МОИ ПОЕЗДКИ В РОССИЮ

Второй уже раз по вызову Его Святейшества Патриарха Алексия я в конце месяца июня прилетел на самолете из Нью-Йорка в Москву. И так как нынешняя поездка была второй по очереди (в первый раз я прилетал зимой в 1946 г.), я и даю заглавие о моих поездках и, разумеется, о впечатлениях, вынесенных и в прошлый раз и сейчас.

Начну с первого момента моего приезда в то время (1946 год) в Россию. Как раз в октябре месяце происходило открытие Духовной Академии в Ленинграде, и Святейший Патриарх передал пожелание через встретившую на вокзале меня делегацию задержаться в Ленинграде. Я и присутствовал на открытии Академии, и сослужил Патриарху на литургии. А так как Патриарх оставался еще несколько дней там же, то свободное время было посвящено посещению мною Эрмитажа и других исторически замечательных мест в Ленинграде. Живо в памяти осталась у меня ночь, когда Патриарх и мы, сопутники, в 12 ч. ночи на Красной Стреле отправлялись в Москву. До приезда Святейшего на вокзал собралась масса ленинградцев, которые вышли на перон провожать своего бывшего Митрополита, ныне Святейшего Патриарха, и пожелать ему счастливого пути. Просто трудно было поверить, чтобы могла собраться такая масса народа в полночь, лишь бы только попрощаться с любимым Архипастырем. Для меня в особенности, непривыкшего видеть такой любвеобильный сдвиг у масс народных, сцена эта запечатлелась навсегда как радостнейший, умилительный знак той правды, что Русь наша кого любит, так любит безудержно.

В Москву приехали мы утром. И тут же впервые в моей жизни пришлось мне видеть благостнейшего Владыку Митрополита Николая. После взаимных приветствий, Митрополит Николай с какой-то особой, ему присущей, улыбкой подходит ко мне — незнакомцу, и по моему адресу говорит: наш дорогой гость! Уже того одного достаточно, чтобы сразу человек почувствовал симпатию и любовь к приветствующему лицу.

Не забуду и того, с каким вниманием и пониманием дела был выслушан затем Святейшим мой доклад об американской Церкви. И еще больше меня тронуло внимание Его Святейшества, когда он пригласил меня к сослужению Патриаршей всенощной под праздник московских Святителей. Патриарший кафедральный храм был переполнен верующими. Я был прямо удивлен. Ведь за границей на все лады повторяются сплетни, что в России Бога нет, — что Русь прогнала Христа от себя! Мало того, там в костелах служатся повсеместно молебствия «новенны», вроде наших молебнов, причем служения те поощряются «архипастырскими посланиями» прелатов-кардиналов. Цель тех молебствий — испросить у Господа помощи, чтобы Русь «охристианизовалась» — стала христианскою, так как Христа, де, на Руси больше нет. Интересно и то, что небесной покровительницей этого процесса «христианизации» России римский папа провозгласил католическую святую, француженку, кармелитку-монахиню Терезию, не связанную с Россией никакими воспоминаниями.

Странно то, что русские эмигранты, покинувшие свои паствы в первые годы революции, поддерживали клевету, что, де, нынешняя Церковь в России — не Церковь! Говорят и пропагандируют такую мысль именно те, потерявшие христианскую совесть бывшие русские владыки, которые во время второй всемирной войны посылали телеграммы президенту Рузвельту с требованием, чтобы он не давал никакой помощи Русской Армии, так как, по их верованию, Гитлер — это карающая десница Божия.

И как в 1946 году я старался как можно больше найти материала, убеждающего меня в моей вере в русский народ, так и на этот раз мое посещение имело такое же задание, с той, может быть, разницей, что на этот раз состояние моего здоровья не позволяло мне реализовать задуманный мною было план полностью. Не мог я повторить мою поездку ни в златоверхий Киев, ни в наш освобожденный Львов, ни побывать на Юге, на Кавказе, как это мне казалось доступным. Пришлось ограничить мое пребывание одной Москвой и в свободное от занятий время навещать окрестности столицы и ближе познакомиться с подмосковными деревнями.

Заканчивая мой обзор, я намерен поделиться, читатель, с тобою моими впечатлениями от пребывания на Русской земле. Я счастлив за Родину мою, что она гигантским шагом идет вперед. Я счастлив, что Москве пришлось стать портом пяти морей! Кто мог подумать о таком чуде, а оно свершилось в наши дни. Я рад за родной народ мой, видя его веру в правоту и любовь Христову.

Вскоре я выезжаю обратно в Америку, где ждут меня друзья наши, ждут, чтобы им привезти весточку с Родины. Я бесконечно рад, что, благодаря милости нашего Святейшего отца — Патриарха и его распоряжения, я мог еще раз, хотя и недолго, побывать в родной стране. Увожу с собой чувство радости и гордости, что я русский.

АРХИЕПИСКОП АДАМ

Система Orphus