ГИМН ЛЮБВИ

СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Г. МОСКВЫ

Поздравляю вас, мои дорогие братья и сестры, с великим праздником в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. К этому дню мы готовились многими днями поста и молитвы, чтобы достойно прославить священную апостольскую двоицу.

Святые Петр и Павел, как вы знаете, славны и дороги нам не только своею жизнью и своими подвигами, по и своим учением, в неповрежденности дошедшим до нас. Апостол Петр оставил два послания, апостол Павел — четырнадцать. Эти послания — источник нашего научения в истинной вере и нашего утешения в жизни.

Легко представить себе, что такое неисчерпаемый колодец. Из него нельзя исчерпать воду, потому что подземные реки и потоки беспрерывно пополняют в нем запасы воды.

Св. Иоанн Златоуст называет учение св. апостола Павла, его четырнадцать Богодухновенных посланий, «неиссякаемым кладезем премудрости».

Сколько бы мы ни научались у апостола этой мудрости, ни почерпали бы из этого кладезя, — всегда в нем для нас много нового, назидательного. и нужного нам для спасения и для укрепления в нас нашей святой веры.

Вот и мы с вами, дорогие мои, в эти минуты нашей беседы почерпнем из священных Павловых посланий, из этой сокровищницы его мудрости, урок для себя.

Я напомню вам, что в 13-й главе своего первого послания к коринфянам, т. е. христианам города Коринфа, в котором св. апостол насадил веру Христову, этот великий проповедник веры учит нас тому, как велика и необъятно глубока, как священна заповедь Божия о любви. Он говорит нам в этой главе о том, какой должна быть истинная любовь. Св. Иоанн Златоуст называет, эту главу «гимном любви».

Апостол Павел утверждает, что, если бы он роздал свое имение или тело свое отдал на сожжение, или умел бы говорить всеми языками человеческими и ангельскими, а любви бы не имел, — он оставался бы ничем, «медью звенящей».

Так велика и так нужна нам любовь на пути нашей христианской жизни. Ведь любовь к Бегу — это, по слову Самого Господа Иисуса Христа, «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему — «подобная» ей (Мф. 22, 38—39).

Любовь — это основа, на которой стоит весь мир, созданный Господом, и основа, на которой мы, православные христиане, совершаем свой путь к жизни вечной, к своему вечному спасению.

Если бы мы могли постигать тайны Божии, мы все поняли бы, что мир сотворен Господом по любви к человеку: чтобы человек, пребывая в этом мире, наслаждался его красотой, славил своего Творца и, живя в любви среди подобных себе, в радости шел путем своей жизни.

Любовь — это основание всего дела нашего спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ио. 3, 16), — говорит Сам Спаситель.

По любви к человеку Господь Бог послал на землю Своего Сына, чтобы Он подвигом Своей любви к людям, Своею жизнью, Своими крестными страданиями, Воскресением и преславным Вознесением на небо совершил дело нашего спасения, искупил грехи каждого из нас и во имя Своей Голгофской смерти, по любви Своей, каждому кающемуся грешнику даровал, как Он и ныне дарует нам при нашем покаянии, прощение в согрешениях.

И в ответ на эту любовь Бега к людям люди, познавшие Бога, отозвавшиеся своей душой на проповедь о Господе Боге, Который отдал Своего Сына на подвиг ради любви к людям, загорались огнем своей любви к Богу.

Какой любовью пламенели сердца апостолов, мучеников, подвижников и всех святых угодников, всех истинных рабов Божиих от. начала нашей Церкви Христовой и доныне! Великая любовь Божия к нам пробуждала в их душах благодарную, сыновнюю, ответную любовь.

Дитя, любящее своих родителей, знает, чем оно может и чем должно радовать родительское сердце: успехами в учении, хорошими, добрыми поступками. И такое неиспорченное дитя спешит доставить радость родителям послушанием, добрыми делами и усердными трудами в доступной для ребенка области.

Мы все — дети своего Небесного Отца. Если мы любим Господа своего, мы должны спешить исполнить то, что завещает нам исполнить в нашей земной жизни наш Господь, сделать то, что утешает и радует Его Отеческое сердце.

Кто любит Господа Бога своего, тот принимает от руки Его и благое, и скорбнее в этой жизни, веруя в промыслительный путь, каким ведет его Господь по земной дороге.

Кто любит Господа своего, тот скажет вместе с псалмопевцем: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Псал. 26, 1). Каких скорбей, каких страданий в земной жизни убоится истинный христианин, если его Защититель и его Спаситель — Господь, в Которого он верует и Которого любит, по Его завету, всей душой?

Люди, идущие за Господом, отвечают ЕМУ на Его любовь к людям не только своей горячей детской любовью к Богу, но, во имя любви к Небесному Отцу, и любовью друг ко другу. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ио. 4, 20), — учит нас слово Божие.

Любовь к Богу не может жить и приумножаться в сердце христианина без любви к брату своему. Это другая сторона любви к Богу, другое проявление той любви, какая должна жить в сердце каждого христианина.

Св. апостол Павел в 13-й главе первого послания к коринфянам учит тому, какой должна быть наша любовь друг ко другу. Он говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4—7).

И мы видим, дорогие мои, на примерах тех святых рабов Божиих, которые исполнили эту заповедь в своей жизни, всю красоту, силу и глубину такой любви.

Истинная любовь жертвенна. На всякую жертву готово сердце, любящее Господа и ближнего, своего.

Вы знаете о подвиге жен-мироносиц, которые, объятые любовью к Спасителю, уже лежащему во гробе, забыли о всех ночных страхах, забыли о страже, стерегшей Гроб Господень, — их сердца были преисполнены только любви, и они принесли все эти страхи, все эти опасности в жертву этой любви.

Потому и праведный Филарет Милостивый, этот истинный раб Божий, любя Господа Бога, не жалел подавать бедным и нищим, прожинавшим вблизи или приходившим к нему издалека за милостыней. Он не жалел не только того, что для него было излишним, но и того, что являлось необходимым для жизни его и его семьи. Он раздавал всё, что было в его доме, даже снимая с себя одежды во имя жалости и любви к тем, кто не имел крова и одежды, не имел пищи, кто приходил скорбящим и озлобленным, ища у него утешения и любви.

Истинная любовь — украшение христианской души. Достаточно встать перед лицом преподобного Сергия, преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и взглянуть на них своими духовными очами, чтобы понять, как пленяет нас та любовь, которой были полны их святые души. Во имя любви к Господу они шли на трудные подвиги в своей земной жизни. А любовь к людям излучалась из их очей, из их уст, из всего их существа, покоряя людей, приходящих к ним, зовя к их ногам за тысячи верст, людей, преисполненных жажды утешиться и насладиться от этих источников истинной Христоподражательной любви.

Преподобного Серафима видели сияющим неземным светом в минуты молитвы и всегда радостным и улыбающимся тогда, когда подводили к нему детей и когда он обнимал их, называя ангелочками и радостью своей. Видели его таким, озаренным любовью к людям, и приходившие к нему со своими житейскими тяготами, скорбями и болезнями грешники и страдальцы. Весь как бы пронизанный любовью к Богу и к людям, эту любовь он раздавал щедрою рукой всем, кто приходил к нему за утешением. Дух Божий пребывал в нем. Он поддерживал и хранил его самого от уныния среди всех его многочисленных скорбей, какие ему пришлось испытать, и соделал его источником радости, источником света, из которого люди питали и насыщали свои жаждущие души.

Христианская любовь зовет и побуждает того, кто носит ее в своем сердце, к другим добродетелям. Как учит св. апостол Павел, истинная любовь не превозносится, не гордится. Истинная любовь смиренна и кротка, не гневается и боится осуждать других. Кто любит брата своего, тот не огорчает его, не оскорбляет его, а пожалеет, если он вызывает это чувство, и помолится за него. Кто любит брата своего, тот не пройдет мимо страданий и нужд его, но поспешит своим сочувствием и доступной для него помощью отереть слезы, остановить воздыхания скорбящей души. Кто любит брата своего, тот будет желать сделать ему только одно добро.

И у того, кто любит Бога и ближнего, спокойно, мирно и радостно на душе.

Истинная любовь объединяет людей в одну семью Божиих детей. Можно принадлежать к одной родственной семье: быть отцом, матерью, братом, но не иметь друг к другу истинной любви и даже быть чужими в отношении друг друга. Но можно быть чужими по крови, принадлежать к различным семьям, может быть, и жить в различных городах и только изредка встречаться друг с другом, но соединяться между собой истинной любовью во Христе. Эта любовь во Христе во имя Господа, в Которого мы веруем, связывая между собою людей, делает их воистину братьями и сестрами друг другу.

Любовь спасает нас для жизни вечной. На последнем Страшном Суде Праведный Судия спросит у тех, кто будет в трепете стоять перед Ним: оказали ли они в своей земной жизни ближним своим дела любви, посетили ли больного, накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, исполнили ли эту главную и первую заповедь закона Божьего?

И оправдается тот, кто живет любовью, чье сердце долготерпит, милосердствует, не превозносится, всё покрывает, всё переносит, как говорит апостол Павел в своем послании к коринфянам.

И сами они, святые апостолы Петр и Павел, — не только проповедники любви в своих посланиях, но они учат любви всей своей жизнью, своими подвигами.

Во имя любви к людям, пламенея желанием ввести в ограду Святой Церкви Христовой возможно больше людей, спасти их от вечной погибели, апостолы совершали свои путешествия из города в город, всюду проповедуя слово Божие, обращаясь к человеческим сердцам, научая эти сердца истинной вере и истинному пути земного шествия за Христом к вечному счастью.

Во имя любви к Господу они, понеся величайшие труды в земной своей жизни, подвергались и гонениям, и оплеваниям, и насмешкам, и побоям, и темничному заключению, и оба окончили в тот день, в который мы их сегодня прославляем, мученически за Христа свою земную жизнь и свой подвиг.

Мы их сегодня просим, чтобы они умолили Господа Бога даровать нам не только здоровье и долголетие — это. нужно лишь для земной жизни, — но, прежде всего, пренебесную Божественную помощь в нашем вечном спасении. Никто из нас не должен погибнуть для жизни вечной в своих грехах, в своей суете, в своей привязанности к земле. Подобно тем, кто спасался проповедью святых апостолов Петра и Павла, лично слушая их, и мы с вами, дорогие мои, приготовившись к вечной жизни на земном пути своей верой, делами любви, молитвой и покаянием во грехах, да приобщимся этой святой радости!

В жизни вечной, по слову апостола Павла, «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8). И в эту жизнь войдут те, кто, живя на земле, учится любить и делами любви, милосердия, сострадания, неосуждения, безгневия собирает себе небесное сокровище, какое пребудет с нами в бесконечных веках и оправдает на Страшном Суде Божием.

Да укрепит всех нас, дорогие, Господь в любви и да дарует нам счастье вечной жизни!

Митрополит Николай

Система Orphus