РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И МИР

Всему миру известно, какую позицию заняла Русская Православная Церковь в современном мировом разладе: это ясная и твердая позиция защиты мира и осуждения агрессии в международных отношениях, это позиция сострадания страждущему человечеству при постоянной готовности возлить на его раны елей своей нравственной помощи.

Известно также и отношение к этой церковной позиции со стороны некоторых зарубежных христианских Церквей, для которых всемирное движение сторонников мира до сих пор является камнем преткновения. Считая это движение созданием и проводником якобы агрессивной политики Советского Союза, они говорят о ее давлении на Русскую Православную Церковь, и деятельность последней в защиту мира готовы рассматривать чуть ли не в качестве коммунистической пропаганды.

Чем можно объяснить столь тенденциозное отношение к Русской Церкви, как не стремлением некоторых христианских кругов на Западе оправдать собственное уклонение от христианского долга? И как бы ни был горек упрек в отсутствии христианской солидарности по вопросу о международном мире, все же приходится думать, что эти круги, осуждая Русскую Церковь за участие в движения сторонников мира, выражают не один страх перед необходимостью социальных реформ, но и непонимание евангельской миссии нашей Церкви в современных условиях.

Правильно понять эту миссию — значит уяснить себе, — каким образом наша Церковь, воздавая «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мрк. 12, 17), исполняет другое указание Христа Спасителя: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Тогда западные христиане поймут, что наша повседневная церковная молитва «о мире всего мира» имеет свое продолжение не только в созидании душевного мира православных христиан, но и в той борьбе за мир, в которой Русская Церковь принимает участие вместе с народам, исходя при этом не из политики государства, а из учения Христа Спасителя.

Помочь западным христианам в расширении взгляда на деятельность Русской Церкви, как на дело Божие в грешном мире, значило бы сделать шаг к христианскому единомыслию в самых важных вопросах современной жизни.


Каждый христианин знает, что христианство есть религия любви и мира. В этом убеждает нас земная жизнь и учение Господа нашего Иисуса Христа, запечатленное Его Искупительным Подвигом. О том же свидетельствует умиротворяющее действие христианской проповеди в истории человечества. Живой образ той же истины являет собою Церковь Христова, в которой соединилось и непрерывно соединяется «все небесное и земное под Главою — Христом»

На этом основании утверждается другая истина, — что дух христианства, его совершенная мораль — против войны, как организованного убийства. Если не должно быть убийства единичного, то осуждается и война, корни которой, по христианскому убеждению, скрываются в человеческой душе. Поэтому необходимо изменение в существе человека, в его понятиях и нравственном состоянии, чтобы идея мира стала реальностью. Действительный мир исходит из внутреннего мира человека, с которого он переносится на семью, общество и народ.

Но евангельская мораль, обязательная для христианина, не может отменяться и для международных отношений. В противном случае пришлось бы признать факт раздвоения единой христианской морали, ее «непрактичность» и даже непригодность для жизни народов, что совершенно не вяжется с безусловным характером Евангелия. Именно потому, как сказано кем-то из русских богословов, что евангельская мораль совершенна, даже частичное, бесконечно малое ее осуществление уже принесло и приносит миру неисчислимые благодеяния. Это и обязывает все христианские Церкви бороться за мир во всех обстоятельствах исторической жизни.

Русская Православная Церковь с самого своего основания повела борьбу с языческой моралью за мир человеческого сердца, за мир в семье, в народе и между народами. В период удельного раздробления, когда Русь в течение долгого времени те имела политического единства и погибала от междоусобных войн и нападений диких кочевников, Церковь старалась направить политику русских князей к миру и благоденствию русского народа. Водворяя мир между враждовавшими князьями, святители Церкви с крестом ходили из одного лагеря в другой, призывая «престати от таковаго безумия» и вернуться к «братолюбию единомысленному и единодушному».

Во времена татарского нашествия Церковь умела превращать душевный вопль удрученного страданиями народа в горячие молитвы об освобождении и мире. Пробуждая народные силы, она привлекала в многочисленные монастыри множество обездоленных людей светом и миром подлинно христианского общежития. Первосвятители Церкви умиротворяли своим влиянием татарских ханов и нередко спасали Русь от их опустошительных набегов. Таким образом дух церковного мира побеждал и, в конце концов, победил удельное разделение и татарское порабощение.

В годы Смутного времени водворению порядка и мира на русской земле способствовала та же Православная Церковь. В лице Патриарха Гермогена, она побуждала русских людей «крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство и спасать Москву» от непрошенных завоевателей. История свидетельствует, что усилия Церкви не пропали даром и, когда на Московскую Патриархию был поставлен Патриарх Филарет, с того времени, по словам летописца, «начася быти во всех людех велия тишина».

Затем, после ликвидации в XVIII веке патриаршества, наступил период стеснения церковной свободы опекой государства, когда кесарево стремилось подчинить себе Божие, но и в этих трудных условиях наша Церковь оставалась неизменной поборницей любви и мира. Правда, Церковь, в лице своих пастырей, присутствовала в войсках и благословляла русское оружие во время войн, но она всегда различала войны справедливые и несправедливые и, конечно, не могла оставлять своих пасомых там, где они больше всего нуждались в духовном утешении. Постоянным побуждением к миру оставались и церковная молитва «о мире всего мира» к «Царю мира и Богу, сокрушающему брани», и учение Церкви о зависимости мира от благочестия народа.

Вместе с тем Русская Православная Церковь, всегда тесно связанная с народом, никогда не смотрела на войну с точки зрения сентиментального чувства, в котором растворяется всякая ответственность за безопасность Родины. Осуждая агрессию, она неизменно воспитывала своих пасомых в духе патриотизма, чуждого всякого национального превозношения, чем укрепляла основу международного мира.

Когда же Русская Православная Церковь, для большего утверждения во Христе, оказалась отделенной от Государства, она не замкнулась в себе и не отдалилась от него, а стала «искать» в новых условиях «того, что служит к миру» (Римл. 14,19). Плодом этих исканий явился мир в Церкви, победившей внутренние расколы, и ее участие, вместе, со всем народом нашей страны, в борьбе за международный мир.


Великое движение в защиту мира возникло из великих человеческих страданий в минувшую мировую войну и от естественного опасения подвергнуться им снова.

Мы знаем, что целью этого движения является не мир человеческого сердца, а такое сожительство народов, которое должно регулироваться договорами и соглашениями, предполагающими мирное сосуществование различных социально-экономических систем. Люди хотят иметь мир при различии мировоззрений и политических взглядов в надежде на то, что ни одна система убеждений не будет доказывать свою правоту насилием.

Что же означают, с христианской точки зрения, это стремление и эта надежда, как не жажду найти путь к внутреннему миру в условиях мира внешнего? Даже вне этого мотива, действующего в большинстве людей безотчетно, в силу духовной природы человека, стремление к миру должно быть поставлено выше прочих различий, что и делает Русская Церковь вместе с народом и всеми сторонниками мира.

К тому же этот мир представляет не одну проблему международной политики, но и реальность, ибо в истории можно найти достаточно много примеров мирного сожительства народов в течение более или менее длительных периодов времени. Да и наша современность знает народы, живущие мирно в силу взаимных соглашений.

Почему бы подобным же способом не продлить мир для всех народов? Ведь мир, основанный на соглашении, предполагает добрую волю — эту нравственную предпосылку его дальнейшего преобразования в более совершенный мир. Добрая воля ведет к взаимопониманию народов, к их дружбе, а дружба может возвыситься до любви, если христиане будут словом и жизнью проповедывать Евангелие. И таким путем люди и целые народы станут приближаться к миру, заповеданному Спасителем, — и брожение усилится и тесто вскиснет все (Мф. 13, 33).

По той же причине нашей Церкви не кажется странной или бессмысленной надежда многих людей на создание общества, свободного от войн, кризисов и нищеты. Совпадая с христианским идеалом, эта надежда должна осмысливаться, как то же брожение теста, заквашенного Евангелием. Без всякого компромисса с понятием «мира сего» наша Церковь верует, что борьба за мир и связанные с ним надежды составляет для человечества необходимый путь, на котором оно должно до конца испытывать свои силы.

Эта уверенность, питаемая Евангелием, возводит содействие Церкви делу защиты мира в исполнение Любви Божией, не оставляющей человечества во всех его исканиях и скитаниях. Она подсказывает, не ищут ли люди того, чем Церковь обладает? — И Церковь становится спутницей ищущих и жаждущих мира, чтобы в нужный момент указать им на утоляющий Источник Вечного Мира.

Таким образом, христианская щедрость любви и веры переходит в расчет на спасение людей, на спасение мира. И мы уверены, что если бы все христианские Церкви, объединяющие свыше шестисот миллионов верующих, вошли в движение сторонников мира, то своим благодатным участием они могли бы сделать его подготовительной ступенью к подлинному миру. Одно христианское единодушие в этом вопросе могло бы наглядно показать всем людям, ищущим мира, — чем уничтожаются разделения, приводящие к войнам. Стоит только освободиться от груза политических предубеждений, как сразу же исчезнут все основания к нашему разделению в деле защиты мира.

Так, в опыте Русской Церкви борьба за мир становится, прежде всего, свидетельством ее спасительной миссии в «мире сем» и знамением духовной свободы, которую не может связать никакая политика. Защищая мир всего мира, наша Церковь не употребляет свою свободу для прикрытия зла (I Петр. 2, 16), а делает добро, заграждая уста невежеству безумных людей (I Петр. 2, 15).

Не то делают христиане, когда уклоняются в такое ответственное время от своего христианского долга под тем предлогом, что борьба за мир якобы связана с разными политическими планами и противоречиями. Еще более грешат они, осуждая деятельность Русской Православной Церкви в пользу мира только за то, что она этой деятельностью поддерживает международную политику Советского Союза.

Безусловно, деятельность нашей Церкви в пользу мира совпадает с интересами Советского Союза, но это обстоятельство только подтверждает мирный характер его международной политики, которая, в свою очередь, усиливает уверенность Церкви в том, что Советское правительство работает на благо всех народов мира и тем самым выполняет предначертания Божественного Промысла о их судьбах. Поэтому Русская Православная Церковь благословляет добрые усилия Советской власти и не хочет, чтобы война мешала их успеху, особенно в виду таких усилий, которые давно должны были стать делами пробудившейся христианской совести.

Что касается работы в защиту мира, то наша Церковь осуществляет ее как евангельское служение, независимое от земной власти, благословляя всякое обстоятельство, которое напоминает ей о спасительном долге. А неизбежные трудности этого служения только подтверждают спасительное направление того пути, на котором Русская Православная Церковь всегда пребывала неизменной в своих упованиях, как пребывает в них и теперь, полагая, вместе с пророком Давидом, что «не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение» (Псал. 74), а от Господа.

А. ВЕДЕРНИКОВ

Система Orphus