ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ

(О решениях чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира)

I

Современное международное положение характеризуется противоборством политики силы с политикой мира и мирных соглашений. При этом политика силы продолжает осложнять обстановку все новыми угрозами и провокациями; таковы сепаратные договоры с Японией и Западной Германией, создание «европейской» армии, применение бактериологического оружия в Корее и в Северо-Восточном Китае, бомбардировка электростанций на реке Ялуцзян и нежелание заключить перемирие в Корее, не говоря уже о гонке вооружений и «холодной» войне.

Иное мы видим в политике мира и мирных соглашений. Она укрепляется солидарностью людей всех стран и национальностей, разных религиозных и политических убеждений, т. е. теми сотнями миллионов людей, которые, при всех своих различиях, одинаково понимают причины международного кризиса и единодушно требуют заключения Пакта Мирз между народами. Их стремления и требования с новой силой были выражены в докладах и выступлениях выдающихся борцов за мир на чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира и в ее исторических решениях.

Председатель Всемирного Совета Мира профессор Жолио-Кюри дал в своем докладе широкий обзор и анализ международных проблем в свете последних событий; он изложил также задачи движения сторонников мира и условия их успешного разрешения. Большее значение для многих будет иметь его суждение о том, что движение сторонников мира открыто для всех миролюбивых людей, а единственная цель этого движения — избежать ужасного всемирного конфликта, который подготавливают некоторые, и содействовать установлению прочного и длительного мира. Перед лицом исключительной опасности это напоминание должно способствовать еще более широкому объединению различных течений, стремящихся к миру.

Доклад профессора Го Мо-жо был посвящен корейской проблеме, которая «является одной из самых неотложных проблем», так как затрагивает народы всего мира. Говоря о тактике затягивания американской стороной переговоров о перемирии, докладчик указал на «исключительно терпеливую и твердую позицию», занятую в этих переговорах народами Кореи и Китая, «чтобы удовлетворить стремление народов всего мира к миру». Он перечислил условия мирного разрешения корейской проблемы и сказал, что особую ответственность за это несут американский народ и его ученые, которые должны бороться за то, «чтобы наука не использовалась в качестве оружия уничтожения».

Ив Фарж, более полутора месяцев находившийся в Корее и в Китае, представил в своем докладе потрясающие данные о бактериологической войне, развязанной американцами против этих стран. Теперь уже ни у кого не может быть сомнений в том, что американские агрессоры превратили Корею в страшную лабораторию по испытанию методов и оружия массового уничтожения. «То, что я видел, — Сказал Ив Фарж, — заставило меня признать, что когда событие становится серьезным, долг повелевает быть еще более терпеливым, еще более настойчивым, проявлять еще больше понимания, чтобы изыскивать все более широкие основы для соглашений и действий. Когда событие несет столько нищеты и ужасов, оно обязывает того, кто любит своих детей и свою страну, того, кто чувствует, что все эти ужасы затрагивают его человеческое достоинство, открыто занять позицию и возвысить свой голос».

Об успехах кампании за Пакт Мира и о дальнейшем расширении движения в защиту мира представил доклад Жан Лаффит. Он сказал, что сегодня идея Пакта Мира не принадлежит одному Совету Мира и тем сотням миллионов мужчин и женщин, которые подписывались под Обращением. Эту идею поддерживают различные общественные течения, находящиеся вне движения сторонников мира, которых ход событий вынудил сначала желать, а затем и требовать такого же самого решения вопроса, которого требуем и мы. Это обещает победу духа переговоров над политикой силы. Той же цели должно служить и дальнейшее расширение движения в защиту мира, которое в ходе подготовки к новому конгрессу несомненно превзойдет его нынешние границы.

Профессор Бернал посвятил свой доклад проблеме перевооружения и разоружения. Трудности последнего столь же очевидны, как и пагубные последствия первого. «С течением времени, — сказал докладчик, — политика перевооружения в силу ее экономических и социальных последствий сама создает себе могучую оппозицию, которая только начинает осознавать свою силу».

В многочисленных выступлениях по этим докладам членов и гостей Всемирного Совета Мира были всесторонне обсуждены проблемы Германии, Японии и Кореи, проблемы прекращения гонки вооружений и заключения Пакта Мира. Отличаясь реализмом суждений, все речи борцов за мир дышали твердой верой в возможность предотвращения опасности.

II

В конце третьего дня заседаний чрезвычайной сессии Всемирный Совет Мира с большим вниманием выслушал выступление Митрополита Николая, горячо встреченного всеми участниками сессии. Он говорил о служении Церкви Христовой делу умиротворения людей, говорил о том, что хотя Церковь и далека от. политики, но она не остается на изолированных высотах духовности и, по самому назначению своему — служить спасению людей, — всегда оказывается в самой гуще исторической жизни человечества.

Как воплощение религиозной совести верующих, Церковь обличает всякое нарушение любви и правды и стремится предупредить акты зла, пока они остаются в намерении людей. И теперь, предупреждая поджигателей войны от рокового шага, она напоминает им о неизбежном возмездии и старается внушить, что хотя они и не признают дружбы и согласия народов, но сами не могут обойтись без этого, если хотят жить.

Все должны признать, что цели борцов за мир предельно ясны и на пути к ним могут быть разрешены все проблемы, волнующие сейчас человечество. Но так как поджигатели войны не желают их мирного разрешения, то необходимо позаботиться о еще большей концентрации сил мира, чему может много послужить солидарность религий.

Далее Митрополит Николай выразил глубокое возмущение политикой колониального угнетения и призвал христиан усилить движение за ее отмену. Он также сказал, что религиозная совесть не может мириться со зверским отношением американцев к военнопленным и осудил провокационную бомбардировку корейских электростанций на реке Ялуцзян.

Его обличительное слово не прошло мимо и такого ужасного преступления агрессоров, как применение ими бактериологического оружия. Нравственную ответственность за это неслыханное в истории деяние Митрополит Николай возложил на американских христиан, которые должны во имя высоких принципов христианской религии принудить свои правительства прекратить бактериологическую войну и присоединиться к Женевской конвенции 1925 года. «В достижении той и другой цели, — сказал он, — американские христиане должны видеть оправдание своей веры, как в наказании преступников бактериологической войны американский народ будет видеть спасение своей чести и достоинства».

Касаясь созыва конгресса народов в защиту мира, Митрополит Николай сказал, что если смысл человеческого мира усматривать в согласовании любых положительных умонастроений и принципов, то в основе наиболее широкого объединения сторонников мира может быть только МИР, как единственная цель наших усилий и как условие свободной творческой жизни, в которой найдут место все существующие ныне социально-экономические системы и все исторически сложившиеся формы духовной жизни народов.

Прообразом этого мира может служить поле, на котором возделываются и произрастают различные злаки. А наглядным примером такого мирного сосуществования является недавняя Конференция Церквей и религиозных объединений в СССР, созванная Святейшим Патриархом Алексием для обсуждения вопроса о путях защиты мира во всем мире. «Бели бы с той же целью солидаризировались Церкви и религиозные объединения в каждой стране, а все они схватывают сотни миллионов верующих, то международная атмосфера станет несомненно более благоприятной для переговоров и соглашений...»

Выражая суждение религиозней мысли и совести о современном положении вещей, Митрополит Николай призывал в своей речи к такому пониманию мира, которое может удовлетворить наибольшее число людей на земле. Ведь как бы ни пытались, те или иные группы людей заранее обусловить свое положение в ожидаемом мире, этот, мир нельзя отделять от свободы и равенства, от справедливости и взаимных уступок, от доверия и сотрудничества народов.

Именно такого мира, одинаково необходимого и удобного для всех, жаждут сотни миллионов людей всех стран, и этот мир составляет единственную цель великого движения сторонников мира.

III

Путь к такому миру открывают исторические решения чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира, требующие мирного разрешения германской, японской и корейской проблем, прекращения бактериологической войны и запрещения бактериологического оружия. Принято также Воззвание о созыве Конгресса народов в защиту мира.

Всем известно, как осложнили германскую проблему сепаратные соглашения, заключенные в Бонне и Париже. Поощряя возрождение милитаризма и фашизма, они углубляют раскол Германии и Европы и не только препятствуют всеобщему разоружению, но создают исключительно острую опасность новой войны.

И вот, в предупреждение военного взрыва в Европе, Всемирный Совет Мира принял Обращение к правительствам четырех великих держав — Соединенных Штатов Америки, Франции, Великобритании и СССР, — взявших на себя в Потсдаме особую ответственность за мирное урегулирование германской проблемы, и заявил, что считает наилучшим решением — немедленный созыв конференции четырех держав с целью этого урегулирования. В Обращении указано и единственно возможное решение германской проблемы — это единство Германии и свободные выборы германского правительства, которое должно заключить мирный договор со всеми заинтересованными государствами.

В то же время Всемирный Совет Мира обращается к общественным организациям соседних с Германией стран и самой Германии, к молодому поколению, будущее которого навсегда было бы загублено войной, и ко всем, кто сознает серьезность нынешнего момента, с призывом — найти формы совместных действий, чтобы в ближайшие месяцы воспрепятствовать ратификации сепаратных соглашений и добиться со

зыва конференции четырех держав с целью такого решения вопроса, которое отвечало бы интересам их собственной безопасности и национальным интересам немецкого народа.

Резолюция о борьбе против ремилитаризации Японии и за демократическую Японию указывает на сопротивление японского народа сепаратному санфранцисскому договору и японо-американскому договору «о безопасности», представляющим огромную опасность для мирного развития не только японского народа и народов Азии и Тихого океана, но также народов остальной части мира.

«Санфранцисский договор и соглашения, которые из него вытекают, — сказано в резолюции, — незаконны, ибо в них не приняты во внимание международные соглашения: они должны быть заменены подлинным договором, подписанным всеми заинтересованными государствами».

Бороться за это и призываются миролюбивые народы и все страны, правительства которых подписали санфранцисский договор. Ибо нет иного способа устранить опасность войны в Азии, как вывести из Японии все оккупационные войска, запретить превращение Японии в военную базу и предоставить японскому народу возможность мирного развития на основе полного суверенитета и демократии.

Особую резолюцию чрезвычайная сессия Всемирного Совета Мира посвятила вопросу о прекращении войны в Корее. За эту войну, характеризуемую применением напалма, ядовитых газов и бактериологического оружия, резолюция возлагает ответственность на Соединенные Штаты Америки и на правительства тех стран, которые поддерживают незаконное вмешательство Организации Объединенных Наций во внутренний конфликт в Корее. А чтобы положить конец мучениям корейского народа и сохранить мир, Всемирный Совет Мира призывает все народы потребовать: немедленного прекращения военных действий путем подписания перемирия и ратификации и соблюдения всеми странами Женевского протокола от 17 июня 1925 года, запрещающего применение средств бактериологической войны.

В связи с бесспорными данными о применении этого страшного оружия в Корее и в Китае чрезвычайная сессия утвердила Обращение против бактериологической войны, принятое в апреле на заседании Бюро Всемирного Совета Мира в Осло. Поднимая голос в защиту народов от истребления и требуя наказания виновников применения биологического оружия, это Обращение заставляет вспомнить доклад Ива Фаржа о бактериологической войне в Корее. «Если война в Корее, — сказал он, — является пробным камнем для той войны, которую хотят начать завтра, то она является также пробным камнем для каждого человека, который намерен размышлять, выносить свое суждение и действовать. Целые города снесены с лица земли, истребляется гражданское население, пылающий напалм превращает в факел человеческие существа; применяются отравляющие газы, о которых говорили еще недостаточно, применяются сегодня — вирусы, вибрионы и микробы, а завтра — атомные бомбы. Берегитесь! Ужас, который сейчас сконцентрирован, может распространиться».

Вот почему на защиту мира необходимо поднять все положительные силы человечества. Наша воля к миру должна, наконец, реализоваться, должна изменить ход событий и обеспечить мир. С этой целью «5 декабря 1952 года в Вене откроется Конгресс народов в защиту мира». Он «объединит... людей всех направлений и группировки или ассоциации всякого рода, которые хотят обеспечить разоружение, безопасность и национальную независимость, свободный выбор своего образа жизни и ослабление напряженности международных отношений».

Эта установка Всемирного Совета Мира, выраженная в особом Воззвании о созыве Конгресса народов, возвращает нас к выступлению Митрополита Николая, который сказал: «Будет огромным достижением устроить встречу всех течений борьбы за мир, чтобы они слились в единый могучий поток, способный смыть с лица земли военные планы и страхи. Все должны убедиться, что движение за мир шире любой политической концепции».

И все должны понять, добавим мы, что единственная цель, к которой сейчас стремятся все люди доброй воли, — это мир и только мир.

А. ВАСИЛЬЕВ

Система Orphus