МИР ПО СВЯТООТЕЧЕСКИМ ВОЗЗРЕНИЯМ [1]

Святым отцам и учителям Церкви не раз приходилось высказываться по вопросу о мире.

Эти высказывания вызывались различными поводами и касались разных сторон учения о мире.

Так, они призывали верующего человека к миру с Богом, с самим собой, с своей совестью, учили о необходимости мира в жизни семейной, церковной, общественной и государственной. Кроме того, они трактовали о мире и порядке в жизни природы и космоса.

Само собой разумеется, что все эти виды учения о мире освещались ими преимущественно с религиозно-церковной богооткровенной точки зрения.

Воззрения святых отцов на мир не утратили своего значения и до настоящего времени.

Изложим в общих чертах учение о мире св. Григория Богослова, исходя из обстоятельств его эпохи и потребностей в мире нашего времени.


Св. Григорий Богослов в своих творениях выступает убежденным и вдохновенным защитникам мира.

«Что наипаче полезно для душ ваших? Или что всего благоприятнее настоящему времени?—опрашивает он, и отвечает: мир. А что всего гнуснее и вреднее? — Разногласие» [2].

Выступая в Константинополе со словом о мире по случаю распри в народе, он восклицает:

«Любезный мир, вожделенный делом и именем мир!.. Весьма сильно люблю и лобызаю тебя, заботливо храню, когда ты с нами, и со многими слезами и рыданиями призываю, когда оставляешь нас» [3].

Когда северные народы, вторгшись во Фракию, опустошили ее, то великая печаль сердца св. Григория исторгла из уст его такие признания: «Горестно, что видим и слышим ныне: отеческие грады ниспровергнуты, тысячи людей падают, земля обременена пролитою кровию и множеством падших, народ иноязычный ходит по чужой области, как по своей.... Кто найдет слово, равняющееся этому бедствию?» [4].

Читая эти строки, мы невольно вспоминаем и о недавнем разорительном нашествии на нашу советскую землю «иноязычного» народа (немецких фашистов) и о разрушениях и бедствиях в Корее, чинимых в настоящее время «иноязычной» американской военщиной. Поистине «нет слов, равных этим бедствиям».

Учение о мире у великого каппадокийца Григория Богослова строится на философско-богословских основах и отличается особой широтой исследования.


По учению св. Григория Богослова, покоящемуся на Слове Божием„ Сам Бог есть «Бог мира» (2 Кор. 13, 11), «Той есть мир каш» (Еф. 2, 14). Поэтому и мир на земле есть «мир Божий» (Фил. 4, 7).

Мы призваны свято чтить и хранить его. И это потому, что в основе мира лежит величайший закон жизни—закон любви. И Бог, будучи Богом мира, есть вместе с тем и Бог любви, ибо Он есть сама любовь (I Ио. 4, 8).

Называясь миром и любовью, Бог, говорит св. Григорий, «внушает нам стремиться к стяжанию сих совершенств» [5], т. е. мира и любви.

От Бога, носителя мира и любви, эти совершенства сообщаются, прежде всего, всем, кто «окрест Бога», т. е. ангелам. «Сим существам ни что так не свойственно, как мир и безмятежие [6]. Через Бога и ангелов дары мира, любви и безмятежия сообщаются и всем другим существам, достойным воспринимать эти зиждительные дары. «Посему, говорит св. отец, все те, которые любят благо мира и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам» [7]. Печать Божественной любви и мира лежит, по учению св. отца, и на небе, и на земле, и на всем мире, т. е. на всей вселенной.

Миром, согласием и взаимосвязью растворен весь порядок жизни природной, космической.

«Не миром ли управляются времена года, которые, кротко между собою растворяясь, постепенно заступают одно место другого, и средними временами смягчают суровость крайних, служа тем вместе к удовольствию и к пользе? Что сказать о дне и ночи, которые уравниваются друг с другом, равномерно возрастая и убывая, из которых один призывает нас к делам, а другая к покою?

Что сказать о солнце и луне, о красоте и множестве звезд, которые стройно появляются и заходят? Что сказать о море и суше, которые мирно между собою соединяясь, благосклонно и человеколюбиво передают друг другу человека и богато и щедро расточают ему свои сокровища? Что сказать о реках, которые текут чрез горы и поля и не выступают из своих пределов, разве только для пользы, ниже обращаются покрыти землю (Пс. 103, 9)? Что сказать о смешении и растворении стихий? Что сказать о соразмерности и согласии членов, о пище, о рождении и обитании, определенных каждому животному, из которых одни господствуют, другие подчиняются, одни покорны нам, другие свободны? Если все сие бывает так, и распоряжается и управляется по первоначальным законам гармонии так, как бы все вместе текло, одно имело дыхание: то можно ли сделать из сего другое заключение кроме того, что все проповедует нам о дружестве и единомыслии, что все предписывает нам закон единодушия?

Не буду говорить о том, что миром поддерживаются, а от несогласия приходят в расстройство города, царства, лики поющих, войска, дома, общества плывущих на одном корабле, супружества и дружеские союзы...» [8].

Если такое благо приносит мир для человеческого общества и всей природной, космической жизни, то почему сознательными усилиями человеческого ума мир не всегда и не везде поддерживается? В чем исходный корень зла, мятежа и несогласия в человеческом обществе, в чем их первопричина?

По учению св. Григория Богослова, первопричиной зла является тот, кто первым в мироздании «дерзнул произвести возмущение и вознес выю против Господа Вседержителя, кто замыслил «о престоле выше облак» (Ис. 14, 13—14), т. е. — диавол» [9].

«Диавол не только сам с собой в раздоре, но то же производит и в других, как человекоубийца искони и ненавистник добра» [10].

Обольщением этого ненавистника в природу первочеловека вошли зло и немирность, сказавшиеся в нарушении мирных отношений с Богом и своей человеческой совестью.

В семье Адама дух разделения и раздора принял сразу же острую и крайнюю форму: привел к братоубийству. Каин не мог примириться с тем, что жертва миролюбца и миротворца Авеля угодна Богу, а его (Каина) жертва не угодна и поднял на брата руку. Тем самым Каин призвал на себя карающую длань Правосудного Бога. Св. Григорий Богослов, прослеживая историю еврейского народа, приходит к выводу: доколе израильтяне сохраняли мир между собой и Богом, дотоле назывались «народом святым» (Исх, 19, 6; Второз. 32, 9) [11]. Когда же с яростью восставали друг на друга, тогда навлекали на себя «жезл железный» (Пс. 2, 9) [12].

«Лучше всего и полезнее, заключает св. Григорий, не отлагаясь от общего тела (Церкви, Родины).., исправлять друг друга и самим исправляться.., пребывая в едином со всеми духе...» [13].

Такоза в сжатом виде религиозно-богословская концепция о мире св. Григория Богослова.

Нам остается сделать краткое резюме из этой концепции применительно к условиям современной борьбы за мир.


Американский империализм чудовищно эгоцентричен. Если выразить этот эгоцентризм в терминах богословских, то следует сказать, что он «ставит престол свой выше облак», обуреваясь жаждой мирового господства. Что-то сатанинское лежит в самой основе всех его устремлений. Недаром М. Горький еще на заре XX в. называл капитализм США «царством желтого диавола».

События в Корее открыли всему миру глаза на то, какую жажду человеческой крови, уничтожения, превращения страны в огнедышащую пустыню, в царство абсолютной смерти несет в себе этот империализм. С небывалым ускорением движется он по линии тотализации (фашизации) внутреннего режима своей страны и подготовки самых разрушительных и бесчеловечных средств для агрессии.

Нет сомнения, что империализм США подогревает себя надеждой навязать миролюбивым странам свою волю, хотя бы для этого пришлось развязать войну и ввергнуть многомиллионные народы и целые континенты в пучину неслыханных разрушений и бедствий.

Все люди доброй воли и благих мирных устремлений должны быть единодушны пред этой нависающей опасностью, «блюдя единение духа в союзе мира» (Еф. 4, 3).

Только тот, кто глубоко и всецело ценит мир, может глубоко и всецело и защищать этот мир.

Внутренней основой и душой мира является любовь.

Любовь преодолевает все средостения между людьми, делая их готовыми жить «в союзе мира» и «положить душу свою за други своя» в минуту опасности. Любовь преодолевает всякий страх, в ней «нет страха» (1 Ио. 4, 18). Поэтому люди, причастные любви, бесстрашно смотрят в будущее. Они знают, что Бог любви и мира, «всяк ум превосходящего, всегда будет с ними» [14].

А. АНДРЕЕВ

[1] В данной статье излагаются воззрения о мире св. Григория Богослова, в следующей—будут изложены—св. Иоанна Златоуста.

[2] Творения св. Григория Богослова, I т., 463 стр. Издание Сойкина.

[3] Творения, I т., 336 стр.

[4] Творения, I т., 337 стр.

[5] Творения, I т., 1153 стр.

[6] Творения, I т., 163 стр.

[7] Творения, I т., 153—154 стр.

[8] Творения, I т., 154—155 стр.

[9] Творения, I т.., 153 стр.

[10] Творения, I т., 154 стр.

[11] Творения, I т., 155 стр.

[12] Творения, I т., 155—156 стр.

[13] Творения, I т, 158 стр.

[14] Св. Григорий Богослов. Творения, I т., 159 стр.

Система Orphus