(Некоторые итоги Конференции Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира)
I
Конференция всех Церквей и религиозных объединений нашей страны, имевшая место 9—12 мая 1952 года в обители преподобного Сергия Радонежского, войдет в историю как первый опыт солидарности религий в защите высших начал человеческого общежития, как опыт активного участия вместе с народами Советского Союза и всего мира. в борьбе за мир.
Да и невозможно допустить, чтобы религии, исповедующие Единого Бога, обнаружили иное отношение к угрожающему всем бедствию новой мировой войны. Если все они признают любовь основой человеческой жизни, то «всякое нарушение любви в человеческих и международных отношениях, — сказал Святейший Патриарх Алексий при открытии Конференции, — не может не вызывать в нас горячего противодействия»...
Со времени окончания второй мировой войны эти нарушения стали возникать все чаще и чаще, угрожая превратиться в трагедию третьей истребительной войны. Перспективы последней столь мрачны, что каждая попытка уничтожить их должна окрылять нас надеждой, и каждое искреннее слово о мире, тем более слово религиозное, должно восприниматься как благовестие жизни, чуждой озлобления и страха.
Но возвышенность идеи не означает ее отрешения от действительности: слово «мир», твердо сказанное сотнями миллионов христиан и сотнями миллионов верующих других религий, может заставить политиков согласовать свои цели с настроением большинства людей, а действия этого большинства могут парализовать замыслы, политиков войны и помочь осуществлению действительно мирной политики. Нужно лишь объединить религиозно-нравственные силы человечества и создать нравственную преграду войне. Именно такая мысль одушевляла инициатора Конференции Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира — Святейшего Патриарха Алексия.
Та же идея была проведена и в докладе Митрополита Николая «Церковь вместе с народом в борьбе за мир». Он начал с обзора достижений народов в деле борьбы за мир и, прежде всего, указал на факт объединения огромной части человечества, осознавшей необходимость защиты мира, и на успешное преодоление ею расовых, национальных, политических и религиозных различий на этой почве. Лучшее тому доказательство! — успех Стокгольмского воззвания о запрещении атомного оружия и еще больший успех референдума в пользу Пакта Мира между народами. О том же говорит возрастающее значение Советского Союза в защите мира и разоблачении агрессивных замыслов поджигателей войны.
В докладе было, разумеется, отмечено, что все достигнутое в борьбе за мир и все, что предстоит достигнуть, невозможно мыслить вне моральных усилий ряда христианских Церквей и религиозных объединений, ибо каждая религия, особенно христианская, создает те нравственные стимулы, которые руководят верующими людьми в их личной и общественной жизни. Поэтому содействие религиозных обществ делу мира приобретает огромное значение и может быть чрезвычайно плодотворным, а в некоторых условиях даже решающим.
Но, к сожалению, не все религии и даже не все христианские Церкви участвуют в борьбе за мир: «участие в ней сдерживается там, где политические мотивы предпочитаются религиозным, и неуклонно расширяется в среде, одушевленной сознанием религиозного долга». Приходится убеждаться и в том, что «расширение активности, как правило, идет снизу, от искренности верующих масс, а сдержанность проявляется преимущественно в руководящих кругах некоторых Церквей и религиозных объединений», так или иначе зависимых от системы агрессивной политики.
Это обстоятельство еще более убеждает в необходимости следовать религиозному долгу, который обязывает защищать мир, не взирая на политические предубеждения. Так именно, поступают некоторые христианские Церкви, церковные группы и лица зарубежных стран; так действуют значительные массы верующих других религий и так же понимают свое участие в защите мира Русская Православная Церковь и другие религиозные объединения в СССР.
Митрополит Николай говорил и о том, что содействие Церкви делу укрепления мира существенно и реально для народа: оно укрепляет его моральное единство, способствует преодолению человеческого эгоизма, в котором коренятся распри, разъединяющие людей, питает мужество народа, его самоотверженность и любовь к Родине.
Связь религии с жизнью особенно наглядно, была показана в единой программе духовно-нравственной работы всех Церквей и религиозных объединений в пользу мира. Воспитание личного и национального, достоинства верующих людей, сочетаемого с примерным исполнением личных, семейных и гражданских обязанностей, содействие общественным мероприятиям, направленным к укреплению мира, помощь жертвам жестокости и угнетения, проповедь мира, содействие делу сближения народов — вот задачи, поставленные докладчиком перед всеми религиями.
В изложении этой программы, разумеется, не было и намека на какой-либо религиозный синкретизм — намечались лишь те задачи и меры, которые практически вытекали из учения всех религий и, прежде всего, религии христианской.
В полном согласии с их нравственными предписаниями оказались и решения Всемирного Совета Мира об осуждении агрессии, запрещении оружия массового уничтожения, всеобщем разоружении, прекращении войн и заключении Пакта Мира между великими державами. Поэтому Митрополит Николай призвал верующих людей всех стран к поддержке этих решений и сказал: «Поспешите вместе с вашими народами взять дело мира в свои руки, пока еще есть время, и действуйте в твердом убеждении, что человечеству на земле не может быть тесно и что все народы, как и все существующие ныне социальные системы, могут мирно сожительствовать на ней и соревноваться между собою в достижении благополучия для людей — без вражды и кровопролития...»
II
Общий смысл доклада Митрополита Николая и выступлений делегатов и гостей Конференции можно определить как заботу о повседневном содействии Церквей и религиозных объединений в СССР делу мира во всем мире.
Уточняя методы этого содействия, одни из выступавших говорили о необходимости «парализовать силы, возбуждающие вражду, ненависть и подстрекательство к войне» (П. А. Мацанов), другие обличали поджигателей войны в отступлении от учения Христова (Старообрядческий архиепископ Флавиан), третьи ставили задачу «вывести всех верующих из состояния застоя, равнодушия, пассивности», имея в виду зарубежных христиан, не принимающих участия в защите мира (Я. И. Жидков), четвертые призывали своих зарубежных единоверцев активно включиться в великое движение сторонников мира (Ф. Г. Томбо).
Христианское решение вопроса особенно ярко было выражено гостем из Финляндии протоиереем Михаилом Мииккола, сказавшим: «Нам нужно не только говорить о мире, но... творить мир в себе, в нашем семействе, в нашем обществе, в кругу наших знакомых; надо быть миротворцами, друзьями мира, и тогда из миролюбивых людей вырастут миролюбивые семейства, из миролюбивых семейств — миролюбивые общества, а из миролюбивых обществ образуются миролюбивые народы, из народов — миролюбивая вселенная...»
Прекрасное слово о мире услышала Конференция из уст представителя иудейской религии — раввина С. М. Шлифера. «Когда раскрылись книги жизни и смерти, — сказал он, — мы, верующие, не можем оставаться пассивными и должны проявить самую высокую активность в защите человечества от надвигающегося уничтожения. Слово «мир» для нас, верующих евреев, кроме общего понятия мира, как спокойствия и дружбы между народами, имеет еще глубокое религиозно-символическое значение, поскольку «Мир» — «Шалом» есть одно из имен Господа Бога, Владыки мира, и мы за эту священную идею должны бороться вплоть до самопожертвования...»
С большой силой убеждения выразил свой призыв к миру епископ Римско-католической Церкви в Литве Палтарокас: «Если бы все верующие, без различия догматических и литургических особенностей, сплотились под знаменем мира, то получилась бы такая громадная сила, которая не дала бы возможности покушаться на мир. Поэтому я братски призываю всех верующих единодушно сплотиться в одну великую рать за мир».
Призыв римско-католического епископа был предварен практической мыслью грузинского православного Патриарха-Католикоса Мелхиседека о «всемирном съезде религиозных деятелей всех стран мира» с целью содействия миру народов. А Верховный Патриарх-Католикос Армении Георг VI выразил уверенность в том, что представители всех Церквей и религий соберутся на всемирную конференцию для обсуждения вопроса: как устранить угрозу новой войны и утвердить в душах людей чувства гуманности и братства.
В доказательство возможности соглашения между различными странами, Митрополит Севастиан из Румынии указал на очевидный для всех факт сотрудничества представителей различных религий на данной Конференции. Значение этого факта углубил муфтий мусульман Европейской части СССР и Сибири Шакир Шайхлислам Хиялетдинов, который назвал Конференцию выражением солидарности в защите мира и ярчайшей демонстрацией единства и дружбы между народами Советского Союза. А пастор Эрвин Кок из Австрии, указывая на пример этой дружбы, поставил в своей речи вопрос: почему народы, всего мира не могут жить в таком же мире между собою?
Вопрошающий мог бы извлечь ответ из наглядного для него сравнения атмосферы взаимного благожелательства и доверия, которой дышала Конференция представителей разных национальностей и религий, с душным скоплением недоверия и страха на Западе. Красноречивым ответом служило и Обращение Конференции к Церквам, религиозным объединениям, духовенству и верующим всех религий всего мира.
«Мы, представители религий, существующих на территории Советского Союза, — было сказано в этом. Обращении, — считаем своим долгом засвидетельствовать, что, по нашему убеждению, источник войны скрывается не здесь, где люди в неустанном труде создают условия для общего счастья и процветания, осушая болота и орошая пустыни; где человеческие силы направлены против засух и болезней; где мечты и дела людей окрыляются идеей мира, — а там, где социальные противоречия объясняются избытком населения, где разрабатываются наиболее эффективные средства массового уничтожения людей, где готовятся к войне, мечтая о господстве над воем миром».
С кем же должны быть люди, верующие в Бога и взыскующие правду жизни, как не с теми, кто борется за эту правду? — Поэтому «в сознании величия и правоты дела и по долгу своего призвания, мы обязаны принять непосредственное участие в этой борьбе, — говорится далее в Обращении Конференции к верующим всего мира. — Мы поддерживаем предложения Всемирного Совета Мира об осуждении агрессии и запрещении военной пропаганды, разжигающей вражду и ненависть. Нам нужно создать нравственную преграду разгулу страстей, побуждающих к нападению на мирных соседей, и заранее ссудить его, как преступление против человечества и морали».
Преградить путь войне — высокая и ответственная задача. По отношению к ней не может быть сомнений в единстве всех религий, как нельзя сомневаться в том, что каждая из них по-своему верует в Бога. Можно сомневаться только в твердом следовании людей предписаниям своей веры и даже в самом наличии у них этой веры.
Именно так обстоит дело в некоторых западных кругах, называющих себя христианскими. По отношению к ним указанное сомнение становится упреком, поскольку угроза войны исходит из их среды. Поэтому Конференция обратилась в первую очередь к христианам, а затем к верующим других религий, с призывом объединиться в борьбе за мир с народами своих стран и поставить свои правительства перед необходимостью отказаться от пагубной политики развязывания новой мировой войны.
Этим призывом Русская Православная Церковь и вместе с нею все Церкви и религиозные объединения нашей страны выразили не только свою солидарность с движением сторонников мира, но и свою постоянную задачу — заботиться о том, чтобы люди были всегда достойны мира, которого они жаждут. Только тогда нравственная преграда, воздвигаемая против разрушительных сил войны, станет подлинно несокрушимой.
III
Как и следовало ожидать, Конференция Церквей и религиозных объединений в СССР вызвала многочисленные отклики не только внутри нашей страны, но и за ее рубежами.
От различных церковных организаций и религиозных групп в Советском Союзе были получены сотни телеграмм с приветствиями и пожеланиями успеха Конференции. Для всех этих приветствий характерно сознание ответственности переживаемого времени и единство надежды на сохранение, мира. Общий смысл приветствий можно выразить словами Святейшего Патриарха Алексия из его заключительной речи при закрытии Конференции: «Мы не имеем другой цели, как только благо мира, и мы должны всеми мерами содействовать водворению мира среди людей и устранению грозного призрака военных бедствий».
То же чувство вложил в свое приветствие друг нашей Русской Церкви Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III. «Находясь далеко от Вас, — написал он нашему Патриарху, — я мысленно участвую с Вами в Конференции и выражаю свою готовность посвятить все свои силы на защиту мира против темных сил, пытающихся развязать войну и принести ужасы и страдания человечеству. Я желаю народам иметь неиссякаемый источник энергии в борьбе за мир и процветание».
Этим источником для верующих является, прежде всего, молитва, без которой не существует и не может существовать ни одна религия. Молитвой выражается благоговение к Богу и правда к людям. Поэтому следует особенно оценить молитвенные труды, которые присоединила Православная Церковь Ливана я трудам Конференции религий в Загорске. «В течение 40 дней совершаем молитву, чтобы испросить мир миру, — пишет Митрополит Ливанский Илия Карам. — По случаю Конференции русских Церквей молитвенно присоединяемся к вам, чтобы умолять Бога... о ниспослании нам мира, которого жаждут все народы».
К Воззванию Конференции, адресованному верующим всего мира, присоединился и Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, который указал в своем послании, что любовь и мир составляют закон всех религий и главную цель христианства, и к ней слуги Христовы должны стремиться всей своей жизнью.
От лица верующих евреев Румынии раввин д-р Мозес Розен выразил полную солидарность с Конференцией религий в СССР. «Высокая этика Библии, этой книги книг, — пишет он, — побуждает нас к неустанной борьбе за мир между людьми, за мир дальним и близким, как учит пророк Божий Исаия».
Свои молитвы, благословения и протесты против применения агрессорами бактериологического оружия в Корее присоединили к трудам Конференции и другие религиозные общества Румынии: римско-католическое архиепископство, в лице его викария каноника Иованелли, Евангелическо-лютеранская церковь в лице епископа д-ра Фридриха Мюллера, магометанский муфтий Якуб Махмет, Армянская Церковь, возглавляемая епископом Васкеном, старообрядческий митрополит Тихон и другие.
Не отделяя богослужение от человеколюбия, венгерское католическое духовенство и верующие, объединенные в Государственный комитет защиты мира, заявили свое отношение к делу Конференции следующими словами: «В силу нашего священнического долга, мы. хотим помогать делу мира нашими молитвами, словами и делами, чтобы жизнь победила смерть, строительство — разрушение, мир — войну, чтобы мысль Всемогущего Бога осуществилась».
А протестанты Венгрии, в лице председателя Совета венгерских протестантских церквей Альберта Борецкого, особенно оттенили цель Конференции религий — пробудить у верующих людей всего мира чувство. ответственности за опасность, которой подвергается человечество, и заставить их не только молиться, но к действовать в защиту мира.
С большим пониманием оценило задачи Конференции Международное общество друзей примирения в Англии, объединяющее христиан, отказавшихся от войны, несовместимой ни с учением Христа, ни с человеческой жизнью. «В мире живет более 600 миллионов христиан, — пишет генеральный секретарь этого Общества Клиффорд Г. Мэйкер, — и нужно верить, что, если все они пойдут путем христианской жизни, то сила Божия проявится через них во всем Своем могуществе».
Все эти высказывания можно рассматривать как призыв к тому, чтобы христиане не превращали свою религию в отвлеченную истину и не давали неправде управлять нашей жизнью. Не грех ли господствует в области политики и социальных отношений в той же Англии, где, по словам известного проповедника Стэнли Эванса, имеются церковные круги, которые боятся не столько мировой войны, сколько социальных перемен, осуществленных в ряде восточных стран, и по этой причине пугаются даже самого мира?
Но такая «боязливая» позиция, к счастью, не свойственна христианским массам Англии, от лица которых Стэнли Эванс и председатель Объединения «Христиане и кризис» Мерсер Вильсон приветствовали Конференцию Церквей и религиозных объединений в СССР своими благословениями и горячими пожеланиями успеха. «Религиозные организации, — пишет Стэнли Эванс, — могут внести колоссальный вклад в дело обеспечения мира нашему поколению, и этот вклад может оказаться решающим...»
Христианские массы Германии особенно остро переживают свою ответственность за ее агрессивную политику в прошлом и за теперешний раскол своей родины, ведут борьбу с реваншизмом и «общим» договором, чреватым опасностью новой войны, и стремятся всеми мерами изменить обстановку в пользу мирного решения германского вопроса. Лютеране Германии, руководимые пастором Мартином Нимеллером, стараются духовно скрепить восточную и западную части своей искусственно расчленяемой страны. Они считают Русскую Православную Церковь крупным фактором в деле сохранения мира и сочувствуют ее усилиям в этом направлении. Пастор Мартин Нимеллер заявил на собрании женской лиги, что Конференция религий, созванная Патриархом Алексием, есть могущественное свидетельство и обличение против поджигателей войны.
Опровергая тех, кто считает надежду создать общество, свободное от войн, кризисов и нищеты, политической сентиментальностью, Саксонское управление Христианского демократического союза выражает свою поддержку Конференции религий в СССР и тем самым утверждает, что пренебрегать такой надеждой — значит оставлять нравственный идеал христианства без приложения к общественной жизни. «Задача нашего христианского исповедания, — пишет председатель Союза Магнус Дедек, — удержать человечество в мире и бороться за мир в целях достижения социальной справедливости и прогресса».
С таким же энтузиазмом отозвались на опыт Конференции религий в СССР христиане-католики, работающие в Христианском рабочем объединении Германской Демократической Республики. «В основе Конференции, — пишет пастор Фишер Генц Фрид, — лежит упрочение мира во всем мире — наивысшая и неотложная задача всех людей, верующих во Христа и стремящихся к миру всем своим разумом и доброй волей».
Подобные же отклики на Конференцию религий были получены от других христианских организаций и религиозных деятелей разных провинций и городов Германии: Потсдама, Мекленбурга, Тюрингена, Вэксельбурга, Шварценберга, Циттау, Фалькензее и других мест. «Мы, христиане, боремся за мир и единство Германии [1], — звучат слова этих откликов, — и молимся, чтобы в результате работы Конференции явилось упрочение мира, когда люди смогут жить и трудиться, как повелел Господь» [2]. При этом выражается желание созвать в недалеком будущем подобную же Конференцию всех Церквей и всех религий мира.
Так же сочувственно отзываются на труды и воззвания Конференции Церквей и религиозных объединений в СССР христиане из Швейцарии, Австралии, Японии, Голландии, Мексики, Соединенных Штатов Америки, Чехословакии и других стран. Все они говорят о необходимости единения людей в любви к Богу и друг к другу, ищут единства Христианской Церкви, вокруг которой должны объединиться все моральные силы верующего человечества с целью упрочения мира, и приветствуют Конференцию в Загорске.
А. ВЕДЕРНИКОВ
[1] Из телеграммы председателя Комитета защиты мира Христианского общества рабочих Вэксельбурга г. Эргардта.
[2] Из телеграммы проповедника высшей школы в Потсдаме доцента Кеншернера