6 июля 1952 года в русском православном соборе святителя Николая в Вене состоялся духовный концерт, посвященный 50-летию служения в священном сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Это был день редкого торжества для всех православных русских людей, проживающих в Вене и окрестностях, и это же было большим молитвенным утешением для братских Православных Церквей и наших инославных доброжелателей и друзей. Для всех их имя Святейшего Патриарха Алексия и его ближайшего сподвижника Митрополита Николая является символом благороднейших устремлений к вековой мечте человечества о той блаженной жизни, когда — по слову пророка — «перекуют мечи свои на орала и копья своя на серпы... и не будут более учиться воевать». (Ис. 2, 4). Неудивительно поэтому, что духовный концерт, организованный Венской православной церковью в середине года, насыщенного юбилейными датами Главы Русской Церкви, и посвященный его имени, вызвал большой интерес среди всех искренних сторонников мирных устремлений советского народа и Русской Православной Церкви. А таких наших друзей немало и в Вене, несмотря на особые условия общественной жизни Австрии и ее политические симпатии.
Несмотря на воскресный день и прекрасную погоду, когда все венцы обычно уезжают за город, концерт привлек многочисленных слушателей, едва вмещавшихся в обширном помещении храма святителя Николая. Среди гостей присутствовали почетные представители русских и австрийских властей и городского самоуправления, а также представители почти всех христианских и братских Церквей Вены: старокатолической, англиканской, евангелическо-лютеранской, армянской, сербской и румынской.
Хорошо спевшимся церковным хором под руководством композитора Гнатышина было исполнено пять концертных песнопений: «Хвалите Господа с небес» — Бортнянского, «Богородице Дево, радуйся». — Гнатышина, «Гласом моим ко Господу воззвах» — Архангельского, «Херувимская» — Бортнянского и «Отче наш» — Новохатского, а также многолетие Васильева.
Безукоризненное исполнение произведений известных композиторов русского церковного пения вызвало восторженные отзывы слушателей, среди которых, как это всегда бывает в Вене, немало высококвалифицированных ценителей и постоянных посетителей многочисленных вечеров вокального искусства. Свободное от инструментально-звуковых эффектов католического церковно-хорового пения, но в то же время проникнутое глубоким лиризмом и высотою молитвенного настроения, церковное пение вашей Православной Церкви, как и все наше Богослужение, всегда привлекает к себе исключительное внимание и интерес со стороны молящихся христиан Запада.
Но настоящий духовный концерт вызвал интерес и широкие отклики в венских кругах не столько вокальной стороной и мастерством исполнения, сколько идейной установкой и своим содержанием в целом. В программу концерта были включены два доклада — о деятельности Патриарха Алексия и Митрополита Николая, а также пространное сообщение пастора Евангелическо-лютеранской церкви Эрвина Кока о работе Конференции всех Церквей и религиозных объединенией в СССР, посвященной вопросу защиты мира (он лично присутствовал на Конференции с 9 по 12 мая с. г.), — эти выступления дали возможность подробно осветить перед слушателями принципиальную позицию Русской Православной Церкви в вопросах борьбы за мир и ее усилия в деле осуществления этой позиции в жизни. Все это придало концерту, проведенному по строго продуманному плану, характер открытой манифестации мира от имени Русской Православной Церкви, претворивши наше скромное церковно-молитвенное торжество в показ единения и солидарности инославных и братских Церквей Вены с мирными устремлениями Русской Православной Церкви и ее Главы — Святейшего Патриарха Алексия.
Торжественное собрание-концерт было проведено по такому плану. После открытия благочинным и настоятелем храма собрания и исполнения хором «Хвалите Господа с небес» (Бортнянского), архимандрит Арсений предложил доклад о жизни и деятельности Святейшего Патриарха Московского Алексия. Не останавливаясь детально на биографических данных высокого юбиляра, докладчик познакомил собрание с моментом вступления ныне здравствующего Святейшего Патриарха на святительскую кафедру, т. е. с моментом его хиротонии во епископа. Это было в 1913 году, когда архимандрит Арсений, будучи учеником Новгородской духовной семинарии, лично присутствовал на торжестве, где собором епископов во главе с Григорием IV, Патриархом Антиохийским и всего Востока, совершалась эта хиротония в знаменитом Новгородском Софийском соборе. «Мне особенно приятно и радостно вспомнить об этом, — сказал архимандрит Арсений, — так как, прослуживши 35 лет в священном сане Русской Церкви, возглавляемой нашим высоким юбиляром, я являюсь, если не единственным, то, во всяком случае, одним из немногих еще живых свидетелей вступления его на святительскую кафедру». В дальнейшем докладчик более подробно остановился на высокопатриотической деятельности Митрополита Алексия в период ленинградской блокады, на моменте интронизации его в Патриарха Московского и всея Руси и подробно осветил его труды по управлению Русской Церковью и особенно неустанные заботы, направленные к углублению и расширению религиозной борьбы за мир во всем мире.
После 2-го исполненного хором песнопения («Богородице Дево» — Гнатышина) протоиерей М. Гольдбредько предложил краткий доклад о деятельности Заместителя Святейшего Патриарха Митрополита Николая в связи с исполнившимся в этом году 60-летием его жизни и 30-летием архипастырского служения Церкви Божией. Отмечая исключительную популярность, какую снискал себе Митрополит Николай своими вдохновенными выступлениями в защиту мира от лица Русской Православной Церкви на Конференциях и Конгрессах, докладчик сказал: «Достаточно только назвать имя Митрополита Николая, как в сознании каждого мгновенно вырастает величественный образ архиерея с необыкновенно кипучей и многогранной деятельностью не только в сфере церковной, но и на поприще жизни общественной. И знают Митрополита Николая не одни русские церковные люди. Без преувеличения можно сказать, что его знают народы всего мира, всех исповеданий — христианских и нехристианских — и всевозможных политических окрасок и убеждений, — одни знают, как своего искреннего сторонника и друга, другие — как идейного и до конца непримиримого противника и борца». И это неудивительно, так как Митрополит Николай «во весь голос и всему миру заявляет, что Русская Православная Церковь неизменно с теми, кто борется за свободу и независимость народов, за подлинную демократию, за всеобщий мир». Указавши кроме того на глубоко проникновенные и несравненные по силе и красоте проповеди Митрополита Николая, а также на его многогранную архипастырскую и патриотическую деятельность как в период войны, так и в настоящее время, докладчик отмечает, что все это — и борьба за передовые идеи человечества, и высокое и благородное чувство патриотизма — у Митрополита Николая является продуктом многовековой истории Православия и Русской Церкви. «Митрополит Николай, — сказал докладчик, — со всеми представителями церковной иерархии является правдивым выразителем незапятнанной идеологии всей Восточной Православной Церкви и верным сыном своего народа и воспитавшей его Русской Церкви, которая никогда не проводила самостоятельной от своей нации политики, но вместе с народом, делила его радости и печали, переживала славу и невзгоды своей страны».
Наконец, после 3-го концертного песнопения («Гласом моим ко Господу воззвах» — Архангельского), по приглашению благочинного Венского прихода архимандрита Арсения, выступил с пространным сообщением о работе Загорской Конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР председатель Австрийского национального комитета сторонников мира пастор Евангелическо-лютеранской церкви Эрвин Кок, лично присутствовавший на Конференции в Загорске. Причем он выступал не только от своего имени, но и от имени также присутствовавшего на Конференции члена Синода Старокатолической Церкви в Австрии проф.-священника Франца Барейска. В этом выступлении была широко освещена работа указанной Конференции, а также с большим подъемом переданы личные впечатления докладчика о великой стройке Советского Союза на основе созидательного труда и мирной жизни.
Таким образом, перед многочисленными слушателями была раскрыта картина широкой деятельности Русской Православной Церкви и ее ведущая роль в деле укрепления и борьбы за мир во всем мире. Имя Святейшего Патриарха Алексия, вдохновляющего на эту борьбу не только Русскую Православную Церковь, но и все Церкви мира, вместе с именем Митрополита Николая, лично пронесшего этот призыв к миру через все страны Европы, — эти имена высоких юбиляров объединили и венское торжественное собрание, которое в мощном порыве благодарности провозгласило им «многая лета».
Принятием приветственной телеграммы на имя Святейшего Патриарха Алексия от лица представителей инославных и братских Церквей Вены закончился духовный концерт-собрание в Венском Православном храме, оставивший глубокое впечатление у всех, посетивших его.
ПРОТ. М. ГОЛЬДБРЕДЬКО
Вена