Ваше Блаженство, Блаженнейший и Превозлюбленнейший во Христе Владыко и Сослужитель Нашей Мерности,
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа» (2 Кор. 13, 13) да будет с нами.
Прискорбное наличие за пределами нашей Родины епископов и клириков, именующих себя «Русской Православной Церковью за границей», но не имеющих канонической связи с Нами и подчиняющихся так называемому «Архиерейскому Синоду», возглавляемому Митрополитом Анастасием (Грибановским), и проводящих враждебную против Святой Православной Российской Церкви деятельность в ряде стран, и в том числе в Палестине, — заставляет Нас просить Ваше Блаженство обратить внимание на нижеследующее:
В годы 1918—22 ряд правящих епископов Русской Православной Церкви, увлекая за собой клириков, по нецерковным мотивам, покинули свои епархии, оставив на произвол судьбы духовное окормление вверенной Богом паствы, каковой проступок предусматривается канонами (Ант. 21, Двукр. 16 и др.) и влечет за собой утрату епископской честя и достоинства.
Эти епископы, руководимые в то время Митрополитом бывшим Киевским Антонием (Храповицким), обосновались за пределами своей Родины и самочинно учредили в г. Срмские Карловцы (Югославия) особое церковное управление, получившее впоследствии наименование «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей», вовлекая в его орбиту русских клириков и мирян, пребывающих за рубежом.
Уже с первых дней существования этого церковного управления, представляющего собой не что иное, как «самочинное сборище» (В. Вел. 1), определилось направление его деятельности, вылившееся в открытый церковный раскол, в осужденное канонами (Ап. 81) удаление от пастырских обязанностей в область политических интриг, в возгревание братоубийственных планов.
Не считающие над собой власти Поместного Собора Русской Православной Церкви, прервавшие молитвенно-каноническое общение со своим священноначалием, в лице Патриарха Московского и всея Руси, дерзнувшие обвинить православный епископат Русской Церкви в отступлении «от пути Христовой истины и правды» (Послание Митрополита Анастасия от 22.XII 1945 г.), договорившиеся до утверждения общего небытия своей Матери-Церкви Русской («Троицкий календарь на 1952 г.»), «деятели» вышеназванного «Архиерейского Синода» подпали под действие канонов, требующих только за часть подобных преступлений немедленного извержения виновных из сана (Двукр. 13—16 и др.).
Закономерно далее, что отторгшее себя от животворного древа Матери-Церкви «самочинное сборище» раскольников посягнуло также и на имущество Русской Православной Церкви, находившееся до того во владении ее зарубежных епархий, миссий и др. церковных учреждений. Так, на протяжении тридцати лет были отчуждены от Русской Церкви владения Русской Духовной Миссии в Палестине, в большей части своей возвращенные по принадлежности лишь в начале 1949 г., но в некоторых пунктах Св. Земли (русские святыни Старого града Иерусалима, Елеона, Гефсимании, Дуба Мамврийского), к скорби Нашего сердца, и доселе пребывающие в руках закоснелых отщепенцев.
В архипастырском попечении об оставивших прямой путь и заблудившихся (II Петр. 2, 15), впавших в нарекания и сеть дьявольскую (I Тим. 3, 7) и в силу своего долга пасти Божие стадо Российской Церкви (1 Петр. 5, 2), Высшая Власть Русской Православной Церкви неоднократно обращалась к «Архиерейскому Синоду» со словом увещания, с призывом к возвращению. Но ожесточилось сердце возглавителей раскола (Мрк. 3, 5), тщетными оказались усилия Матери-Церкви, и в скорби, но в сознании долга перед Богом, Священный Синод Русской Православной Церкви вынес еще 22 июня 1934 г. за № 50 Постановление «о Карловацкой группе», гласившее в п.п. 1—3 и 5:
«1. Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе, предать церковному суду по обвинению в нарушении правил Св. Ап. 31, 34, 35; Двукр. 13—15 и др. с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей (если таковые они занимают).
2. По указанным в предложении основаниям, сверх того и на то же время запретить в священнослужении Преосвященных: б. Киевского Митрополита Антония, б. Кишиневского Архиепископа Анастасия, б. Забайкальского Архиепископа Мелетия, б. Финляндского Архиепископа Серафима, б. Камчатского Епископа Нестора, а также Епископа Тихона Лященко, Епископа Тихона, возглавляющего карловчан в Америке.
3. Предупредить православных Архипастырей, клир и мирян, что входящие в молитвенное общение с раскольниками, принимающие от запрещенных таинства и благословение подлежат, по церковным правилам, одинаковому с ними наказанию.
4. Поручить Преосвященному Митрополиту Литовскому и Виленскому o настоящем постановлении оповестить Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей и находящихся в Западной Европе русских Архипастырей, клир и мирян, в том числе и предаваемых суду и особо запрещенных; Преосвященному же Митрополиту Японскому — находящихся на Дальнем Востоке и Преосвященному Архиепископу Алеутскому — Экзарху Патриархии — находящихся в Америке».
Однако, и на протяжении последующих десяти лет не отрезвились сердца расколоначальников и 10 августа 1945 года Наша Мерность обратилась уже с последним призывом к «архипастырям и клиру т. н. карловацкой ориентации», подтверждающим действие упомянутого решения Священного Синода над нераскаявшимися.
На это Наше обращение ответили раскаянием, возвратились в лоно Матери-Церкви и были с любовью приняты Нами многие архипастыри и пастыри карловацкой ориентации, подведомые «Архиерейскому Синоду». Но глух оказался к Нашему отеческому призыву председатель «Архиерейского Синода» Митрополит Анастасий, который не только не раскаялся и не вернулся в объятия Матери-Церкви, но, совместно с единомышленными ему епископами, усугубил свою глубоко враждебную Русской Церкви деятельность, о чем Мы упоминали уже в начале Нашего Послания. В силу этого, над Митрополитом Анастасием, следующим за ним епископатом, клиром и мирянами, в том числе и над пребывающими в пределах Св. Иерусалимской Церкви приверженцами «Архиерейского Синода» во главе с архимандритом Димитрием (Биакай), во всей силе тяготеет прещение Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 июня 1934 г. за № 50 и Наше Определение от 10 августа 1945 г. По решению Высшей Церковной Власти Русской Православной Церкви, все они состоят под запрещением в священнослужении и подлежат суду Русской Православной Церкви.
Сообщая вышеизложенное к сведению Вашего Блаженства, братски прошу Вашу Святыню и Священный Синод Церкви Иерусалимской усугубить молитвы к нашему Господу и Спасителю, дабы Он, по неизреченной Своей милости, уврачевал кажущееся неизлечимым и привел пребывающих вне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви к вожделенному единству, да осе мы единомысленно и единодушно восславим всечестное Имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Вашего блаженства преданнейший во Христе Собрат
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
26 сентября 1952 г. Москва