НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

РЕЧЬ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СЕССИИ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА МИРА (Берлин, 3 июля 1952 г.)

Дорогие друзья!

Мой первый долг — передать Вам, участникам чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира, самые лучшие пожелания Русской Православной Церкви. Вместе с этим я хочу заверить, что наша Церковь неизменна поддерживает все благие начинания Всемирного Совета Мира и стремится содействовать их успеху с тою силою, с какой верует в конечное торжество Правды на земле.

Многие привыкли относить вопросы войны и мира только к области политики. Но было бы большим недоразумением считать, что Церковь не имеет об этой стороне жизни своего религиозного суждения мысли и совести. Иначе, как бы могла Церковь содействовать делу укрепления международного мира?

Не занимаясь политикой, Церковь не может оставаться в изолированных рамках религиозной жизни и по самому назначению своему — служить людям — всегда оказывается в самой гуще исторической жизни человечества.

На протяжении всей истории эта жизнь, подобно океану, шумит бурями противоречий. Но сквозь неумолкающий шум борьбы, сквозь стоны и дым пожаров не перестает звучать голос Церкви в умиротворение людей и народов, зовущий их к братской любви и к миру.

То же должна делать Церковь и теперь: ведь она воплощает в себе религиозную совесть человечества. Не действие ли этой совести видим мы в требовании христиан вместе со всеми честными людьми всего мира прекратить подготовку к новой мировой войне? Не она ли побуждает нас претворять мечту о мире в реальность дружбы и сотрудничества народов? Религиозная совесть не может молчать!

На человечество надвигается гроза истребительной войны — плод темных расчетов и ожесточения. И вот наша религиозная совесть, как и совесть человечества в лице всех сторонников мира, спешит предупреждать акты зла, если они остаются еще в намерении, в замысле, или искоренять их, если они уже показали свое лицо. Эта совесть обличает разнузданность эгоистических инстинктов, упраздняющих высокое достоинство человека, указывает на ужасы последствий и на огромную ответственность за преступление. Она предупреждает поджигателей войны: смотрите, берегитесь сделать роковой шаг! Иначе этот шаг станет непоправимым и совершившие его будут горько сожалеть. Но будет поздно: дух войны, вызванный из преисподней, не уйдет обратно до тех пор, пока поднявший меч не погибнет от меча!

Так действуем мы в пользу мира, не связывая его ни с какой политической теорией.

Мы хорошо видим темный источник новой войны, который скрывается в глубоком подполье человеческих душ, омраченных страстями наживы и властолюбия. И, хотя на поверхности мы видим лозунги об охране цивилизации и даже международного мира, в действительности — мы знаем — они прикрывают шествие смерти и сумрак дымящихся разрушений. И мы, вместе со всеми простыми людьми всего мира, гневно обличаем зачинщиков новой войны! Мы боремся за мир!

Опасность войны требует напряженной борьбы с ней. Но жизнь утверждает себя. Число подписавшихся под Обращением о заключении Пакта Мира между пятью великими державами уже превысило число подписавшихся под Стокгольмским Воззванием на 122 миллиона человек. Всего 604 миллиона подписей! Это подписи не обманные, не вынужденные, не купленные. Можно подкупить тысячу предателей, но треть человечества не подкупишь! Притом, громадное количество ставивших свою подпись под требованием мира рисковало потерей работы, тюрьмой, пытками, самою жизнью, и многие из них поплатились за это исполнение долга чести.

Ясна, проста, непреложна, неопровержима и отвечает чаяниям всех честных людей на свете программа борцов за мир. Нам хорошо известны, дорогие друзья, вопросы, волнующие мировое общественное мнение. Первый из них — разоружение, соединяемое с требованием запретить атомное, химическое, бактериологическое и всякое иное оружие массового уничтожения.

Одно согласие на этот великий акт могло бы сообщить истомившемуся народу огромные силы, способные довершить начатое дело мира в духе самых горячих и взаимных благожеланий!

Но так как такого согласия всё нет, то необходимо всем защитникам мира заботиться о еще большей концентрации сил мира и таким образом поставить упорствующих перед убедительным аргументом единства народов. Нужно привлечь к строительству мира все созидательные идеи, все жизнеспособные силы, и тогда откроются новые возможности для соглашений.

Такова правда мира. Обличая на каждом шагу своих противников, упорствующих в гонке вооружений, она обязывает своих друзей не останавливаться на полдороге и всеми средствами добиваться прекращения этого пагубного соревнования. Нужно убеждать, протестовать, сопротивляться военным приготовлениям, нужно разоблачать агрессивные замыслы, нужно беспрерывно стучаться в закрытые двери ожесточенных сердец, склоняя их к переговорам, к взаимным уступкам. Солидарность верующих всех религий, и особенно христиан, может сыграть здесь немаловажную роль.

Вопрос, касающийся заключения мира с Германией и Японией, также не решен до сих пор, несмотря на его исключительную важность для дела мира. Вопреки существующим соглашениям, углубилось расчленение Германии, западная ее часть вооружается, а вооружение Японии уже стало фактом. Навязанные сепаратные договоры закрепляют это опасное возрождение старых очагов войны.

Кажется, один факт создания этих очагов войны способен поднять бурю народного гнева против поджигателей новой войны и их пособников. Поэтому лютеранам и католикам Германии, как и верующим японцам, необходимо напрячь все силы, чтобы вместе со своими народами отстоять национальное достоинство и право на мирную жизнь.

Религиозная совесть не может не возмущаться и политикой колониального угнетения народов, не говоря уже о жестоких репрессиях, на которые наталкивается их стремление к независимости в том же Тунисе, в том же Вьетнаме, Малайе.

Неужели до сих пор страны-колонизаторы не могут понять, что предоставление самостоятельности этим народам является в такой же мере исторической необходимостью, как и нравственным долгом?

Понять это должны прежде всего христиане стран, владеющих колониями, понять и осудить колонизаторов, усилив движение за отмену их жестокой антихристианской политики.

Что же можно сказать о войне в Корее, несправедливой и возмутительной для совести народов?

Можно ли представить себе что-либо более противное совести, разуму, христианству, чем сатанинское бактериологическое оружие?

Недавно весь мир узнал и об ужасных событиях в лагерях военнопленных и о зверском обстреле корейских электростанций. И эта позорная война всё продолжается! Весь честный мир требует немедленного прекращения войны в Корее, переговоры о перемирии с которой не имеют до сих пор своего конца по вине захватчиков!

Как бы ни пытались скрыть следы своих преступлений вдохновители чумно-холерно-тифозной войны, их сурово обличают факты, установленные и проверенные авторитетными международными комиссиями, как мы слышали об этом и сегодня из уст самих участников этих комиссий. Попытки отрицания этих преступлений показывают, что преступники испуганы возмущением народов и боятся разоблачений. Означает ли это страх ответственности или желание сохранить остатки престижа, — в любом случае мы имеем дело с врагом коварным и совершенно аморальным. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы обезвредить его.

В предупреждение новых преступлений нужно апеллировать прежде всего к американскому народу, перед которым, как говорится в призыве Бюро Всемирного Совета Мира, встает вопрос чести и достоинства. Для американцев-христиан это означает нравственную ответственность за поведение своего правительства: они должны принудить его, во имя высоких принципов христианской религии, прекратить бактериологическую войну и присоединиться к Женевской конвенции 1925 года. В достижении той и другой цели американские христиане должны видеть оправдание своей веры, как в наказании преступников бактериологической войны американский народ будет видеть спасение своей чести и достоинства.

Обращаясь с таким призывом к американскому народу, в большинстве своем христианскому, мы будем стремиться всеми мерами поддержать его!

Крепка наша вера, дорогие друзья, в дальнейшее сплочение людей доброй воли.

Мы не только верим в объединение всех сил мира, но и объединяем их. Два всемирных конгресса и множество различных по форме организаций сторонников мира дали замечательные результаты в этом отношении. Если добиться еще большей консолидации сил мира, то они, действуя решительно, могут совершенно изменить ход событий. Эта уверенность и требует созыва Великого Конгресса в защиту мира.

Мне представляется, что свое значение и величие он должен оправдать объединением всех, кому мир нужен и кто мира хочет. Следовательно, необходимо создать очень широкое объединение приверженцев мира. Здесь не должна иметь значения, так сказать, формальная принадлежность к нашему движению, хотя оно и является всемирным. Будет огромным достижением устроить встречу всех течений борьбы за мир, чтобы они слились в единый, могучий поток, способный смыть с лица земли военные планы и страхи. Все должны убедиться, что движение за мир шире любой политической концепции.

Широте объединения не может не соответствовать и единая основа, на которой возможно достичь согласия всех — решительно действовать против развязывания новой войны. Такой основой может быть только МИР, как условие свободной творческой жизни, в которой найдут место любые социально-экономические системы и вcе исторически сложившиеся формы духовной жизни народов.

Такое понимание мира делает нашу планету ареной мирного соревнования, а не деспотизма и, следовательно, позволяет согласовать любые положительные умонастроения и принципы жизни.

Словом, земля должна оставаться полем, на котором могут возделываться и произрастать различные злаки.

Наглядным выражением этого, принципа явилась недавняя Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященная вопросу защиты мира во всем мире.

По призыву Патриарха Московского и всея Руси Алексия, к 9 мая с. г. в Москву съехались на Конференцию делегаты всех Церквей, существующих в нашей стране: православной, армянской, старообрядческой, римско-католической, евангелическо-лютеранской, реформатской, методистской, и всех прочих религиозных объединений, как христианских — евангельских христиан-баптистов, адвентистов, духовных христиан (молокан), так и других: иудейского вероисповедания, мусульманского, буддийского.

Обсуждался мой доклад «Церковь с народом в борьбе за мир».

Поднимаясь на трибуну, один за другим служители различных религий, в давнее время нередко враждовавших между собой на религиозной почве, взволнованно и страстно говорили об одном, о том, что всех нас объединило в зале наших заседаний: о путях защиты мира во всем мире.

Это была незабываемая мощная демонстрация единства всех верующих нашей страны в борьбе за мир!

В эти дни наших встреч на общей почве работы в пользу мира мы называли друг друга братьями, потому что это чувство взаимного братства ощущалось всеми участниками Конференции особенно глубоко. Оно скрепляло нас в едином порыве — все силы отдать на служение благородному, священному делу мира!

На Конференции были обсуждены и приняты единая программа действий в этом направлении, подымающая на предельную высоту дело борьбы верующих за мир, и Обращение к Церквам, религиозным объединениям, духовенству и верующим людям всех религий всего мира о поддержке решений Всемирного Совета Мира.

История никогда не знала такого широкого единства людей разных религий, но в данных условиях оно оказалось возможным и весьма полезным для дела мира.

Этот опыт позволяет заключить, что союз религий только одной нашей страны представляет сильную моральную защиту против замыслов и пропаганды поджигателей войны. Но если бы с той же целью солидаризировались Церкви и религиозные объединения в каждой стране — а все они охватывают сотни миллионов верующих, — то международная атмосфера станет несомненно более благоприятной для переговоров и соглашений, что позволит изменить и течение событий.

Особенно важна работа христиан в пользу мира. По адресу христиан — обманутых, запуганных, медлительных и колеблющихся — Конференция Церквей и религиозных объединений в СССР справедливо напомнила в своем Обращении: «Ваша ответственность за дело сохранения мира особенно велика, потому что угроза войны исходит от правительств, именующих себя христианскими».

Это значит, что в настоящий момент — момент наибольшего ожесточения поджигателей войны — именно христианам нужно напряженными совместными усилиями воздействовать на совесть и волю некоторых государственных деятелей, принадлежащих, как известно, к христианским Церквам.

Это значит, что христианская солидарность вполне способна быстро ослабить международное, напряжение — стоит ей только заявить

о своем отношении к делу мира.

Это значит, что, оправдывая веру поведением, мы, христиане, а союзе с верующими всех других религий, можем благоприятно повлиять на разрешение проблем, разделяющих человечество. Тем самым мы можем помочь человечеству спасти дело мира.

Верующие всех религий всего мира! Объединяйтесь с сторонниками мира в священном деле сохранения мира на земле!

Нам, участникам движения за мир, надо поднимать на борьбу за мир новые и новые массы, достойно подготовить путь к величайшему событию современности — предстоящему Великому Конгрессу в защиту мира.

Пусть все, кто ненавидит войну, сойдутся на Великий Конгресс и волю народов, жаждущих мира, претворят в решимость сделать всё, чтобы Пакт Мира стал фактом нашей жизни!

Ведь в борьбе за мир, в степени активности этой борьбы решится самый роковой для современного человека вопрос: останется ли он хозяином на земле или еще невиданный катаклизм сотрет с ее лица всё живое?

«Глупец бросит в воду камень, и сто мудрых его не найдут», гласит древняя пословица. Надо крепко схватить за руку тех, кто держит в своем кармане нож.

С нами Правда — в ней наша мощь, уверенность и неустанная верная поддержка!

Нужно, чтобы голос народов звучал с той же силой, с какой некогда, по словам Библии, прозвучали трубы на подступах к Иерихону, и тогда падут возводимые преступными руками стены кровавых замыслов и сгинет опасность жесточайшей катастрофы!

Смерть войне!

Смерть смерти!

Да торжествует, властвует, цветет и украшается Жизнь!

Митрополит Николай

Система Orphus