Имя Феофана, как церковного композитора, известно каждому, кто имеет какое-либо отношение к русскому церковному пению. В каждом церковном хоре, даже небольшом, поют произведения Феофана: Великое славословие, «Милость мира...», «Величит душа Моя...», Часы Пасхи, канон Пасхи и др.
Великое славословие и «Милость мира» иногда исполняются за богослужением всеми молящимися, что указывает на широкую популярность этих произведений Феофана. Но в нотных рукописях и в печатных изданиях его имя как автора защищено весьма плохо. Редко встречаются издания с полным обозначением автора — «Архимандрита Феофана». В большинстве случаев на его произведениях стоит только имя «Феофан», без обозначения сана. Иногда его авторство означается придуманным словом — «Феофановский» [1].
Многие произведения архимандрита Феофана напечатаны под фамилией Григорьева, чужой для архимандрита Феофана. Часто на его произведениях отсутствует и имя автора, а указан роспев: «Киевского роспева» или «Донское». Последнее указание означает не роспев Донской епархии, а роспев Донского монастыря, что вызывает новые вопросы.
Все это показывает, что произведения архимандрита Феофана пережили своего автора. Уже многие молодые певцы и любители церковного пения не знают, кто такой был Феофан, и относят его к числу безвестных, скромных, талантливых композиторов.
Между тем архимандрит Феофан был не только церковный композитор, но и видный церковный деятель первой половины XIX века.
23 октября 1952 г. — сто лет со дня смерти архимандрита Феофана. Эта дата является достаточным поводом для воспоминаний о его жизни и деятельности.
Архимандрит Феофан, в мире Федор Александров, был сын дьячка, родился в селе Городище, б. Каширского уезда, Московской епархии, в 1785 или 1786 гг. Он учился вместе с В. Дроздовым, впоследствии знаменитым Митрополитом Московским Филаретам, в Троице-Сергиевой Семинарии, из которой вместе с Дроздовым был переведен в только что основанную Московским Митрополитом Платоном (Левшиным) Вифанскую Семинарию.
Митрополит Платон поставил пред основанной им Вифанской Семинарией задачу выпускать не только образованных пастырей Церкви, но к деятелей, могущих возродить и развивать русское церковное пение.
Известны его слова, сказанные на торжественном собрании в Вифанской Семинарии: «Я верю, что из стен этого заведения будут выходить достойные пастыри Церкви, но я бы еще желал, чтобы Семинария подготовила таких знатоков церковного пения, которые могли бы переложить на четыре голоса древние напевы Обихода, Ирмология и Октоиха».
В краткой биографической записке келейника архимандрита Феофана В. П. Полякова, приложенной к рукописному сборнику музыкальных сочинений архимандрита Феофана, сообщается, со слов самого архимандрита Феофана, что в Семинарин он, кроме церковного пения, обучился еще игре на скрипке и на гуслях [2].
Большие музыкальные дарования и любовь к церковному пению обнаружились в будущем композиторе еще в Семинарии. Когда в 1807 г. Ф. Александров окончил курс Вифанской Духовной Семинарии, Митрополит Платон сразу же назначил его учителем латинского языка в низшем классе Тромце-Сергиевой Семинарии и регентом митрополичьего лаврского хора.
В 1812 г. Ф. Александров принял монашество с именем Феофана и был назначен ректором Александро-Невского Духовного Училища и инспектором С.-Петербургской Духовной Семинарии, где ему было поручено также преподавание философских наук.
В 1813 г. иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Сковородского Михайловского монастыря, Новгородской епархии, с оставлением в прежних должностях, а в 1814 г. перемещен ректором и профессором богословских наук Ярославской Духовной Семинарии и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского монастыря.
В 1817 г., в январе, архимандрит Феофан назначен профессором Черниговской Духовной Семинарии.
30 июля 1817 г. он был переведен в г. Казань настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, а 3 сентября 1817 г. назначен ректором и профессором Казанской Духовной Академии.
При архимандрите Феофане старая Казанская Духовная Академия
18 октября 1818 г. была закрыта и, вместо нее, открыта Казанская Духовная Семинария (по уставу 1808 г.).
Как преподаватель богословия, архимандрит Феофан был один из лучших. Он составил на латинском языке «Записки по умозрительному (т. е. догматическому) богословию».
14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан был назначен по совместительству профессором богословия Казанского университета. В университете архимандрит Феофан читал академический курс богословия по своим запискам, переведенным на русский язык. В должности профессора университета он состоял до 1823 г.
Архимандрит Феофан ежемесячно отдавал треть своего ректорского жалования на нужды воспитанников. В 1829 г. он основал «Комитет для призрения бедных учеников Казанской Семинарии и низших подведомых оной училищ» и при Спасо-Преображенском монастыре отвел флигель для ученического общежития, оборудовав его на собственный счет.
Архимандрит Феофан в Казани не бросал занятий по хору и композиторству: хоровое пение и составление композиций для хора было его сердечной потребностью. Он вел большую работу с хором Спасо-Преображенского монастыря, где был настоятелем, сам приглашал и нанимал певчих, управлял хором на спевках.
Все лучшие певцы в городе стремились петь у архимандрита Феофана.
В 1832 г. архимандрит Феофан был переведен в Москву настоятелем Московского Донского монастыря и членом Московской Синодальной Конторы.
В Москве он выпустил три книги своих проповеднических трудов: «Собрание поучительных слов на Господские и Богородичные праздники» (Москва, 1841); 2 книги — «Собрание поучительных слов на воскресные дни» (Москва, 1849). Поучения архимандрита Феофана были в стиле слов Митрополита Филарета, но значительно проще. Со всех концов Москвы приезжали слушать его проповеди, но еще больше — слушать его хор в Донском монастыре.
Последним произведением архимандрита Феофана было «О Тебе радуется...».
23 октября 1852 года архимандрит Феофан скончался в Калязинском Макариево-Троицком монастыре.
Архимандрит Феофан написал очень много духовно-музыкальных произведений, но не напечатал ни одного из них. После его смерти также не было полного издания его произведений, они остались в рукописях.
Самое большее известное рукописное собрание нотных произведений архимандрита Феофана сохранялось у его келейника В. П. Полякова.
В 1902 г. В. П. Поляков передал казанскому профессору, протоиерею А. П. Смирнову восемь томов нотных партитур произведений архимандрита Феофана. Каждая партитура имела 150—200 страниц большого формата. Значение этих партитур велико, так как они были написаны при жизни архимандрита Феофана и на некоторых из них имелись собственноручные его пометки. К сожалению, неизвестно, в чьих руках теперь находятся эти партитуры. Находка их дала бы возможность ясно и точно судить о композиторском творчестве архимандрита Феофана и определить его авторство над многими произведениями этого духовного композитора, живущими под чужими именами.
Эти сборники содержат длинный ряд произведений архимандрита Феофана—песнопений: на всенощное бдение, литургию, из Постной и Цветной Триоди, на большую часть двунадесятых праздников, на некоторые др. великие праздники и на отдельные службы.
Его произведения обнимают почти весь годовой круг хорового богослужебного пения.
Архимандрит Феофан был современник трех виднейших церковных композиторов: Д. С. Бортнянского (ум. в 1825 т.), прот. П. И. Турчанинова (ум. в 1865 г.) и А. Ф. Львова (ум. в 1870 г.). Этих трех композиторов объединяла одна цель: поддержать и развить древнее русское церковное пение. Такие же задачи стояли и перед архимандритом Феофаном— питомцем Митрополита Платона, давшего ему завет переложить на четыре голоса древние напевы Обихода, Ирмология и Октоиха.
Если мысленно представить первые образцы художественной обработки русских церковных мелодий: Д. С. Бортнянского — «Помощник и Покровитель...» и «Приидите, ублажим Иосифа...»; прот. П. И. Турчанинова — задостойники на двунадесятые праздники, песнопения Страстной седмицы с «Тебе, одеющагося...» и «Воскресни, Боже...»; А. Ф. Львова — входное «Достойно...», ирмосы, «Милость мира...», «Вечери Твоея тайныя...» и сравнить их с произведениями архимандрита Феофана, станет ясно, что творения архимандрита Феофана ниже знаменитых в церковкой музыке современников его. Ясны и причины, почему он не мог следовать прекрасным образцам переложений Д. С. Бортнянского и прот. П. И. Турчанинова: неправильное отношение к древней мелодии и отсутствие музыкального образования. Далее, архимандрит Феофан отличается от этих трех композиторов и по направлениям своей композиторской деятельности; по стилю письма он скорее приближается к Веделю, отличаясь от него примитивностью в мелодии и в гармонии.
Однако, при всей незначительности художественной техники, при отсутствии богатства и разнообразия гармонических приемов, свободы модуляций, архимандрит Феофан принес большую пользу русскому церковному хоровому пению.
Своими произведениями он вытеснял из церковного употребления католическую музыку Сарти, Галуппи и их бесчисленных подражателей, из которых многие были даровитее и сильнее его. Будучи слабее как музыкант, архимандрит Феофан победил их силой народных звуков, звучащих в его произведениях. В его мелодиях ничего не было католического, в них чувствовались родные напевы, близкие по духу к киевскому роспеву.
Задушевные в чисто русском духе мелодии архимандрита Феофана в простом гармоническом одеянии легко усваивались небольшими хорами и быстро распространялись по всей России. Отсутствие печатного издания произведений архимандрита Феофана, несовершенство его гармонии при несомненно хорошем замысле, описки и ошибки переписчиков открывали возможность любому регенту корректировать, вносить изменения, поправки, улучшать гармонию, что делало их все более народными. Его произведения стали материалом для произведений других авторов. То обстоятельство, что уже спустя 100 лет после смерти архимандрита Феофана его произведения: Великое славословие и «Милость мира...» поются наизусть всей церковью, доказывает, что произведения архимандрита Феофана и теперь пробуждают светлое, отрадное, религиозное чувство.
В истории русской церковной музыки архимандрит Феофан увековечил свое имя и занял в ней почетное место.
ПРОФ. Л. ПАРИЙСКИй
[1] Например, в изданиях Училищного Совета при Священном Синоде, 1911 г., «Церковно-певческий сборник», т. 1-й—Всенощное бдение, т. 2-й — Литургия.
[2] Прот. А. П. Смирнов. Арх. Феофан, как церковный композитор. Казань, 1909 г., стр. 4.