором не знало большинство людей.

Но приблизилось уже время рассеяться мраку языческих заблуждений, когда идолопоклонство и неведение Истины сменится светом открывшегося познания Совершенного Бога и Искупителя в Воплотившемся от Духа Свята и Марии Девы.

И тем больше радости несет с собой этот праздник, что, подобно воспоминаемому ныне вхождению Святой Девы в храм Господень, предуказавшему скорое явление Бс.га среди людей, говорит нашему сердцу о том, что мы подходим к великому празднику Рождества Христова встречу и приближение которого предощущаем в рождественских песнопениях. За этой всенощной впервые начинают петь рождественские ирмосы, и с трепетом сердца мы слишим радостную весть в напевах: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите...».

Христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и Пречистою,

Неизреченное величие Богоматери не выразить словами, но, венчанная высшею славой, Она не только не отдалилась, а сделалась самой близкой к людям.

Чем дальше идет вперед история христианства, тем больше знаем мы чудотворных Ее икон, тем больше явлено Ее заступничества и милосердия к людям.

Пресвятая Дева, став Матерью Бота, будучи Сама человеком, соединяет нас с Небом и является нашей Заступницей и Предстательницей пред Своим Божественным Сыном.

Верующие любят обращаться к Ней на молитве и у себя дома и в храмах, открывая Ей, с глубоким чувством упования, душу, изливая свои скорби и радости. У Нее просят псмощи в перенесении страданий, благословения на труд, наставления на путь добра, избавления от всякого зла, исцеления душевных и телесных недугов.

Прибегающие под Ее кров чувствуют облегчение и отраду, которые посылает незримо Богоматерь—наше Прибежище и Утешение.

Предстоя у престола Всевышнего, Она непрестанно молится за нас, и, осененные Ее материнской молитвой, мы имеем опору и поддержку нашим немощным силам.

Обретшая благодать у Бога стала источником упований для всех притекающих к Ней.

В Богородичные праздники еще более ощущаются тепло и покров Ее материнской любви к человечеству, еще сильнее укореняется надежда и утверждается вера, что Матерь Божия всегда остается с нами, низводя на нас милосердие и благость Божию.

Святая Церковь говорит о Ней: «Чистейший храм Спасителя, драгоценный чертог и Дева, священное сокровище Божественной славы — ныне вводится в дом Господень, совводящи (приводя с Собою) благодать в Божественном Духе; Ее воспевают Ангелы Божии; Она есть небесное жилище».

Воспевая вхождение Пречистой в храм, напомним себе о нравственно-воспитательном значении для нас храма.

Не слышим ли мы здесь обращенные к каждому человеку поучения следовать заветам Христа — жить для добра и правды, чтобы жизнью своей прославлять имя Божие; бороться со злом и порском, чтобы иметь чистую, светлую душу, чтобы Христос мог войти и обитать в ней.

Не слышим ли мы также призыва к тому, чтобы, присутствуя в храме, мы пребывали в нем нераздельно всей душой, не отвлекаясь никакими посторонними, не относящимися к богослужению, помыслами.

Ибо, внимательно слушая церковную службу, вникая сердцем в ее смысл, человек все больше и больше находит в ней сокровенных радостей, испытывает высокое чувство духовного удовлетворения, ибо в храме душа ближе чувствует Бога, источающего нам Свои небесные дары.

Тепло молитвы и свет веры, сопутствующие нам во время прохождения земного поприща и поддерживающие жизнь нашего духа, пополняются и горят ярче во время пребывания в храме, где мы имеем духовную пищу и находим отображение наших религиозных чувств в церковной службе.

В храме переживаем мы радости нашей веры, которая готовит нас молитвой и постом к духовному глубокому восприятию христианских праздников, приводя от одного священного торжества к другому.

Светлое состояние духа становится тем выше, чем глубже человек проникается всем тем, что преподает нам Святая Церковь, а также сознанием, что он не чужд Небу, и верою, что Господь Вседержитель— Спаситель мира и Преблагословенная Матерь Божия, рождшая и возрастившая Христа, не отринут молитв и упований, устремленных к Ним от сердца живущих на земле.

Овеянные священным воспоминанием этого дня и молитвенным настроением рождественского поста, неторопливо, в тихой задумчивости, молящиеся идут приложиться к иконам и так же неторопливо направляются к выходу, сопровождаемые колокольным звоном, уносящимся к высокому чистому небу.

Догорают огни свечей, меркнут лампады—умаляется вещественный свет, храм погружается в полумрак, но не гаснет огонек в душах посетивших Дом Божий, освещая и согревая их.

Поистине неистощим источник благ, открытый Богом для всех времен и народов.

Н. ВАСИЛЬЕВА.

Система Orphus