ПРОРОК МИХЕЙ (27 августа)

Пророк Михей жил во времена иудейских царей Иоафама, Ахаза (733—718) и Езекии (718—689) — время упадка нравов, блуда, беззакония; время, когда те, кто, будучи связаны между собою, имеют силу, притесняют и эксплоатируют бесправные народные массы — «обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (2, 2); время, когда правосудие не брезгует подарками, когда священники обучают за плату, а пророки предсказывают за деньги (3, 11; 7, 3).

Именно в это время пророком Михеем было открыто «слово Господнее... о Самарии и Иерусалиме». В этом слове (книга пророка Михея кратка — 7 глав, содержащих 105 стихов) пророк Михей, подобно пророку Амосу, который жил перед ним, подвергает строгой оценке эту печальную обстановку эпохи и становится беспощадным изобличителем Тех, кто ненавидит добро и обожает зло, кто поедает плоть народа и обдирает его кожу, а его кости ломает и крошит, «как бы в котел» (3, 1-3).

Как и Амос, пророк Михей желает восстановления социальной правды, принятия законов, устраняющих эксплоатацию трудящихся сильными мира сего.

Бог повелевает иметь правду и справедливость на земле. Все, кто попирает правду и справедливость, оскорбляют нашего Небесного Отца. Наилучше служит Богу тот, кто правдив и справедлив.

Бог требует моральной чистоты. Но «могу ли быть чистым с неравными чашами весов и с ложными гирями в мешке?» — спрашивает себя пророк Михей (6, 11). Бог желает, чтобы мы работали справедливо, любили милосердие и чтобы были смиренны перед Ним (6, 8).

Михей является пророком мира. Он изобличает тех, кто «порождает сплетни, чтобы проливалась кровь» (7, 2). Бог — это мир. (5, 5). «Он еще будет судить много народов и изобличать много племен в отдаленных странах» (4, 3). И пророк Михей предсказывает удивительно хорошими словами, ставшими классическими, время — царство всеобщего мира на свете — когда народы «перекуют свои мечи на орала и свои копья — на серпы», когда «народ против народа не поднимет меча, и не будет больше учиться воевать» (4, 3).

Но, в конечном итоге, сколь бы ни был он суровым и беспощадным в своих изобличениях и угрозах («Поэтому, из-за вас Сион будет разорен и распахан как нива, а Иерусалим станет грудой развалин») (3,12), пророку Михею не чужды чувства милости и прощения. Напротив, в его словах открывается — если можно так выразиться — в потенциальном состоянии начало сострадания и всепрощения, прекрасным Носителем чего явится позднее наш Учитель и Спаситель Иисус Христос: «Он снова смилостивится над нами, изгладит наши беззакония. Ты бросишь все наши грехи в морские глубины. Ты покажешь верность к Иакову, милость к Аврааму, как Сам в клятве обещал нашим отцам в первые дни» — этими бодрыми и исполненными надежды словами заканчивает пророк Михей свою книгу (7, 19—20).

Книга написана живым, художественным, местами патетическим языком. Читается она с наслаждением и увлечением. Толкует она больше о недугах, которые подвергаются бичеванию, ню по своим началам и идеям, которые объявляются и раскрываются в этой книге пророка Михея, с точки зрения современной действительности, в известной части мира она является весьма актуальной.

Л. ЧОЛАКОВ

София (Болгария)

Система Orphus