УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Блаженный Иероним в слове на праздник Успения Пресвятой Богородицы говорил: «Праздник преставления Матери Марии Девы есть торжество и празднество светлое и несравнимое ни с каким праздником святых».

Св. Дионисий Ареопагит, по прошествии 13 лет после Вознесения Господня посетивший Богоматерь, так описывал свое духовное состояние: «человек не может постигнуть того блаженства, которого удостоился я, увидя Пресвятую. Я был тогда совершенно счастлив. Благодарю Всевышнего Милосердного Бога, Божественную Деву, преславного Апостола Иоанна и тебя, досточтимый Учитель, за то, что ты явил мне величайшее из благодеяний», — писал св. Дионисий ап. Павлу.

Св. Амвросий изображал личность Пресвятой Дезы так: «Она была Дева не только во плоти, но и по духу. Сердцем Она была смиренна, в словах Богомудренна, в разговоре нетороплива; всегда Она была занята чтением; в трудах бодра, в беседе целомудрена, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала, напротив, всем желала добра, никого не презирала, ни над кем не смеялась. Из уст Ее исходили только слова благодати, и в делах виделись скромность и девственность».

Епифаний и Никифор к сказанному прибавляют: «во всех делах своих Она была добросовестна и постоянна. Говорила очень мало и то лишь о нужном и добром, и беседа Ее была очень сладостна. Всех Она внимательно выслушивала и оказывала всякому должное почтение... Ее одежды были простые и невыкрашенные... Во всем существе Ее божественно сияла преизобильная благодать». Вследствие таких свойств души своей Святая Дева удостоилась быть Матерью Господа; имя Ее стало памятным в род и род и народы славят Ее во веки и веки (Псал. 44, 18).

После Вознесения Господня Матерь Божия жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова. Верная своему характеру, Она благочестиво и уединенно проводила дни свои. Она с любовью посещала места, освященные пребыванием и страданиями на них Ее Возлюбленного Сына. Часто ходила Она в Вифлеем, где Он родился, и Назарет, где жил с родителями; но особенно любила Она бывать там, где Он претерпел вольную страсть в последние дни Своей земной жизни. На горе Елеонской, с которой Христос вознесся, Она лобызала место, на котором в последний раз стояли ноги Его. Здесь обычно со слезами Она молила Сына Своего, чтобы Он скорее взял Ее к Себе.

И вот однажды, как говорит сказание, во время таких пламенных молений Ее на горе Елеонской, предстал Ей архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она умрет, чтобы Она не смущалась, но радовалась этою вестью, ибо Она переходит к блаженной жизни для вечного пребывания с бессмертным Царем Славы. Смерть Ее будет безболезненной и наступит, как тихий сон.

Возвратившись с горы Елеонской, Богоматерь стала готовиться к смерти. Прежде всего известила Она об этом ап. Иоанна. Потом Она сообщила о предстоящей смерти домашним; велела украсить покой к свое ложе, воскурить фимиам, зажечь светильники и приготовить нужное для погребения.

Между тем ап. Иоанн послал к св. Иакову, епископу Иерусалимскому, к сродникам и близким людям известить о приближающейся кончине Богоматери. Родственники и множество христиан обоего пола сошлись в дом ап. Иоанна Пресвятая Дева просила всех не сокрушаться, а радоваться Ее исходу. Она обещала, по успении Своем, не оставить их сиротами и весь верующий мир охранять Своими молитвами и благодатным покровом.

Свои две одежды Она завещала двум бедным вдовицам, служившим Ей. Она завещала также погребсти тело Ее в Гефсимании, где покоились Ее праведные родители и св. Иосиф Обручник, — при долине Иосафатовой, между Иерусалимом и горой Елеонской, на месте погребения убогих людей.

Когда, наконец, наступило время блаженной кончины Богоматери, вдруг в Ее покое воссиял неизреченный свет Божественной славы. Взорам предстоящих открылось чудное видение: через отверзшийся покров храмины сходил с небес Христос с ангельскими силами, с душами святых праотцев и пророков, предвозвещавших о успении Пресвятой Девы, — и приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев Сына Своего, Она возгласила: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем...», и, поднявшись с ложа, земно поклонилась Ему. Потом Она опять легла на ложе и с радостью, без телесного страдания и болезни, предала душу Свою в руки Сыну Своему, и заснула как бы сладким сном.

Раздалось ангельское пение и послышалось Гавриилово благовестие «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты в женах»..

С трепетом созерцали апостолы небесное видение. Благоговейно поклонились они Господу, вознесшему на небеса душу Пречистой Матери Своей.

Окружив одр Ее, увидели, что Лицо Ее сияло, как солнце, и от Пречистого тела Ее исходило чудное благоухание. Со страхом и умилением лобызали апостолы и верующие святое тело; причем от прикосновения к нему исцелялись больные.

Провожая тело Богоматери, апостолы несли его на руках своих Апостол Иоанн шел впереди. За гробом шло множество народа со свечами и погребальным пением. Над шествием виден был облачный круг и слышалось из него ангельское пение.

Приблизившись к пещере Гефсиманской, с плачем прощались все с Пречистым телом; лишь к вечеру положили его в пещеру и заградили вход в нее большим камнем.

На третий день после Успения Богоматери пришел в Гефсиманию ап. Фома. Он, по особому устроению Божию, не был при погребении Ее. Апостолы, посоветовавшись, решили открыть гроб, чтобы дать ему возможность принести последнее целование Богоматери. Но, отвалив камень и открыв гроб, к несказанному удивлению своему, они увидели его пустым: тела в нем не было, — лежали только одни погребальные пелены...

В тот же день, вечером, апостолы сели за трапезу. Окончив ее, они вдруг услышали ангельское пение. Взглянув вверх, они увидели на воздухе Матерь Божию, стоящую среди ангелов и окруженную божественной славой. Она сказала им: «Радуйтесь! Я буду с вами во все дни».

Обрадованные апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

И уверились апостолы, что Св. Дева Мария была воскрешена Сыном Ее и взята с телом на небо.

Так изображает апостольское предание Успение Пресвятой Богородицы и так верует Православная Церковь. Св. Дева Мария, честнейшая херувим, во всех смыслах превосходила людей. Она с юности возлюбила Бога, жила при скинии, свято хранила Свое девство — и удостоилась без мужа быть Матерью Спасителя мира. Так на ней исполнилось пророчество Исаии (7, 14).

Став Матерью Иисуса Христа, Она сделалась как бы Матерью Церкви спасаемых: за всех Она молилась, всем давала душеполезные советы и всем всячески помогала. Таксе ходатайство за мир Она обещала и по Своем видимом отшествии из него.

Это исповедует Св. Церковь, когда в кондаке на день Успения поет: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста...»

Так «гроб и умерщвление» не заставили умолкнуть молящуюся Матерь Божию. Для Нее они были как бы сном; потому Св. Церковь день Ее смерти называет Успением. И веруют, что Св. Дева непрестанно ходатайствует за христиан, — еще усерднее ходатайствует, чем во время жизни на земле. Эту веру Св. Церковь выражает в сказании на Успение Божией Матери.

ПРОТ. Д. БОГОЛЮБОВ

Система Orphus