Настоятель Кентерберийского собора д-р Хьюлетт Джонсон не мог быть в Загорске на Конференции Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященной защите мира, потому что спешил в эти дни в Китай. По пути он, вместе с супругой, посетил Москву, и здесь многие делегаты только что закончившейся Конференции имели возможность встретиться с неутомимым борцом за мир и беседовать с ним о цели его поездки в Китайскую Народную Республику. Д-р Хьюлетт Джонсон ехал туда в намерении войти в личное общение с деятелями христианских Церквей, совершить Богослужения у своих единоверцев и проверить все, что могло бы подтвердить или опровергнуть факт бактериологической войны.
В это время уже были известны доказательства, подтверждающие применение американцами бактериологического оружия. Они были собраны в Корее и Северо-Восточном Китае Комиссией Международной Ассоциации юристов-демократов. Работой Комиссии руководил профессор международного и канонического права д-р Брандвейнер — верующий католик из Австрии. Выводы Комиссии, тщательно обоснованные проверенными на местах фактами, ясно свидетельствовали о применении американскими войсками бактериологического оружия. Показания двух попавших в плен американских летчиков, производивших бактериологические бомбардировки, рассеивали на этот счет всякие сомнения.
Но под влиянием американской пропаганды, отрицавшей преступление, а более по сознанию недопустимости такого чудовищного нарушения христианской морали, некоторые круги Англии, Америки и других стран продолжали относиться к сообщениям о бактериологической войне с недоверием и скептицизмом. Поэтому д-р Хьюлетт Джонсон поставил себе задачей установить действительное положение дела всеми способами, какие могло предоставить ему непосредственное ознакомление с ним на месте событий.
В Китае он посетил многие города—Пекин, Ханькоу, Кантон, Шанхай, Пенгио, Шангша, Мукден и другие,—присутствовал на совещаниях, где обсуждались меры борьбы с распространением эпидемий, посетил лично ряд местностей, подвергавшихся бактериологической бомбардировке, беседовал с местными жителями—свидетелями бомбардировок, осматривал сброшенные с американских самолетов контейнеры и зараженных насекомых, ознакомился с исследованиями ученых бактериологов и пришел к выводу о достоверности страшного факта бактериологической войны.
Изучая вещественные доказательства бактериологического нападения и выводы ученых, д-р Хьюлетт Джонсон всюду встречался с китайскими христианами и руководителями христианских Церквей в Китае, в том числе с католиками, и подолгу беседовал с ними о событиях.
На конференции в Шанхае англиканские епископы засвидетельствовали ему факт бактериологического нападения американцев на Китай. Протестанты Пекина, Ханькоу, Тяньцзина и других городов в один голос подтвердили страшную действительность преступления американцев и запечатлели его, как антихристианское преступление. Ту же страшную истину подтвердили и китайские католики.
Свидетельство китайских христиан о преступном бактериологическом нападении американцев было выражено в трех документах, врученных д-ру Хьюлетту Джонсону для передачи христианам Запада.
В своем воззвании от 28 июня 1952 г. китайские протестанты разных направлений пишут: «Мы, китайцы-христиане, считаем, что преступления американских агрессоров, выразившиеся в проведении бактериологической войны, безусловно и безоговорочно доказаны. Вместо того, чтобы использовать науку для исцеления народов от ран, американские агрессоры распространяют гибель. Это преступление несомненно будет наказано Богом и осуждено всеми народами земного шара. Мы, китайцы-христиане, просим Вас рассказать нашим друзьям—христианам Британии и Америки и Христианам всего мира о нашем протесте против США, ведущих преступную бактериологическую войну. Ради всего человечества, ради прав человека и мира во всем мире мы призываем всех христиан выразить свой протест и приостановить позорные дела американских агрессоров, убивающих китайский и корейский народы бактериологическими бомбами».
Это воззвание подписали более тридцати виднейших руководителей и деятелей англиканской, реформатской, лютеранской, методистской, баптистской, независимой и конгрегационалистской Церквей, ряда церковных и культурно-просветительных организаций и 376 пасторов и мирян Шанхая, Пекина и Тяньцзина. Воззвание выразило гневный протест двух миллионов протестантов Китая против поведения агрессоров.
Христианские деятели из Ханькоу засвидетельствовали преступление американцев в своем призыве к миру. Приветствуя настоятеля Кентерберийского собора, как прогрессивного деятеля Христианской Церкви и борца за мир, они пишут: «Мы любим мир и поэтому осуждаем убийство невинных людей, как величайший грех. В то время, как народы всех стран жаждут мирной и счастливой жизни, кучка людоедов затеяла бактериологическую войну. Пастор П. Г. Уонг из Пекина был в Корее для проверки и свидетельствует о факте применения бактериологического оружия. Сестра преподобного Ши-Тин-Мина из нашего города писала из Чичибара о том, что на их город были сброшены бактериологические бомбы. Мы имеем фактические показания пленных американских летчиков Еноха и Куинна... Из всего этого видно, что американ¬ские империалисты затеяли бактериологическую войну большого мас¬штаба против корейского и китайского народов. Это является не только явным нарушением международных законов, но и преступлением против прав человека и человеческой совести. Поэтому мы, христиане, можем ли допускать такие преступные действия? Подумать только, что такую войну ведет страна, которая называет себя «христианской»?!
В заключение призыва деятели христианских Церквей в Ханькоу просят Хьюлетта Джонсона передать христианам Англии о том, что «христиане нового Китая ярче видят свет Евангелия в великом революционном движении освобождения народов» и призывают вместе разрешить задачу защиты мира.
Китайские католики выразили свой протест против бактериологического нападения американцев в особом манифесте. «Тот факт,— сказано в нем,— что американские агрессоры применяют бактериологиче¬ское оружие, является безусловно и ясно доказанным китайскими и ко¬рейскими жителями-очевидцами, а также исследованиями ученых».
Приводя далее примеры доказательств, подтверждающих факт бактериологического нападения, китайцы-католики продолжают: «Американские агрессоры называют себя «христианами» и считают, что они защищают христианскую цивилизацию. Не факт преступной войны в Корее и особенно сбрасывание бактериологических бомб над мирными корейскими и китайскими городами попирают все христианские принципы, христианский гуманизм и братство и оскорбляют Евангелие Мира, данное людям Иисусом Христом»...
Заканчивается манифест протестом против американской агрессии и призывом к католикам всего мира объединиться и требовать прекращения бактериологической войны.
К моменту вручения манифеста Хьюлетту Джонсону под ним подписались два епископа, два епископа-коадьютора, 141 старший священник, 130 священников, 110 монахинь и 13.700 католиков-мирян. Сбор подписей под этим манифестом продолжается, ибо католиков в Китае насчитывается до трех миллионов.
Все эти свидетельства китайских христиан, вместе с твердым убеждением в реальности бактериологической войны, д-р Хьюлетт Джонсон привез в Англию и предъявил английской общественности и церковным кругам. «Я обращаюсь к британскому народу и к совести Церкви,— заявил он в своей декларации,—и прошу не отворачиваться от этого зова о помощи, не отвечать на него нарочито скептическими или дипломатическими фразами. Я призываю Глав всех христианских Церквей не ставить преграды между нами и нашими христианскими братьями на Востоке и облегчить путь тем христианам, которые следуют учению западных Церквей. Я обращаюсь к порядочности, чести и мужеству всего британского народа и хочу, чтобы он решительно отказался участвовать в чудовищном преступлении—в бактериологической войне».
Несмотря на кампанию преследования, которая ведется известными общественными кругами Англии против Хьюлетта Джонсона, сила его призыва и бесспорность привезенных им доказательств факта бактериологической войны произвели в Англии большое впечатление и заставили замолчать даже тех, кто не так давно требовал увольнения этого неутомимого борца за правду с поста настоятеля Кентерберийского собора.
Таким образом, христианское свидетельство о преступлении американцев в Китае нанесло сильный удар по скептицизму англичан, которые теперь все более начинают понимать, какой страшной опасностью угрожает народам преступный опыт американских агрессоров. В нем нельзя не увидеть такого проявления злой воли, которое может исходить и в действительности исходит из сатанинского замысла уничтожить сотни миллионов людей, превратить многие страны в кладбища, но сохранить при этом в целости материальные ценности, чтобы сделать их добычей людей, сеющих смерть над мирными городами Кореи и Китая.
А. ВАСИЛЬЕВ